К такому выводу пришли участники проведенных в Законодательном Собрании ЯНАО депутатских слушаний, посвященных правовому обеспечению миграционных процессов в регионе.
Тема слушаний, по мнению парламентариев, актуальна вдвойне: комплексное освоение месторождений полуострова Ямал наряду с развитием Северного морского пути и Северного широтного хода потребуют привлечения большого числа трудовых ресурсов, которыми Ямал на сегодняшний день не располагает. Одновременно с этим округу предстоит решать вопросы размещения производительных сил и сохранения социальной стабильности в регионе.
Уже сейчас по привлекательности для мигрантов Ямал находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Только за последние четыре года число мигрантов увеличилось почти в два раза и составляет более 90 тысяч человек — это практически пятая часть от общей численности ямальцев.
«Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этно-политический характер, миграция вносит коррективы в жизнь местных социумов, влияет на проводимую внутреннюю политику региона. Последствия миграции проявляются в различных сферах — политической, социальной, экономической, культурно-психологической. Эти последствия имеют и позитивный, и негативный характер. Да, бесспорно, четкое, понятное в применении федеральное законодательство в миграционной сфере должно быть жестким в отношении лиц, его нарушающих, и в то же время мне видится, что одной из задач органов власти является создание условий для привлекательности именно законной миграции», — задал тон слушаниям спикер парламента Ямала Сергей Харючи.
Свой взгляд на существующую систему управления миграционными процессами высказали и представители федеральных органов государственной власти. В их докладах прозвучали конкретные предложения по совершенствованию федерального законодательства, поскольку большинство вопросов выходит за рамки региональных полномочий.
В частности, было предложено пересмотреть процедуру выдачи разрешений на работу для иностранных граждан, поскольку существующий порядок может серьезно повлиять на здоровье россиян. На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, иностранный гражданин после получения разрешения на работу должен в течение тридцати суток пройти медицинское обследование. Однако практика показывает, что некоторые приезжающие на заработки граждане не спешат проходить медицинское обследование и, зачастую не зная о своих заболеваниях, подвергают угрозе здоровье окружающих. По данным Роспотребнадзора, по ЯНАО только за 9 месяцев текущего года в результате медицинского освидетельствования из 20 983 иностранных граждан, прибывших в округ, выявлено 84 человека с ВИЧ, туберкулезом и другими социально опасными заболеваниями. И это при том, что не проводятся обследования по ряду опасных инфекционных заболеваний, как, например, брюшной тиф и вирусный гепатит.
Проблема медицинского освидетельствования иностранных граждан усугубляется еще тем, что часть трудовых мигрантов (граждане семи государств — Армении, Азербайджана, Молдовы, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Украины) может работать по патенту. В этом случае не требуется предоставлять информацию о состоянии своего здоровья. Таким образом, даже если иностранный гражданин болен и находится на территории России, надзорные органы не имеют представления о состоянии его здоровья (за 9 месяцев 2013 года в автономном округе оформлено 3633 патента)
Патент (ст. 13.3 ФЗ № 115-ФЗ) — документ, подтверждающий право иностранных граждан, прибывающих в РФ в безвизовом порядке, осуществлять трудовую деятельность по найму у российских граждан — физических лиц в целях проведения работ и оказания услуг для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Повлиять на распространение инфекционных болезней иностранцами, по мнению участников депутатских слушаний, могло бы изменение порядка медицинского освидетельствования — необходимость обязать иностранных граждан до получения разрешения на работу представлять в УФМС медицинское заключение об отсутствии инфекционных болезней, причем распространить этот порядок и на иностранных граждан, работающих по патенту. Также предлагалось вменить иностранным гражданам приобретение обязательной медицинской страховки, которая должна покрывать услуги по оплате лечения, включая лечение от инфекционных болезней, профилактические прививки, профилактические и противоэпидемические мероприятия.
За введение обязательного медицинского страхования высказались и участвовавшие в заседании работодатели, поскольку затраты на добровольное страхование (в отличие от обязательного) не ведут к уменьшению налогооблагаемой базы и становятся для работодателя дополнительным бременем. Поэтому многие и не спешат страховать своих работников-мигрантов.
В целях максимального использования местных трудовых ресурсов звучали предложения запретить работодателю трудоустраивать иностранцев, если он не известил предварительно службу занятости об имеющихся вакансиях. Еще одной мерой могло бы стать право заказчика при объявлении конкурсов (торгов) на выполнение работ ограничивать или запрещать подрядчику привлекать иностранных граждан.
Немало дискуссий вызвал вопрос о выдворении незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации. Только в этом году на выдворение 92 иностранных граждан из бюджета автономного округа было потрачено более 5,6 млн рублей. По мнению представителей Федеральной миграционной службы и Федеральной службы судебных приставов, чтобы снизить издержки бюджета, необходимо продлить полномочия органов внутренних дел по содержанию иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих выдворению за пределы страны, в изоляторах временного содержания. Сегодня всех подлежащих выдворению граждан везут в единственное в округе специализированное учреждение в г. Новый Уренгой, что с учетом непростой транспортной схемы влечет немалые финансовые расходы. Также звучали предложения ввести ответственность для организаций, привлекающих иностранную рабочую силу, в части контроля за убытием работника с территории России после окончания трудового контракта. Эта мера, по мнению участников слушаний, позволит уменьшить количество административных нарушений миграционного законодательства (в текущем году сотрудниками УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному округу выявлено 9696 таких нарушений, к административной ответственности за нарушение режима пребывания в Российской Федерации привлечено 2422 иностранных гражданина). Также эта мера положительно скажется и на криминогенной обстановке в округе (за 9 месяцев 2013 года на территории автономного округа иностранными гражданами и лицами без гражданства совершено 215 преступлений, в числе которых есть убийства, грабежи и разбойные нападения).
По мнению депутата Законодательного Собрания ЯНАО Марата Абдрахманова — инициатора депутатских слушаний, важно соблюсти баланс интересов и максимально минимизировать риски, связанные с незаконной миграцией. «Будем откровенны, нередко мигранты становятся источником различных конфликтов и дают всплеск преступности. Последний пример — события в Бирюлево. Сейчас Федерация ужесточила меры административного наказания в части нарушения миграционного законодательства. Также на рассмотрении в Госдуме РФ находятся законопроекты, ужесточающие уголовную ответственность. Но, на мой взгляд, для привлечения именно законной миграции этого недостаточно, — отмечает депутат. — Жизненно необходимо решить вопросы социальной адаптации мигрантов — проводить с ними культурно-просветительскую работу, вводить обязательные уроки русского языка, учить истории и обычаям принимающей стороны. Задача всех уровней власти — сделать из мигрантов законопослушных граждан, уважающих законы, обычаи и культуру страны, в которую они едут работать».
Прозвучавшие на слушаниях предложения ямальские парламентарии намерены обобщить и представить в виде законодательных инициатив в Государственную Думу Российской Федерации, а также в виде рекомендаций правительству и органам местного самоуправления региона.
Андрей Погорелов