Легендарный глобус

Наша страна вписала грандиозные по своим задачам и международной значимости страницы в покорение Северного полюса и неизведанной Арктики.

Ведущую роль в этом сыграли отечественная авиация, героизм целой плеяды выдающихся советских летчиков.

Легендарный глобус

На историческом глобусе расписывается Валентина Терешкова (рядом Алексей Леонов и Артур Чилингаров)

Первый беспосадочный перелет через Северный Полюс в Америку был совершен 75 лет назад. В.П. Чкалов, Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков написали заявление на имя наркома тяжелой промышленности Г.К. Орджоникидзе с просьбой разрешить им беспосадочный перелет через Северный полюс в Америку еще в начале 1936 года. До этого Байдуков был вторым пилотом в экипаже С.А. Леваневского, который пытался совершить аналогичный перелет в 1935 году. И так как он был решительно не согласен с принятым Леваневским решением прекратить перелет, то, хорошо зная Чкалова и Белякова, предложил им создать новый экипаж и просить разрешение на перелет через Северный полюс на одномоторном самолете АНТ-25 № 2, который забраковал Леваневский. На одном из заседаний ЦК ВКП(б) Орджоникидзе подвел летчиков к Сталину. Выслушав их, тот предложил новый маршрут — Москва — Петропавловск-Камчатский. Почему Сталин отклонил просьбу летчиков о перелете через Северный полюс в Америку? Сыграла свою роль неудачная попытка перелета Леваневского: на аэродроме его экипаж провожали 12 иностранных корреспондентов. Разрекламировав этот перелет, мы оказались в тяжелом положении. Поэтому следующий перелет должен быть совершен наверняка, надо было тщательно проверить готовность к нему экипажа и самолета.

Успешное осуществление перелета по Сталинскому маршруту обеспечило «реабилитацию» самолета АНТ-25 и давало надежду на осуществление в 1937 году перелета через Северный полюс. Он был высоко оценен страной — всем членам экипажа было присвоено звание Героев Советского Союза. Самолет АНТ-25 показал свои потенциальные возможности, а экипаж — профессионализм, выдержку и настойчивость в достижении поставленной задачи. Первый и последний раз в истории нашей авиации все члены правительства во главе со Сталиным встречали героев на Щелковском аэродроме.

Главный конструктор Туполев по замечаниям экипажа после первого перелета начал подготовку самолета АНТ-25 № 2 к беспосадочному перелету через Северный полюс в Америку.

 

 
18 июня 1937 года он стартовал с Щелковского аэродрома в 04 часа 05 минут и через 63 часа 16 минут 20 июня приземлился в городе Ванкувер штата Вашингтон, США. Его маршрут: Москва — Кольский полуостров — Баренцево море — Земля Франца-Иосифа — Северный полюс — остров Мелвилл — остров Бенкса — Пирс Пойнт — остров Королевы Шарлотты — Ванкувер. Экипаж выполнил возложенную на него обязанность первопроходца, проложив воздушную трассу через Северный полюс, Арктику и соединив два континента — Евразию и Северную Америку кратчайшим путем.
Советская авиация показала, на что она способна, всему миру.
Были ли трудности в полете у экипажа? В.П. Чкалов в статье, напечатанной в газете «Правда» от 26 июля 1937 года, ответил на этот вопрос так:
«Полет был большим испытанием и для советских летчиков, и для советского самолета. Трудность полета заключалась главным образом в том, что мы не знали трассы. Нам первым пришлось пролететь от Полюса к американским берегам и далее над Канадой.
Явилась неожиданной высота арктических облаков. Данные, которыми мы располагали, позволяли нам предполагать высоту облаков в 3—3,5 километра. Между тем облачность простиралась гораздо выше. Постепенно набирая высоту, мы достигли 5 тысяч метров, но над нами еще продолжали висеть облака. На высоте 6 тысяч метров картина не изменилась. Когда мы набрали высоту 6100 метров, облака все еще были выше нас. Выше мы подниматься уже не могли: самолет и так потратил много бензина, чтобы выбраться из облаков».
Чтобы обойти четыре циклона, пришлось пролететь около 3 тысяч километров лишних. К этому надо добавить, что самолет выдержал многочасовые арктические штормы. Экипажу удалось преодолеть все трудности.
В статье «Великий русский народ», напечатанной в газете «Известия», Чкалов писал: «Чувство неразрывной связи с любимой Отчизной никогда не покидало меня. Во время полета сознание того, что вместе с нами сейчас весь народ, что он с огромным сочувствием следит за нашим маршрутом, — эта вера вела нас сквозь облака, туманы и циклоны, с нею не страшны были нам никакие трудности, и она приводила нас всегда прямо к цели».
Американцы с ликованием приветствовали наших первопроходцев.
На приеме в Нью-Йорке, устроенном «Клубом исследователей» и Русско-американским институтом 30 июня 1937 года, им было предложено расписаться на глобусе с нанесенной на нем трассой их перелета.
Глобус был знаменит тем, что на нем уже имелись подписи знаменитых исследователей: Рауля Амундсена, в 1911 году первым достигшего Южного полюса, Фритьофа Нансена, участника арктической экспедиции Нобеля в 1893-96 годах, Чарльза Линдберга, в 1927 году первым на аэроплане перелетевшего Атлантический океан, Вильялмура Стефансона, возглавлявшего полярную англо-американскую экспедицию в 1906-07 годах и канадскую арктическую экспедицию в 1913-17 годах, Ричарда Берда, первого летавшего на Северный полюс в 1926 году и Южный Полюс в 1929 году, Амелии Эрхарт, первой женщины, перелетевшей пассажиром через Атлантический океан в 1928 году и совершившей самостоятельный аналогичный перелет в 1932 году, и других исследователей.
Чкалов расписался на Северном полюсе, Беляков вдоль их маршрута. Байдуков на этой встрече отсутствовал.
В 1937 году в Ванкувере был образован Комитет для сооружения памятника на месте посадки самолета АНТ-25. Вторая мировая война надолго отбросила пожелания ванкуверцев. Памятник был воздвигнут только в 1975 году. На его открытии присутствовали Г.Ф. Байдуков, А.В. Беляков и сын В.П. Чкалова — Игорь Чкалов.
До сих пор в Ванкувере существует комитет, члены которого ежегодно в день посадки самолета 20 июня на аэродроме Пирсон Филд возлагают к подножию памятника цветы. На протяжении многих десятилетий сохраняется традиция отмечать каждое юбилейное пятилетие в США и в России.
В пятидесятых годах ХХ века известный полярный летчик Герой Советского Союза М.В. Водопьянов написал книгу о В.П. Чкалове, которую иллюстрировал летчик-испытатель и художник К.К. Арцеулов — внук И.К. Айвазовского. В книге был рисунок, на котором члены чкаловского экипажа расписываются на глобусе.
Семья Чкалова в дни празднования юбилейных дат в США поинтересовалась у активистов Американского Чкаловского комитета: какова судьба легендарного глобуса? Увы! Его следы были потеряны. В этом году, во время подготовки к 75-летию перелета мы всерьез занялись поиском глобуса, поручив его сыну Игоря Валерьевича — Валерию. Его старания, наше огромное желание — все это сыграло свою роль, глобус был найден! Знакомство с президентом Американского географического Общества Джерэми Добсоном и возникшие дружеские отношения позволили Валерию договориться о правах на изготовление копии глобуса для России.
Дальше все происходило как в сказке. Благодаря поддержке доктора географических наук, депутата Государственной Думы Михаила Слипенчука, глобус, никогда не покидавший США, был вывезен в Россию. К настоящему времени на нем также были нанесены подписи американских астронавтов. Наша страна, пославшая первого человека в космос, имела полное право иметь на этом глобусе не только подписи Чкалова и Белякова, но и наших космонавтов.
И вот, 10 апреля 2012 года на заседании Попечительского Совета Русского Географического общества в Санкт-Петербурге в присутствии президента Русского Географического общества С.К. Шойгу и президента Американского географического общества Д. Добсона состоялось торжественное подписание глобуса космонавтами Валентиной Терешковой и Алексеем Леоновым.
Будем надеяться, что это будут не последние русские подписи на Глобусе-легенде.
 
Валерия ЧКАЛОВА, лауреат Государственной премии СССР,
Заслуженный изобретатель РСФСР, кандидат технических наук
Просмотров 6799

11.03.2013 15:56



Загрузка...

Популярно в соцсетях