Кунсткамера готовится к 310-летию

Бриллианты коллекции в 2024 году улучшат свои жилищные условия

01.01.2024 16:00

Автор: Александра Медведева

Кунсткамера готовится к 310-летию
  © Wikimedia Commons

Старейший музей России — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, он же петербургская Кунсткамера, — в 2024 году готовится к своему 310-летию. Дата условная, ведь рескрипт Петра о создании музея редкостей так и не найден. Но годом основания Кунсткамеры принято считать 1714 год, когда из Москвы в Петербург перевезли личное собрание коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции по естественной истории Аптекарской канцелярии. Первое время их хранили в Летнем дворце Петра. Сегодня коллекции музея насчитывают свыше 1,2 миллиона предметов. Часть из них в юбилейном году переедет в новое фондохранилище.

Первая коллекция

В 1698 году, путешествуя по Голландии, Петр Первый купил сохраненных в склянках рыб, птиц, гадов и уродцев. Из них и состояла первая коллекция диковинных вещиц. Собрание обошлось в 30 тысяч гульденов — на эти деньги можно было купить два корабля.

Через два года коллекция пополнилась минеральным кабинетом и образцами животных, птиц, ящериц, раковин и других редкостей из Ост- и Вест-Индии. Еще через год из Голландии привезли собрание доктора Руйша: анатомические вещи, травы и бабочки. Так, постепенно, коллекция расширялась и хранилась сначала в Аптекарской канцелярии в Москве, а после завершения строительства Летнего дворца в 1714 году ее перевезли в Петербург.

Кстати, в музее недоумевают, почему на таких интернет-ресурсах, как, например, «Календарь памятных дат», в качестве конкретной даты основания Кунсткамеры фигурирует 31 января 1714 года. И заверяют, что причины такой конкретики непонятны и эта дата не имеет под собой никаких оснований.

Мозаика М. В. Ломоносова «Портрет Петра I» (1754 год). © Serge Lachinov/ Wikimedia Commons

В 1718 году музейные экспонаты и библиотека переехали в Кикины палаты: в Летнем дворце к ним не было доступа у широкой публики. В то время Александр Кикин был казнен по делу цесаревича Алексея. Его дом конфисковали и приспособили под экспозицию. Но Петр понимал, что для музея лучше построить отдельное здание. К его возведению на стрелке Васильевского острова приступили в 1718 году. Есть предание, согласно которому император Петр Великий увидел «диковинную сосну» на месте будущего здания. Ветка вырастала из ствола и обратно входила в него, напоминая ручку кувшина. Ствол сосны сохранили, а на месте ее решили построить здание. Окончили строительство спустя 10 лет.

Здание сначала было двухэтажным. В 1747 году случился большой пожар. Сгорела и деревянная башня, которую восстановили только спустя 200 лет, увенчав ее армиллярной сферой.

Назначение у Кунсткамеры было не только музейное. Через обсерваторию проходил первый петербургский меридиан, по которому вели планировку города, уточняли координаты населенных пунктов России. Отсюда подавали сигналы точного времени в Петропавловскую крепость с помощью отражений зеркал, а в пасмурную погоду зажигали факел.

Уродцы со всего света

У многих Кунсткамера ассоциируется с коллекцией уродцев и анатомических деталей, включая голову ребенка со вскрытым напоказ мозгом, выставленную на обозрение в стеклянных банках. Местами подкрашенные, со слегка потемневшей жидкостью, они и спустя столетия выглядят натурально. Изначально ученые такую цель и ставили: сохранить мертвое тело так, чтобы оно выглядело как живое.

Экскурсоводы рассказывают, что уродцы рождались из-за употребления женщинами в качестве лекарств ядов, опиума, из-за использования очень вредной косметики, а также по причине кровосмешений.

Целая витрина посвящена поэтапному внутриутробному развитию человека. В другой витрине — скелет с двумя головами. Следующая — уродцы в баночках.

Одна из аномалий: пять плодов ребенка вокруг плаценты. Этих детей женщина не могла выносить и родить в те времена.

Тут же сиамские близнецы, сросшиеся в тазобедренных костях. И сиамские близнецы, сросшиеся в грудной клетке.

Рядом — младенец с неразвитыми нижними конечностями и половыми признаками. Его в Кунсткамере называют «русалка». Современные врачи утверждают, что такие аномалии могут возникать при недостатке фолиевой кислоты. Очевидно, что в XVII-XVIII веках брать ее женщинам было неоткуда.

Другая аномалия — два младенца срослись в одном теле: на одной голове видно два лица, а на теле выросли три ручки.

Тут же уродцы из животного мира: птица с четырьмя лапками, кошечка с раздвоенным тельцем и ягненок с раздвоенной мордой.

Экспонат из коллекции анатомических редкостей и аномалий. © Светлана Навроцкая

Ломоносов и цветное стекло

Знаменитый ученый Михаил Ломоносов был одним из первых академиков Петербургской академии наук. И работал здесь с 1741 по 1765 годы. Поэтому несколько помещений Кунсткамеры выделили под экспозицию, посвященную ему. Личных вещей уцелело немного, но они есть. Например, фарфоровый чайник, подаренный, по легенде, императрицей Елизаветой Петровной.

В центре зала стоит стол из красного дерева, который сохранился с дней основания Академии наук. Вокруг него воспроизвели обстановку XVIII века, когда проходили заседания академии с участием Михаила Ломоносова. Здесь же выставлены макет поморского корабля, первые учебники, подсвечник, берестяная кружка, чернильница, костяной гребень.

Отдельное внимание уделено цветному стеклу и портретам из мозаики. Ломоносов запустил производство в районе Ораниенбаума, где при слиянии двух рек — Рудицы, которая имела быстрое течение, и Каваши — был чудесный песок. Образцы, изготовленные на том заводе, хранятся в витринах Кунсткамеры.

К слову, идею стекольного завода не сразу одобрили. Известно, что ученый писал императрице: «Желаю я, нижайший, к пользе и славе Российской империи, завесть фабрику делания изобретенных мною разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество, ценою на многие тысячи.

А я, с помощию божиею, могу на своей фабрике, когда она учредится, делать помянутых товаров не токмо требуемое здесь количество, но со временем так размножить, что и за море отпускать оные можно будет, которые и покупать будут охотно, ибо вышеписанные товары станут здесь заморского дешевле, и по размножении заводов будут продаваться за меньшую цену, нежели, как ныне, для того, что принадлежащие к сему делу главные материалы здесь дешевле заморского и в таком довольстве, что оных знатное количество отпускают в другие государства, как то, например, поташ, которого на моих заводах немалое число исходить имеет, и в переделе продаваться будет много большею ценою, отчего и пошлин в казну вашего и. в. больше собираться имеет».

Но разрешения пришлось ждать год, пока не выделили участок земли и не выдали 4 тысячи рублей. Ломоносов провел немало опытов в своей химической лаборатории, чтобы разработать рецепты стекол самых разных цветов и оттенков.

Одна из лучших работ руки ученого — сделанный из мозаики портрет Петра I. Он искусен настолько, что его принимают за живописный. Здесь же портреты Григория Орлова и дочери Петра Великого Анны Петровны.

Еще один уникальный экспонат Ломоносовской экспозиции — зажигательная линза немецкого оптика Эренфрида фон Чирнгаузена. Ее диаметр — 57,5 сантиметра, толщина в центре — 5,2 сантиметра. С ее помощью можно было даже расплавить монету.

Неплоская Земля до полета в космос

Еще до рождения Петра Первого, в середине XVII века, немецкие ученые изготовили глобус диаметром более трех метров. Снаружи — изображение поверхности нашей планеты, внутри — карта звездного неба. В глобус могли залезть одновременно 10-12 человек и удобно рассесться на скамейках, наблюдая за светилами. Роль звезд исполняли шляпки гвоздей. Конструкция еще и вращалась: в течение суток глобус совершал один полный оборот. Привод механизма был гидравлическим — его работу обеспечивал напор воды. Впрочем, прошедшее время неуместно: конструкция работает до сих пор, но ее запускают крайне редко.

Проект глобуса сделал географ, математик, историк Адам Олеария для герцогов династии Гольштейн-Готторпов. Отсюда и его историческое название — Готторпский глобус. Российскому императору Петру Первому его подарили во время Северной войны в качестве дипломатического жеста. Диковинку решили, естественно, привезти в Петербург. Неразборная конструкция весом более 3,5 тонны ехала сушей и морем четыре года. Глобус установили в башне Кунсткамеры, и для этого пришлось сделать проем в стене.

Сегодня карта снаружи выполнена на русском языке. Так ее решили восстановить после того, как во время пожара 1747 года глобус выгорел почти полностью. Ведь лишь каркас был металлический, обшит же он был сплошным деревом. Уцелела только дверь с историческим гербом Голштинского герцогства, которую незадолго до пожара сняли, и она находилась в подвале.

Восстанавливали глобус по приказу императрицы Елизаветы Петровны до 1752 года. К работе привлекли лучших мастеров, а называть его стали Большим Академическим. Но в здание Кунсткамеры он вернулся не сразу. Сначала для него построили специальный домик, в 1901 году он переехал в Адмиралтейство Царского Села. Оттуда немецкие войска его увезли в Германию, где он и находился с 1942 по 1947 годы. Советское правительство смогло вернуть глобус в Кунсткамеру. Заносили в здание его, правда, через окно. Зато больше уже не выносили никуда.

Глобус показывает представление о мире эпохи Просвещения. Австралия тогда называлась Новой Голландией. В Африке были такие неведомые страны, как Варвария, Зара, Нигриция и Глога.

Весь мир на ладони

Но в первую очередь Кунсткамера — музей этнографический, поэтому в его залах немало коллекций, посвященных другим странам и континентам мира. Первые экспонаты из Латинской Америки поступили еще в XVIII веке с образцами народного искусства гватемальцев и мексиканцев. Среди них — костюм вождя, украшенный перьями.

Северная Америка — это путешествие от Аляски до Калифорнии, которое раскрывает культуру индейцев начала XIX века. Здесь можно увидеть байдарки и поворотные гарпуны, снежные жилища, изделия эскимосов и алеутов.

Залы Японии показывают, как выглядели традиционные дома, самурайские доспехи и оружие. Интересны экспонаты, относящиеся к традиционным праздникам мальчиков и девочек, образцы традиционной одежды, принадлежности чайной церемонии, маски и другие атрибуты японского театра.

© Светлана Навроцкая

Неподалеку — предметы повседневного быта африканцев. На втором этаже — плетеные и гончарные изделия индонезийцев. А также «корабли мертвых», жезлы, маски и книги индонезийских жрецов, амулеты и другие оккультные предметы. Тут же — шелк и хлопок Индии, а также портик дворца маратхских правителей.

Не менее впечатляющие коллекции представляют Ближний и Средний Восток, Индокитай, Корею, Китай и Монголию. Включая главную достопримечательность — полноразмерный макет традиционной монгольской юрты.

Новый корпус

Более 1,2 миллиона единиц хранилища давно испытывают, как сказал на пресс-конференции в ТАСС директор музея Андрей Головнев, сверхтесноту. Решить эту проблему поможет новое здание фондохранилища, оснащенное современными реставрационными лабораториями, которое планируют открыть в 2024 году. Оно появится не в центре города, а в Приморском районе, около Шуваловского карьера. Это будет новый научно-хранительский корпус площадью 25 тысяч квадратных метров, в десять раз превышающую сегодняшние. Таким образом достроят брошенное в 1980-х годах здание НИИ прикладной астрономии РАН.

В восьмиэтажном комплексе разместят часть обширной музейной коллекции, там же откроют реставрационные лаборатории, смотровые и подсобные помещения. В трехэтажном административном здании расположатся кабинеты руководителей, выставочные помещения и читальные залы.

Читайте также:

• Коллекции чучел и скелетов поставят на учет

Правда за нами