Мигранты в законе

Система управления миграционными процессами нуждается в совершенствовании.

 К такому выводу пришли участники проведенных в Законодательном Собрании ЯНАО депутатских слушаний, посвященных правовому обеспечению миграционных процессов в регионе. 

Мигранты в законе
 
Тема слушаний, по мнению пар­ламентариев, актуальна вдвой­не: комплексное освоение ме­сторождений полуострова Ямал на­ряду с развитием Северного морского пути и Северного широтного хода по­требуют привлечения большого числа трудовых ресурсов, которыми Ямал на сегодняшний день не располагает. Од­новременно с этим округу предстоит решать вопросы размещения произво­дительных сил и сохранения социаль­ной стабильности в регионе.
Уже сейчас по привлекательности для мигрантов Ямал находится на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга. Только за последние че­тыре года число мигрантов увеличи­лось почти в два раза и составляет более 90 тысяч человек — это практи­чески пятая часть от общей численно­сти ямальцев.
«Приобретая в последние годы ярко выраженный этносоциальный и этно-политический характер, миграция вно­сит коррективы в жизнь местных соци­умов, влияет на проводимую внутрен­нюю политику региона. Последствия миграции проявляются в различных сферах — политической, социальной, экономической, культурно-психологической. Эти последствия имеют и по­зитивный, и негативный характер. Да, бесспорно, четкое, понятное в приме­нении федеральное законодательство в миграционной сфере должно быть жестким в отношении лиц, его нару­шающих, и в то же время мне видится, что одной из задач органов власти яв­ляется создание условий для привлека­тельности именно законной миграции», — задал тон слушаниям спикер парла­мента Ямала Сергей Харючи.
Свой взгляд на существующую си­стему управления миграционными процессами высказали и представи­тели федеральных органов государ­ственной власти. В их докладах про­звучали конкретные предложения по совершенствованию федерального законодательства, поскольку боль­шинство вопросов выходит за рамки региональных полномочий.
В частности, было предложено пересмотреть процедуру выдачи раз­решений на работу для иностранных граждан, поскольку существующий порядок может серьезно повлиять на здоровье россиян. На сегодняшний день, согласно действующему законо­дательству, иностранный гражданин после получения разрешения на рабо­ту должен в течение тридцати суток пройти медицинское обследование. Однако практика показывает, что не­которые приезжающие на заработки граждане не спешат проходить меди­цинское обследование и, зачастую не зная о своих заболеваниях, подверга­ют угрозе здоровье окружающих. По данным Роспотребнадзора, по ЯНАО только за 9 месяцев текущего года в результате медицинского освиде­тельствования из 20 983 иностранных граждан, прибывших в округ, выявле­но 84 человека с ВИЧ, туберкулезом и другими социально опасными заболе­ваниями. И это при том, что не про­водятся обследования по ряду опас­ных инфекционных заболеваний, как, например, брюшной тиф и вирусный гепатит.
Проблема медицинского освиде­тельствования иностранных граждан усугубляется еще тем, что часть тру­довых мигрантов (граждане семи го­сударств — Армении, Азербайджана, Молдовы, Киргизии, Таджикистана, Уз­бекистана, Украины) может работать по патенту. В этом случае не требуется предоставлять информацию о состоя­нии своего здоровья. Таким образом, даже если иностранный гражданин болен и находится на территории Рос­сии, надзорные органы не имеют пред­ставления о состоянии его здоровья (за 9 месяцев 2013 года в автономном округе оформлено 3633 патента)
Патент (ст. 13.3 ФЗ № 115-ФЗ) — до­кумент, подтверждающий право ино­странных граждан, прибывающих в РФ в безвизовом порядке, осуществлять трудовую деятельность по найму у российских граждан — физических лиц в целях проведения работ и оказания услуг для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с пред­принимательской деятельностью.
Повлиять на распространение ин­фекционных болезней иностранцами, по мнению участников депутатских слушаний, могло бы изменение по­рядка медицинского освидетель­ствования — необходимость обязать иностранных граждан до получения разрешения на работу представлять в УФМС медицинское заключение об отсутствии инфекционных болезней, причем распространить этот порядок и на иностранных граждан, работаю­щих по патенту. Также предлагалось вменить иностранным гражданам при­обретение обязательной медицинской страховки, которая должна покрывать услуги по оплате лечения, включая лечение от инфекционных болезней, профилактические прививки, профи­лактические и противоэпидемические мероприятия.
За введение обязательного меди­цинского страхования высказались и участвовавшие в заседании работо­датели, поскольку затраты на добро­вольное страхование (в отличие от обязательного) не ведут к уменьше­нию налогооблагаемой базы и стано­вятся для работодателя дополнитель­ным бременем. Поэтому многие и не спешат страховать своих работников-мигрантов.
В целях максимального использова­ния местных трудовых ресурсов зву­чали предложения запретить работо­дателю трудоустраивать иностранцев, если он не известил предварительно службу занятости об имеющихся ва­кансиях. Еще одной мерой могло бы стать право заказчика при объявлении конкурсов (торгов) на выполнение ра­бот ограничивать или запрещать под­рядчику привлекать иностранных граждан.
Немало дискуссий вызвал вопрос о выдворении незаконных мигрантов за пределы Российской Федерации. Только в этом году на выдворение 92 иностранных граждан из бюджета автономного округа было потраче­но более 5,6 млн рублей. По мнению представителей Федеральной ми­грационной службы и Федеральной службы судебных приставов, чтобы снизить издержки бюджета, необхо­димо продлить полномочия органов внутренних дел по содержанию ино­странных граждан и лиц без граж­данства, подлежащих выдворению за пределы страны, в изоляторах вре­менного содержания. Сегодня всех подлежащих выдворению граждан везут в единственное в округе специ­ализированное учреждение в г. Но­вый Уренгой, что с учетом непростой транспортной схемы влечет немалые финансовые расходы. Также звучали предложения ввести ответственность для организаций, привлекающих иностранную рабочую силу, в части контроля за убытием работника с территории России после окончания трудового контракта. Эта мера, по мнению участников слушаний, позволит уменьшить количество адми­нистративных нарушений миграци­онного законодательства (в текущем году сотрудниками УФМС России по Ямало-Ненецкому автономному окру­гу выявлено 9696 таких нарушений, к административной ответственности за нарушение режима пребывания в Российской Федерации привлечено 2422 иностранных гражданина). Также эта мера положительно скажется и на криминогенной обстановке в округе (за 9 месяцев 2013 года на территории автономного округа иностранными гражданами и лицами без граждан­ства совершено 215 преступлений, в числе которых есть убийства, грабежи и разбойные нападения).
По мнению депутата Законодатель­ного Собрания ЯНАО Марата Абдрахманова — инициатора депутатских слушаний, важно соблюсти баланс интересов и максимально минимизи­ровать риски, связанные с незакон­ной миграцией. «Будем откровенны, нередко мигранты становятся источ­ником различных конфликтов и да­ют всплеск преступности. Последний пример — события в Бирюлево. Сей­час Федерация ужесточила меры ад­министративного наказания в части нарушения миграционного законода­тельства. Также на рассмотрении в Госдуме РФ находятся законопроекты, ужесточающие уголовную ответствен­ность. Но, на мой взгляд, для привле­чения именно законной миграции этого недостаточно, — отмечает депу­тат. — Жизненно необходимо решить вопросы социальной адаптации ми­грантов — проводить с ними культур­но-просветительскую работу, вводить обязательные уроки русского языка, учить истории и обычаям принима­ющей стороны. Задача всех уровней власти — сделать из мигрантов зако­нопослушных граждан, уважающих законы, обычаи и культуру страны, в которую они едут работать».
Прозвучавшие на слушаниях предложения ямальские парламентарии намерены обобщить и представить в виде законодательных инициатив в Государственную Думу Российской Федерации, а также в виде рекомендаций правительству и органам местного самоуправления региона.
                                                        
Андрей Погорелов
Читайте нас в Viber
Просмотров 5583