Маршалы от искусства
80 лет назад 6 сентября 1936 года Центральный Исполнительный Комитет СССР учредил звание «народный артист Союза ССР»

80 лет назад 6 сентября 1936 года Центральный Исполнительный Комитет СССР учредил звание «народный артист Союза ССР» для лиц, которые особо отличились в деле развития советского театра, музыки, оперы и балета. Позднее список награждаемых значительно расширили, добавив в него деятелей кино, представителей эстрады, цирка, радио и телевидения.
Сегодня в ряде источников можно встретить утверждение, что это было первое высшее актерское звание в стране. На самом деле после победы Октябрьской революции 1917 года советская власть сразу же начала активно переманивать интеллигенцию на свою сторону. В 1918 году Правительство учреждает почетное звание «Народный артист Республики». И первым его удостаивается Федор Шаляпин. Однако артист, который с восторгом встретил «революционное освобождение рабочих», спустя девять лет этого звания был лишен. Случилось это после того, как он не вернулся из зарубежных гастролей в СССР. Совнарком принял постановление о лишении Шаляпина почетного звания «как белогвардейца и контрреволюционера». Легендарному певцу вновь вернули титул народного артиста, но уже РСФСР, посмертно — только в 1991 году.
Однако вернемся к событиям 80-летней давности. Как известно, товарищ Сталин был не только большим ученым, но и главным покровителем искусств. Несмотря на приписываемую ему фразу «если театр начинается с вешалки, то за такие пьесы нужно вешать», он тем не менее по-настоящему любил театр, особенно ценил балет. А потому по его личной инициативе и было утверждено почетное звание «Народный артист СССР».
6 сентября 1936 года из газеты «Правда» страна узнала имена первых «народных» героев. В списке из 13 человек значились артисты Москвы и Ленинграда, именитые деятели культуры союзных республик. Среди них — основатели и ведущие актеры МХАТ Константин Станиславский и Владимир Немирович-Данченко, Иван Москвин, Василий Качалов, их коллега из Театра Вахтангова Борис Щукин, певица Большого театра Антонина Нежданова.
Со временем был сформирован и законодательно оформлен четкий и редко нарушаемый порядок создания культурной номенклатуры страны. Было решено присваивать звание «народный» не по народному волеизъявлению, а по представлению соответствующих министерств, ведомств, творческих союзов. Рекомендации согласовывались в партийных органах, силовых ведомствах. В первую очередь, конечно же, смотрелись заслуги деятеля искусств на ниве культурного просвещения народа. При этом учитывались также возраст, национальность, степень лояльности к власти и даже личная жизнь соискателей. По негласному правилу, при всех равных условиях, стать «народным» было больше шансов у деятелей искусств пенсионного возраста или вовсе на склоне жизни. Так, 18 человек в разное время стали обладателями почетного звания, когда их возраст перевалил за 80. Композитор Станислав Людкевич и вовсе получил звание на свое 90-летие.
Правда, случались неожиданные исключения из правил. Самыми молодыми народными артистами СССР среди женщин стали оперные певицы Халима Насырова и Куляш Байсеитова. Им было по 24 года. Самые «юные» обладатели титула среди мужчин — 32-летний Сергей Бондарчук и 31-летний Муслим Магомаев.
Звания народных артистов Сергей Бондарчук и Муслим Магомаев получали в разное время, но эти истории написаны, что называется, как под копирку. А главное — они весьма наглядно иллюстрируют нравы руководителей советской эпохи.
В один из дней Сергею Бондарчуку позвонил Василий Сталин и просто сказал: «Бери пол-литра и немедленно приезжай в ресторан «Арагви». В отдельном кабинете сидели закадычные друзья Василий Сталин и известный футболист Всеволод Бобров. Сын вождя положил перед актером сигнальный экземпляр журнала «Огонек». На обложке — портрет Бондарчука и крупным шрифтом: «Заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Федорович Бондарчук». Заголовок перечеркнут, а сверху размашистая надпись: «Народный артист СССР. И. Сталин». Судьбоносная правка вождя объяснялась просто — Иосифу Виссарионовичу очень понравился фильм «Тарас Шевченко» с Бондарчуком в главной роли, который был снят на Киевской киностудии в 1951 году.
Известно также, что первый секретарь ЦК Компартии Азербайджана Гейдар Алиев очень ценил талант певца Муслима Магомаева. Обладателя красивейшего баритона он называл живой легендой музыкального искусства и достойным продолжателем традиций, заложенных его дедом. Именно благодаря обращению Гейдара Алиева к Леониду Брежневу Муслим Магомаев и был удостоен в 1973 году звания народного артиста СССР.
Справедливости ради надо заметить, что высшего государственного признания добивались действительно выдающиеся творцы. Но процедура награждения была настолько забюрократизирована, что порой некоторые не менее выдающиеся певцы, актеры просто не доживали до присвоения им почетного звания. Дело в том, что «народными СССР» могли стать деятели искусства, уже имевшие звания заслуженного, потом народного артиста автономной, а уж затем союзной республики. Звание не присваивалось: если «заслуженный артист» не «оттрубил» на сцене меньше десяти лет; артистам балета, исполняющим первые партии, — не ранее чем через пять лет.
В одной из публикаций встретил образное и весьма точное сравнение артистических званий с армейскими. Заслуженный артист РСФСР — это полковник, народный артист РСФСР — генерал, народный артист СССР — маршал. Действительно, у «народных СССР» были (выделено автором) поистине маршальские привилегии.
При советской власти наличие звания давало солидную прибавку к зарплате. Артисты эстрады имели повышенные ставки за концерты. В доперестроечное время на гастролях народному артисту СССР полагался спальный вагон и люкс в гостинице, а заслуженному — купе и одноместный номер. Народным артистам официально выделялись дополнительные метры жилплощади, госдача, обслуживание в поликлиниках и санаториях, а также служебная «Волга» на спектакль и со спектакля. И конечно, спецмагазины — льготы в снабжении продуктами и товарами.
21 декабря 1991 года звание «Народный артист СССР» ушло в историю. Последними кавалерами высокой правительственной награды стали артистка МХАТ имени Чехова София Пилявская и артист московского театра «Ленком» Олег Янковский. Вопреки широко распространенной версии последней «народной» стала не Алла Пугачева — указ о ее награждении был подписан днем ранее, 20 декабря.
За 55 лет чуть более тысячи выдающихся деятелей культуры удостоены этого высокого звания. Некоторые из них и ныне радуют зрителей и слушателей своим высоким искусством. Но до сих пор в артистической среде не утихают споры, как и чем должно государство отмечать творческие заслуги выдающихся певцов, композиторов, других деятелей искусств. И должно ли вообще как-то отмечать? Ведь в большинстве стран мира степень «народности» артиста определяется полученной прибылью от концертов и кинофильмов, а также размером гонорара. Здесь, как мне кажется, самое время дать слово нашим любимым и глубоко почитаемым народным артистам СССР. Тем, кто с нами, и тем, которых уже нет на этой земле.
Галина Вишневская: «Артист должен обладать не званием, а именем, которое само за себя говорит. Я вообще считаю, что эти звания сейчас формальны и не нужны. Это в советское время, раз они существовали, их надо было получать. Тогда было так: нет звания — значит, ты ничего не стоишь».
Владимир Зельдин: «За рубежом этого нет, но в нашей стране есть определённые традиции. Своими званиями я очень горжусь. Я их получал в советское время — я сам продукт того времени — и очень ими дорожу. Тогда было очень много положительного в отношении актёров театра и кино. Конечно, были и тяжёлые времена, и не всё было гладко. Но, повторюсь, носить звание народного артиста СССР для меня очень почётно».
Евгений Дога: «Искусство нельзя мерить рейтингом. Оно не упаковывается. Это не физический предмет. Духовные продукты не упаковываются, они безразмерны. В какую строку рейтинга поставили бы Бетховена? Да он и близко бы не подошел ни к какому рейтингу!»
А еще мне нравится мысль, которую однажды высказал горячо любимый народом, но не имеющий высоких званий и больших наград актер Олег Даль. На одной из встреч со зрителями его по ошибке представили как народного артиста. Он тут же уточнил: «Я не народный, я инородный». Тем не менее, у себя в дневнике он размышлял: «Как стать единственным? Найти неповторимость — в чём она?» И сам себе отвечал: «Я артист — этим всё сказано».
Фото ТАСС, РИА «НОВОСТИ»