Легендарный «Запорожец»
58 лет назад, 22 ноября 1960 года, была выпущена первая партия малолитражных легковых автомобилей «Запорожец».
Проект ЗАЗ-965, прототипом которого стал итальянский FIAT 600, был разработан на Московском заводе малолитражных автомобилей. Советские инженеры внесли в конструкцию итальянской малолитражки массу изменений, полностью адаптировав её к отечественным дорогам. Особенностью «Запорожца» было расположение двигателя. Он устанавливался позади пассажирского салона.
22 ноября 1960 года с конвейера Запорожского завода «Коммунар» сошла первая партия ЗАЗ-965.
Новый автомобиль, за характерную форму кузова прозванный «Горбатым», быстро завоевал популярность. Он стоил 1800 рублей (примерно 18 средних размеров зарплаты в СССР в то время), тогда как «Жигули» были в два раза дороже, а «Волга» — в три. Инвалиды Великой Отечественной войны получали ЗАЗ-965 с ручным управлением бесплатно. «Запорожец» был очень экономичным — расход бензина на 100 километров пробега составлял всего 4,5 литра. Автомобиль также обладал хорошей проходимостью и был прост в обслуживании и ремонте.
Завод «Коммунар» выпускал и экспортный вариант «Горбатого» — ЗАЗ-965А «Ялта». Он отличался улучшенной шумоизоляцией, наружным зеркалом заднего вида, а также наличием пепельницы и радиоприёмника.
Всего, за почти 10 лет производства, было выпущено свыше 300 тысяч ЗАЗ-965 различных модификаций.