Все о пенсиях в России

два дня назадПенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Матренино горе

В наше непростое время первостепенное значение приобретают ценности культуры, в том числе народное искусство, ибо это, по сути, вопрос сохранения духовности нации.

Впрочем, по мнению некоторых экспертов, несмотря на понимание проблемы на федеральном уровне в регионах ситуация с народными промыслами и ремеслами остается более чем плачевной. 

24.02.2013 15:56

Матренино горе
заслуженный работник культуры РФ Вадим САВЧЕНКО

О том, как сегодня обстоят дела в сфере русского «рукомесла», рассказывает председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области» (НХП), заслуженный работник культуры РФ Вадим САВЧЕНКО.

Уже 30 лет работаю в НХП, повидал за это время многое, и во все времена проблема выживания художественных промыслов была актуальной. Правда, в 2009 году был сделан хороший шаг: приказом Министерства промышленности и торговли утверждена государственная концепция поддержки этих организаций на период до 2015 года. Но дело в том, что, во-первых, в ней речь идет только о производстве. А, во-вторых, к сожалению, она так и не увидела своего развития в большинстве регионов. Так, например, в Петербурге была разработана неплохая концепция развития промыслов и отрасли подарков и сувениров. Подготовили даже проект постановления правительства города, но бумага эта и сегодня пылится в архивах. Конечно, в ряде регионов судьбой промыслов занимаются, и довольно неплохо. Кировская область, например, но это, скорее, исключение из правил…

Впрочем, повторю, в федеральной концепции речь идет только о производстве. Беда в том, что сейчас народные промыслы находятся в ведении Минпромторга (десятки лет они находились в департаменте тяжелой промышленности, сегодня, правда, сделан «гигантский» шаг вперед — перешли в департамент лесной промышленности). У меня нет персональных претензий к чиновникам ведомства, но не может оно заниматься развитием народного искусства! Увы, речь идет о нашей национальной культуре, которую мы постепенно утрачиваем, а ведь народ, потерявший ее, как известно, превращается в население.

Но если бы только это! На мой взгляд, серьезнейший удар по самой основе промыслов нанесло печально знаменитое постановление Правительства РФ № 35 от 18 января 2001 года о регистрации образцов народных промыслов признанного художественного достоинства. До выхода этого документа в каждом регионе были свои художественные советы. В Петербурге, например, в его состав входили высокие профессионалы, в их числе были доктора наук, искусствоведы, художники. Такие советы рассматривали все изделия, выпускаемые мастерами на местах.

Конечно, они не могли запретить выпуск того или иного изделия, но могли дать ему компетентную оценку, сказать, хорошо это или нет, соблюдены ли при изготовлении традиции. Во многом благодаря именно работе местных худсоветов в годы «лихолетья» у нас не распространялись лжеизделия, хотя попытки были постоянно. Одних матрешек сколько навыпускали, и они, признанные фаворитки промыслов, стали не в чести — валом идут подделки. Той же «гжелью» занимается целых семь предприятий!

Новое постановление заставило кустарные предприятия переутверждать все изделия. До этого момента льготы, предусмотренные для промыслов, давались на основании решений местных советов. Теперь же, чтобы их добиться, необходимо каждое изделие, от ложки до самовара, везти в столицу, заполнять кучу бумаг, тратить время и средства. На мой взгляд, было бы разумнее обращаться в экспертный совет Москвы, скажем, только при возникновении споров и разногласий на местах. В общем, когда я поехал в столицу и посмотрел, как работает этот совет, я сказал, что мы этим заниматься не станем. Помимо Санкт-Петербурга от участия в сомнительной затее отказался и еще ряд регионов.

Более сотни руководителей предприятий НХП подписали тогда обращение к Правительству России с просьбой отменить постановление или хотя бы его изменить. Естественно, оно существует в первозданном виде до сих пор. В результате, чтобы не погибнуть, многие перешли в малый бизнес. А потому им ничего не нужно утверждать. Но это уже совсем другая история.

Беда в том, что от этого уровень культуры, духовной насыщенности промыслов значительно упал. Порой мне кажется, что Северная столица в промыслах совершенно не нуждается, но еще печальнее смотрится Ленобласть: в регионе погибли оятская гончарка, киришское кружево, лодейнопольская керамика, кингисеппская вышивка, волховская роспись по дереву, вагановское челночное кружево, керамика Померанья.

В принятой концепции отмечается также необходимость создания в каждом регионе центра народных промыслов. Это то, о чем мы говорим более 20 лет! Городу — и не только нашему — необходимо иметь подобный центр и вообще заняться составлением туристских маршрутов, организацией мастерклассов, словом, всем тем, что мы пытаемся делать на своих выставках. Но складывается стойкое впечатление, что слышать об этом никто не хочет. Мы раз за разом повторяем: наши предприятия без существенных финансовых вложений в состоянии увеличить число работающих в 2-3 раза. Резервы есть, есть возможности. Мы не просим денег, но дайте нам хотя бы шанс все это реализовать… Сейчас даже у нас нет центров, где можно было бы купить петербургский сувенир. То, что мы видим на прилавках, на 50 процентов китайская продукция и на 30 — контрафакт.

Думаю, собака зарыта в том, что в концепциях и решениях властей нет понимания всей важности, всего значения промыслов для культуры в целом. Так, Указом Президента РФ от 1994 года был создан Фонд художественных промыслов РФ, он разместился в здании бывшего торгово-промышленного музея кустарных изделий в Москве, в Леонтьевском переулке (там когда-то различные мастерские были созданы не на государственные деньги, а за счет средств Саввы Морозова, который, в отличие от нынешних олигархов, интересовался народной культурой). Там же, кстати, 113 лет назад родилась и первая матрешка, а затем появился единственный в мире Музей матрешки… Ирония в том, что вот уже много лет Госимущество пытается отнять это здание и выселить музей. Получается, что концепцию-то в Москве приняли, а на деле все делается с точностью до наоборот!

Из последних новостей стало известно, что принято еще одно решение о создании в Администрации Президента РФ управления по общественным проектам, которое будет «сохранять и возрождать былое», если на местах общественники подсуетятся и помогут насытить содержанием работу нового ведомства. Лично я не жду от новой чиновничьей структуры — на своем веку видел столько различных распоряжений и постановлений властей, от которых лучше народному искусству ни на грамм не становилось. В лучшем случае нам могут сказать: «Какие молодцы!», а дальше ничего не изменится.

В 1913 году в честь трехсотлетия дома Романовых в Петербурге состоялась Вторая Всероссийская кустарная выставка. Более пяти тысяч мастеров собрались, чтобы показать свое искусство. Прибыли кустари со всей Империи, в том числе из Финляндии, Средней Азии И все это оплатило царское правительство. Кстати, в прекрасном каталоге, изданном по итогам выставки, говорилось о том, что мастерам-самородкам надо конкретно помогать: эти слова через 100 лет звучат по-прежнему актуально.

Так вот, за целый век, минувший с тех пор, ничего даже близко напоминающего это событие, не было! Сейчас мы ведем разговоры о том, чтобы отметить юбилей этого мероприятия и сделать еще одну достойную экспозицию, хотя бы на 300-500 участников. И не рассчитываем на то, что государство оплатит расходы, но хотя бы небольшая поддержка была бы очень кстати!

Правда, верится в это с трудом. Потому что российские участники на все выставки вынуждены приезжать за свой счет — редко какой регион поддерживает мастеров. Неужели так сложно хоть немного помочь носителям русских традиций? Люди в этой сфере бессребреники, они трудятся, вкладывая свои деньги в развитие национального искусства. И мне становится стыдно, когда после выставки промыслов в Ницце инопресса ехидно пишет, что единственный случай, когда участники крупной российской выставки во Франции приезжают за свой счет — это как раз наш случай. Хотя разные чиновники и петербургского, и федерального уровня там побывали — думаю, бюджет им эти командировки оплатил.

Сейчас Министерство промышленности, например, выделяет финансы на созданную в Вене постоянную выставку народных промыслов. Я был там. Это глухое место, ни о каком профессиональном показе достижений промыслов нет и речи!

Еще пример — выставка «Ладья» в Москве, на которую нас по сути обязывает ездить местный Комитет по культуре. Вот на такое участие деньги частично выделяются. Хотя мастерам это мероприятие не даст ничего, каждый год стоимость аренды экспозиции на ней возрастает. Сегодня цена вопроса 8800 рублей за квадратный метр, что сопоставимо со стоимостью хорошей европейской экспозиции. В противовес «Ладье» с помощью Комитета по культуре мы со своей стороны проводим уже 7 лет кряду выставку «Мир увлеченных», и она почти что бесплатна.

Самое досадное, что об этих проблемах знают и на самом верхнем уровне, нас приглашают на какие-то совещания, например, в Общественную палату. Но получается, что все это — не более чем выпуск пара в свисток. У меня на это свое объяснение: ведь мы не нефтяники, не газовики, не банкиры, у нас нет безумных миллионов и миллиардов, нажитых «непосильным» трудом. С нами не интересно в этом плане…

Вы видели, как через асфальт в ином месте пробивается трава, так живут и народные промыслы. С надеждой, что все-таки хоть где-то да пробьются новые ростки.

Подготовили Наталья БЕЛАЯ,  Евгений МАЛИНИН

Санкт-Петербург

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 5869