Все о пенсиях в России

два дня назадПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

два дня назадМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

27.04.2024Пенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Личный враг Геббельса

Александр Житомирский вошел в историю отечественной журналисти­ки и графики как непревзойденный мастер политического фотомонтажа. Около полувека его работы публи­ковались по всему миру.

Особенно популярны и актуальны они были во время Великой Отечественной войны, когда художник удостоился уникаль­ной «благодарности» от… министра пропаганды гитлеровской Германии Геббельса. После 1945 года стало известно, что Житомирский упоми­нался в списке личных врагов этого ближайшего сподвижника фюрера. Участь, уготованная ему Геббельсом, была предельно четко выражена в пометке, согласно которой Житомир­ского следовало найти и повесить.

11.02.2015 15:56

Личный враг Геббельса
Дружеский шарж к юбилею. Нимб составлен из логотипов журнала «Советский союз» на иностранных языках, в руках — вышедшая в 1983 году книга художника о фотомонтаже

Фотомонтажи Александра Житомир­ского той поры и через семьдесят лет ничуть не устарели, воспринимаясь не только в качестве исторического фотодокумента, но и как предупреж­дение всем желающим бесконечно плодить войны и прочие вооруженные конфликты. О творчестве одного из самых ярких художников-публицистов эпохи борьбы с фашизмом незадолго до 70-летия Великой Победы обозре­ватель нашего журнала беседовал с его сыном, автором недавно вышед­шего альбома «Книга отца в книге об отце» Владимиром Александровичем Житомирским

РФС: Ваш отец еще до 1941 года ув­лекался искусством фотомонтажа, сочетая этот вид творчества с класси­ческой графикой, с многочисленными иллюстрациями в прессе. Но как он пришел к тому публицистическому накалу, который гарантировал ему почетное место в истории этого вида изобразительного искусства?

Владимир Житомирский: Отец тогда работал в редакции «Иллюстрирован­ной газеты», которая с началом во­йны стала именоваться «Фронтовая иллюстрация». Размещалась редакция в здании «Правды». О дальнейшем он сам вспоминал так: «Стоял июль со­рок первого. Мы подошли к Новинско­му бульвару. Белые колонны рухнули на асфальт. Вырвалось пламя, огонь продолжал бушевать. На фронтоне, на желтом фоне летели два ангела. Они трубили, словно хотели расска­зать всему миру: гибнут книги! Горел самый красивый дом Москвы — Книж­ная палата… Уже месяц на нашей земле свирепствовала война… Мы, сотрудники еженедельника «Иллю­стрированная газета», приложения к «Правде», жили в редакции, спали на холодных клеенчатых диванах. Од­нажды в свободный вечер решил про­верить, цел ли мой дом. С приятелем, ретушером Сашей Комаровым, приш­ли на Трубниковский переулок. Дом был цел. Выпили бутылку вина, погрустили… мы в стороне от схватки…

Вдруг зазвонил телефон. Это бы­ла Галина Николаевна Плеско…Она была заместителем редактора. «Вот что, ребята. Как только можно будет передвигаться, молнией в редакцию. Срочное задание. Жду вас часам к ше­сти»… Тогда уже были введены ночные пропуска, и у нас их еще не было. Мне показалось, что до шести еще далеко, я завалился на диван и вновь заснул. Меня разбудил телефон. То, что я ус­лышал в трубке, сняло сон, как рукой. Галина Николаевна ругалась, как ма­трос во время шторма. Мы вскочили, словно ошпаренные кипятком, небри­тые и голодные, схватили такси на Кудринской площади. Оказалось, но­чью ее вызвал начальник Политуправ­ления Красной Армии Мехлис и дал срочное задание подготовить макет нового журнала «Фронт-иллюстрирте» (Front-Illustrierte) для немецких солдат. Плеско обещала, что к девяти утра ма­кет будет готов.

Мы примчались в редакцию в 8.20! У меня в распоряжении было пятнад­цать фотографий с фронта, название журнала и сорок минут. Ровно в де­вять Галина Николаевна увезла макет, в который вошли все фотографии, была намечена концепция будущего издания, нарисован заголовок, не ме­нявшийся до конца войны. Так родил­ся наш боевой журнал. С этого июль­ского дня и до самой победы все мои мысли были заняты пропагандой сре­ди войск врага. Когда вышло несколь­ко номеров журнала, Мехлис показал их Сталину. Тот их одобрил».

Работы Александра Житомирского:

Право вешать и право быть повешенным

Работы Александра Житомирского:

Этот ефрейтор ведет Германию к катастрофе. Листовка

Гитлер

Каждый немецкий солдат на Восточном фронте — смертник! Листовка

Немецкий солдат

Джон Фостер Даллес — поборник жесткого курса в отношении СССР

Джон Фостер Даллес

РФС: Но был не только журнал, созда­но было и множество листовок…

Владимир Житомирский: Отдельные номера Front-Illustrierte выходили на итальянском, финском, венгерском. А еще делали фотогазету и листов­ки о героях войны на русском языке для наших и — важнейшая вещь! — контрпропагандистские листовки на немецком с фотомонтажами. Отец был и художником-оформителем, и автором фотомонтажных иллюстра­ций всех изданий. И вот на одном из его монтажей начальник Главного по­литуправления Красной Армии (Глав­ПУРа) написал: «Печатать отдельной листовкой. Тираж — один миллион». Так родились иллюстрированные ли­стовки. На лицевой стороне был на­печатан фотомонтаж, на «реверсе» -на русском и немецком языках текст, подтверждающий намерение предъ­явителя добровольно сдаться в плен. К таким солдатам отношение было получше, чем к захваченным против их воли во время боя.

Нет точной цифры, скольких нем­цев уберегли от смерти такие листов­ки, скольких — от совершения новых убийств. Соответственно, сколько на­ших — в форме и в обычной одежде — было таким образом спасено…

РФС: Москву не раз бомбили. Вспоми­нал ли ваш отец, как работалось под огнем?

Владимир Житомирский: Он расска­зывал, что работали много, работали как одержимые. Плюс к этому дежур­ства на крыше здания «Правды» во время немецких налетов. Когда удава­лось поспать часа четыре, считал, что сегодня выспался.

Мы захватили половину этажа в «Правде», вспоминал он, и у каждого из нас была комната, в которой мы жили и работали. Я укрывался ши­нелью на своем диване и зимой по утрам, чтобы согреться, бежал в ду­шевую рабочих типографии, где был горячий душ… Затем — насыщенный рабочий день, а после, в случае объ­явления воздушной тревоги, бегом на крышу, к щипцам и ящикам с песком, куда следовало бросать упавшие за­жигательные бомбы.

В редакции всем было известно, что в планшете у пленного немецкого лет­чика на плане Москвы были помечены десять главных целей, в том числе Из­дательство «Правда», а также распо­ложенный по соседству авиазавод. К счастью, противовоздушная оборона -зенитки, прожектора, аэростаты — пре­пятствовала прицельному бомбомета­нию. Правдисты даже шутили: самое безопасное место при бомбежке — сам военный объект. В издательстве сго­рел гараж, на авиазаводе — столовая, а вот вокруг — много домов.

Однажды запылали деревянные бараки-общежития. Их обитатели на­ходились в бомбоубежище. Чтобы из­бежать паники, им не сообщили об от­бое тревоги. Журналисты бросились спасать их вещи, пока пожарники тщетно заливали обугленные остовы водой. На рассвете, отжимая промок­шую насквозь форму, отец подошел к окну и впервые за эту ночь улыбнулся. Вся улица была заставлена домашней утварью, швейными машинками, фи­кусами. Но подле черного пепелища, оставшегося от бараков, нетронутым стоял деревянный «голубой шалман», где любители горячительного обычно пропускали стопку-другую водки «с прицепом» — кружкой пива. Тогда по­думалось: похоже, Бог не только бере­жет пьяных, но и порой заботится о местах, где они таковыми становятся…

К счастью, налеты происходили время от времени, а обычно по окон­чании трудового дня, в час или два но­чи, сотрудники собирались в комнате отца. Каждый приносил, что у кого было: луковицу, хлеб, кусок колбасы. Хозяин выдвигал две доски из рабо­чего стола, опрокидывал на спину принесенный из дома темно-зеленый прямоугольный электрокамин на нож­ках сеткой вверх и поджаривал на ней бутерброды. На них образовывалась шотландская клеточка. Получалось красиво, но не слишком сытно.

РФС: Убедить солдата вражеской ар­мии поступать не по воле преступно­го приказа, а вопреки ему не просто сложно, а чрезвычайно трудно. Между тем Александру Житомирскому уда­валось добиться потрясающей эф­фективности своих фотомонтажей. Не делился ли он с вами секретами твор­чества?

Владимир Житомирский: Отец ино­гда рассказывал о повседневной рабо­те в военные годы. Кое-что он доверил бумаге. Говорил, что эта работа сразу поставила перед ним много задач — этических, политических, гуманисти­ческих, не говоря уже о технике мон­тажа, о чем не существовало никаких книг, она для него была путешествием в джунглях без компаса. В фотомонта­жах он обращался к конкретному сол­дату, который в данный момент дер­жит в руках журнал. Это можно срав­нить со знаменитым методом Шерло­ка Холмса, который умел ставить себя на место преступника. Отец старался себя ассоциировать с немцем, увидев­шим его работу. Ему удавалось стать заинтересованным собеседником вра­жеского военного. Он понимал, что читателя журнала и листовок лишили мирной жизни — любимой жены, детей, дома, собаки — словом, всего, что он любил. Что его бросили в грязь и кровь, в авантюрную, безвыходную войну. Объяснял ему наглядно, кто это сделал, кому это выгодно. Создание фотомонтажей осложнялось тем, что работа редакции была секретная, и нельзя было приглашать актеров. Зато имелось шесть комплектов немецкой солдатской одежды, включая каски и шинели. В итоге отцу доводилось быть художником, актером, режиссером, ос­ветителем.

Конечно, самое главное и трудное -придумать монтаж. Следующая стадия — карандашный эскиз, точно в размер предполагаемого оригинала. И тут он нередко одевался в мундир, превраща­ясь в немецкого солдата, устанавливал свет — это важный компонент, посколь­ку все элементы монтажа должны иметь одно освещение. Так, в фотомон­таже «К ответу!» все семь солдат — это отец. Центральная фигура без ретуши, остальные лица изменены при помощи кисти и туши. Здесь солдаты на втором плане в несколько раз крупнее малень­кой фигурки проигравшегося шулера Гитлера на первом плане. В этой рабо­те аэрографом сделан диагональный луч света, он подчеркивает динамику фигуры солдата, занесшего кулак. Ма­ленькая фигурка Гитлера плавает в лу­че, как черная муха в молоке.

Иная работа была с монтажом «Каждый немецкий солдат на Восточ­ном фронте — смертник!». Отец писал впоследствии: «Я склеил поле, усеян­ное трупами на фоне горящих танков. При помощи аэрографа объединил это в одну картину, среди дымов вклеил огромную голову немецкого солдата, к которому я и обращался. Редактор резонно заметил: на лице солдата нет ужаса. Я запер свою комнату, поста­вил зеркало для бритья и кистью, ту­шью, белилами, скребком изобразил ужас в глазах, дрожащих губах полу­открытого рта… с натуры».

РФС: Во многих работах Александра Житомирского использовались тро­фейные документальные или семей­ные фотографии, письма, открытки немцев. Их собирали специально или бойцы с фронта присылали подобные трофеи в редакцию?

Владимир Житомирский: Одно из моих детских воспоминаний — придя с работы, отец положил передо мною конверт, наполненный марками. На них стояли печати, и они были выре­заны с прямоугольничками бумаги. Их надо было класть в блюдечко с во­дой, чтобы отмочить марки от бумаги. «Завалили нас совсем письмами этих фрицев», — улыбнулся отец. По при­казу Политуправления армии письма с семейными фотографиями, взятые у пленных, а возможно, и у убитых нем­цев, мешками свозились в редакцию «Фронтовой иллюстрации». Их исполь­зовали для придания убедительности контрпропаганде. Для этого архива бы­ла выделена специальная комната, за­ставленная ящиками. Отец превратил архив в рабочую картотеку, постоянно раскладывая фото по темам: «жены», «дети», «старики», «дома», «зверства», «расстрелы» и т.д. Порой у одного и то­го же немца изымались фотокарточки с нежными надписями вроде «В память о счастливых часах» и фото изнасило­ванной и убитой русской девушки, по­вешенного заложника или партизана. Отец называл авторов снимков своими «заочными фоторепортерами». Фото со зверствами помещал в русскоязычную «Фронтовую иллюстрацию», лириче­ские снимки использовались во Front-Illustrierte и листовках.

Редакционная работа изнуряла. Но без чувства юмора она была бы еще тяжелей. Друг отца — фоторепортер Марк Редькин как-то прислал в редак­цию с фронта пакет с негативами для очерка, приложив к нему трофейную книгу гитлеровских парадов. Перепуганный редактор вызвал к себе ху­дожника и дрожащим пальцем ткнул в надпись на титульном листе: «Шуре Житомирскому от Адольфа Гитлера». С огромным трудом отцу удалось успокоить редактора-перестраховщи­ка, убедить, что он не состоит в числе знакомых фюрера. В итоге уговорил попросту вырвать титул, а книгу от­дать ему для фотомонтажей.

Для обложки одного из первых номеров Front-Illustrierte отец сделал монтаж из документальных фотогра­фий: убитый немецкий солдат, его до­кументы и раскрытая записная книж­ка с фразой «Господи, что несет мне 22 июня 1941 года?». Тем самым разобла­чалась ложь фашистского командова­ния о том, что-де СССР первым напал на Германию. Кстати, и впоследствии фашистских пропагандистов постоян­но ловили на лжи. Главари рейха запу­гивали своих солдат утверждениями, что «русские расстреливают пленных».

Один из фотомонтажей был весь сделан из трофейных фотографий, под каждой подпись: «Твоего сына… Твоего внука… Твоего брата… Твоего мужа… Твоего отца… Гитлер убил на Восточ­ном фронте в России». Внизу было бо­лее крупное фото военного кладбища с березовыми крестами с касками и табличками с именами похороненных. Именно на этом монтаже появилась упомянутая выше резолюция началь­ника ПУРа о том, что его следует на­печатать отдельной листовкой массо­вым тиражом.

РФС: Приходилось ли вашему отцу лично сталкиваться с теми, кому было адресовано его военное творчество?

Владимир Житомирский: Спустя двадцать лет после окончания войны художник встретится с одним из сво­их «крестников». Будучи в Берлине с очередной своей выставкой, отец разговорился с шофером по имени Флориан, неплохо изъяснявшимся на русском. Выяснилось, что язык тот ос­воил в плену, куда добровольно попал в начале 1942-го, предъявив листов­ку «Этот ефрейтор ведет Германию к катастрофе!». Вспоминая об этом, отец говорил, что еще раз ощутил: они недаром тогда работали не щадя сил. Кстати, с этим монтажом связа­на весьма любопытная история. Во время Сталинградской битвы среди сбитых и оказавшихся в нашем пле­ну немецких летчиков оказался внук канцлера Бисмарка, изображенного на этом фотомонтаже. Тогда на обложке журнала появилась фотография — по­томок объединителя Германии держит в руках фотомонтаж, на котором его знаменитый дед указывает на крохот­ного Гитлера.

Отец не раз бывал в лагерях плен­ных. Ездил с редакционным фото­корреспондентом для подготовки репортажей о жизни пленных солдат. Он вспоминал, что в лагерях кормили вполне прилично. Дефицитным был лишь табак. К нему подходили с про­тянутой рукой и словом «махорка». Враг без оружия — уже не враг, гово­рил отец. Он видел в нем такого же курильщика, каким был сам. И хотя журналисты остро переживали не­хватку курева (отец даже для экономии табака завел трубку), он возвра­щался в Москву с пустой коробкой. Вспоминая об этом, мрачнел: «При этом к тому времени у меня был свой счет к Гитлеру. В моем родном Росто­ве расстреляли одиннадцать тысяч человек. Среди них был мой старший брат — фоторепортер и мой любимый дядя Самоша».

РФС: Берлинский таксист, уцелевший не без участия вашего отца, наверное, немало рисковал, храня подобный «пропуск» в плен и к сносному суще­ствованию?

Владимир Житомирский: Враже­ский генералитет чувствовал опас­ность, исходившую от этих листков, явно влиявших на состояние боевого духа солдат. В период наступления войск вермахта был издан приказ, запрещавший «коллекционировать русские листовки». Позднее реакция начальства стала более жесткой: за найденную листовку — в разведку вне очереди. А после разгрома на Волге за такое уже расстреливали. И все же после окружения очередной не­мецкой части кто-то непременно из потайного места доставал «пропуск» с фотомонтажом, объясняя, что вот, мол, готовился перейти линию фрон­та, да не было случая. Вернувшиеся с фронта редакционные фоторепортеры рассказывали, что присутствовали при том, как после ликвидации «котла» на Корсунь-Шевченковском направлении с поднятыми руками вышла большая группа, человек двести, немцев. И у каждого была припрятана либо ли­стовка, либо Front-Illustrierte. Словом, отец и его коллеги трудились далеко не впустую.

РФС: Листовку, журнал, газету мало создать. Нужно еще и донести ее до адресата. Как же попадали они на вра­жескую сторону фронтов?

Владимир Житомирский: Сошлюсь на воспоминания военного летчика, полного кавалера орденов Славы Ана­толия Руссова: «Наша пехота смотрела на журнал «Фронт-иллюстрирте» и на листовки, создаваемые Александром Житомирским, как на боевое оружие особой эффективности. Этого мы, лет­чики, на первых порах, признаюсь, не могли понять. Мы были недовольны, когда наземные войска установили на­шему авиаполку квоту: одна бомба -один контейнер с листовками. Я и мои друзья верили тогда больше в бомбу, реактивный снаряд, пулю. Мы, однако, ошибались. Количество уничтоженной полком живой силы и техники уклады­валось в трех-четырехзначные цифры. Это не выдерживало сравнения с той массой вражеских солдат, которые сдавались в плен на нашем участке, имея при себе листовку-пропуск. С тех пор мы в полку поверили в листов­ку, ждали очередных номеров жур­нала, никогда не забывая брать их с собой в боевой полет не только в спе­циальных контейнерах, но и в кабину самолета, в карманы комбинезона».

Добавлю, что наши военные изо­бретали самые разные способы до­ставки журналов и листовок немец­ким солдатам. Выстреливали пачками печатной продукции из минометов. Связисты, разрезав телефонную ли­нию врага, привязывали экземпляры к концам проволоки. А там, где линия фронта проходила вдоль реки и враг располагался ниже по течению, грузи­ли пачки с печатными изданиями на небольшие плотики.

РФС: А как сам Александр Житомир­ский оценивал свои труды военных лет?

Владимир Житомирский: В записках 80-х годов он называл годы работы над журналом и листовками «самыми яркими и вдохновенными» в своем творчестве, подчеркивая, что «…рад был говорить своим искусством то, что думаю».

Беседовал Олег Дзюба
Читайте нас в Дзен
Просмотров 5416