Кто вставляет русскому инженеру палки в колеса?
Нужно ли возводить в Москве самое большое в мире колесо обозрения? Масштабнее, чем таковое, имеется в Италии, в парке Мирабиландия, высотой 90 метров.
Или в столице Великобритании — «Око Лондона» высотой 135 метров. Его открытие в марте 2000 года ознаменовало начало не только нового тысячелетия, но и новой гонки за звание самого высокого колеса обозрения на планете! И по сей день на этом колесе обозревает Лондон с высоты птичьего полета более 4 миллионов человек в год.
А чем Москва хуже? Если в ней открылся в эти дни самый большой в мире детский магазин, то вполне напрашивается и еще один рекорд, согревающий национальную гордость. Отечественная группа компаний «Мир» в 2012 году предложила возвести в столице России в честь будущего 75-летия Победы в Великой Отечественной войне самое большое в мире колесо обозрения от 170 метров высотой в парке имени Горького или в парке «Музеон». Причем отечественного производства и за свой счет! Однако предложение волею руководителя Департамента культуры правительства Москвы (теперь уже бывшего) Сергея Капкова было отвергнуто.
Вскоре в СМИ появились сообщения о планах ОАО ВДНХ по возведению колеса обозрения высотой 100 метров зарубежного производства, которое подберет для выставки британская компания ARUP. Иначе говоря, предлагалось установить аттракционы зарубежного производства за счет средств города Москвы. Предварительно ликвидировав популярное у москвичей и гостей столицы колесо «Москва-850» и расположенные вокруг российские аттракционы. Вот уж действительно: пути чиновничьи неисповедимы, а замыслы тем паче. Дело в том, что именно «Мир» возвела в 1995 году «Мо-скву-850» — свое первое колесо обозрения высотой 70 метров, которое было тогда самым большим в Европе. Затем в 1998 году компания дала старт своему детищу в итальянском парке Мирабиландия, ставшему новым рекордсменом Европы, пока его не перещеголяло знаменитое «Око…»
За 26 лет своей деятельности «Мир» спроектировала и построила 520 объектов в Европе, Азии, Америке. В том числе более 170 крупных аттракционов по всему миру, 350 башен связи и телевышек высотой до 130 метров, катальные горы в Саудовской Аравии, Франции (парк Saint-Paul), Австрии (Erlebnispark). В 2012 году группа компаний возвела колесо обозрения диаметром 75 метров в Лазаревском (Сочи). На сегодня это самое высокое сооружение подобного типа в России и странах СНГ
Гордость компании — проектирование и изготовление мобильной башни обслуживания для Гвианского космического центра (Франция), а также комплекта контейнеров для перевозки ракет-носителей «Союз-СТ» и других объектов для Европейского космического агентства и предприятий Роскосмоса. В 2011 году с помощью МБО была собрана ракета «Союз-СТ», которая 21 октября того же года успешно вывела на высокие орбиты — не на привычные 400 километров, а на 39 тысяч — два европейских навигационных спутника «Галилео». В 2013 году Российский и Международный союз научных и инженерных общественных организаций наградили специалистов «Мир Дизайн» золотой медалью им. В.Г. Шухова за создание мобильной башни для ракет-носителей «Союз» в Гвианском космическом центре.
В августе 2012 года для «Мира» в лице созданного группой компаний ЗАО «Российская выставка аттракционов» (РВА), куда входит и знаменитое колесо обозрения «Москва-850», наступила трудная пора. Началась она с безобидного объявления на официальном сайте ВВЦ: «В связи с ремонтом дорожного покрытия с 3 августа 2012 года до окончания работ во избежание травматизма посетителей Всероссийского выставочного центра закрыт проход и ограничено дорожное движение с правой стороны от Главного входа ВВЦ. Убедительно просим гостей выставочного центра проявлять внимательность и заранее планировать маршрут движения. Приносим свои извинения за доставленные неудобства и просим отнестись с пониманием». Справа от входа как раз оказался популярный парк аттракционов с «Москвой-850». Вскоре все подступы к нему были завалены глыбами развороченного асфальта.
Посетители не пожелали «отнестись с пониманием» к неожиданно возникшим препятствиям. Идя навстречу их чаяниям, сотрудники ЗАО «РВА» попытались самостоятельно расчистить проходы к каруселям, но их действия были жестко пресечены охраной ВВЦ. В сложившейся ситуации генеральный директор группы компаний «Мир» Владимир Гнездилов, он же заслуженный конструктор РФ, заведующий кафедрой прочности МАИ, председатель Комитета «Безопасность аттракционов» Всемирной организации по стандартизации (ISO), обвинил администрацию ВВЦ в «рейдерском захвате» участка, на котором карусели аттракциона располагаются уже 17 лет. В ответ администрация Выставочного комплекса отмела все обвинения в «рейдерском захвате», обвинила ЗАО «РВА» в незаконном использовании земельного участка и объяснила конфликт вокруг парка аттракционов «спором хозяйствующих субъектов».
Владимир Гнездилов в ответ привел свои аргументы: отечественные аттракционы установлены в период с 1995 по 2012 год на территории по зарегистрированному в УФРС до 2046 года договору №120-1999 (№7777-15/020/2013-590 от 15.10.2013 года). Система безопасности услуг аттракционов в парке сертифицирована Центральным научно-исследовательским институтом сертификации Росстандарта. Последняя оговорка не случайна. К «спору хозяйствующих субъектов» подключилась ОАТИ -Объединенная административно-техническая инспекция, которая отказала ЗАО «РВА» в выдаче регистрационных талонов, допускающих к эксплуатации аттракционов. Как уточняет Владимир Гнездилов, запрет на выдачу талонов ОАТИ применяет в Москве избирательно, только для аттракционов, установленных на территории парка «Колесо «Москва-850» на ВДНХ». В настоящее время арбитражные суды,по его словам, рассматривают более десяти исков парка к ОАТИ. Начиная с 2006 года «Российская выставка аттракционов» — владелец арендуемой земли, выиграла все суды у ГАО ВВЦ.
«В своем рвении сотрудники АТИ СВАО, — отметил он в беседе с нашим корреспондентом, — незаконно выписали 39 предписаний на демонтаж аттракционов во внесудебном порядке и вне своей компетенции, нарушив КоАП РФ, Постановление Правительства Москвы №614-11Г1 от 02.10.2012
года и вторгшись в компетенцию префектур административных округов Москвы. Все аттракционы, установленные в парке «Колесо «Москва-850» на ВДНХ», размещены на законно арендуемой территории в соответствии с договором №120 1999 года».
Один из аргументов, который приводят в подкрепление своей позиции разного рода АТИсты, — аттракционы, переворачивающие людей на несколько минут вниз головой. Мол, это очень опасно. «В мире эксплуатируются сотни тысяч аттракционов, переворачивающих людей вниз головой на несколько минут, огромное количество специально проектируется на это. Аттракционы имеют специальные дуги безопасности, предотвращающие выпадение людей. Наш парк за все время эксплуатации продемонстрировал полную надежность и безопасность», -настаивает генеральный директор «Мира». При этом напоминает: в Европе, где успешно работают их развлекательные сооружения, не ставят аттракционы, которые не соответствуют нормам европейской безопасности. Следует не забывать и о том, что Владимир Гнездилов возглавляет Комитет «Безопасность аттракционов» Всемирной организации по стандартизации (ISO), усилиями которого эти правила внедряются и строго соблюдаются во всем мире.
«Подъем российской промышленности и экономическую независимость страны обеспечить сегодня может только взлет инженерной мысли, инженерного творчества, — говорит он. — Но государство должно создать условия, чтобы человек творил, однако наши чиновники все губят на корню, навязывая нам иностранщину не без выгоды для себя. Вот и в борьбе за право возвести в Москве самое большое колесо обозрения мы готовы конкурировать по качеству на честной основе с любой зарубежной компанией. Мы уверены: к нашим разработкам ни одна из них не сможет приблизиться в течение лет двадцати, ибо там заложена фундаментальная наука, основоположником которой является гениальный русский ученый Владимир Григорьевич Шухов».
«Инженерия — это способность к изобретательству, — присоединяется к разговору правнук ученого и руководитель одноименного фонда Владимир Шухов. - Инженер - это человек, который не просто создает технологические процессы, а решает возникшие проблемы глобально. Владимир Алексеевич - это от Бога и инженер, и предприниматель, и ученый, озабоченный сохранением русской инженерной школы. Она, к сожалению, за последние годы понесла ощутимые потери. Но усилиями таких подвижников, как Гнездилов, истинно русские инженеры еще не перевелись в России. Хочу особо отметить, что он как заведующий кафедрой прочности МАИ привлекает студентов и аспирантов к работам не только по авиационно-космической тематике, но и по программе гигантских колес обозрения. Доходы компании «Мир» от этой деятельности позволяют выплачивать дополнительные стипендии нескольким десяткам хорошо успевающих студентов в объеме нескольких миллионов рублей в год. А также обновлять лабораторное оборудование кафедры, финансировать проведение научно-технических конференций, оплачивать научные исследования профессорско-преподавательского состава кафедры. Именно эти доходы позволяют обеспечить преемственность знаний. Выпускникам МАИ намеренно дается высокооплачиваемая работа, чтобы они трудились на отечественных фирмах и конкурировали с зарубежными компаниями. Это ярко показало исполнение контракта для Гвианского космического центра. Не здесь ли кроются корни «хозяйствующего спора»? Впору задуматься: кто и почему вставляет русским инженерам палки в колеса?!»