“Кто владеет Севастополем, тот владеет Черным морем”
Эти слова великого флотоводца, адмирала П. С. Нахимова до сих пор актуальны
Cчитает профессор, руководитель экспертного совета по обороне Государственной Думы ФС РФ Борис Усвяцов
Крым вернулся в состав России. Восстановлена историческая справедливость — возвращено России то, что она как любящая мать растила, развивала и даже иногда, к сожалению, наказывала.
И вот теперь после тяжелого, длительного, изнурительного плавания Крым и Севастополь, как образно сказал, выступая на митинге «Крым — за Россию!», Владимир Путин, возвращаются в родную гавань — в Россию, к родным берегам, в порт постоянной приписки.
Вне всякого сомнения, сегодня перед Крымом и Севастополем открываются новые перспективы их развития. Ровно, как и перед Черноморским флотом России, 70 процентов всей инфраструктуры которого находилось до сих пор на территории Крыма и судьба которого за 23 года пребывания в отрыве от Родины складывалась весьма непросто. Сначала его долго делили. После распада Советского Союза и Россия, и Украина заявили о своих правах на корабли и базы. Какое-то время он входил в состав Объединенных вооруженных сил СНГ, потом стал объединенным флотом двух стран. По соглашениям, подписанным в 1997 году главами правительств России и Украины, наша страна получила более 80 процентов кораблей, оставшиеся вошли в состав военно-морских сил Украины.
Россия могла иметь в Севастополе и Крыму не более 338 кораблей, 25 тысяч личного состава, 24 артиллерийские системы, 132 бронемашины и 22 боевых самолета. Платить за это надо было около 98 миллионов долларов в год — для 1990-х годов это была очень серьезная сумма. Соглашения должны были действовать до 2017 года. После их подписания — 12 июня 1997 года на всех кораблях Черноморского флота РФ, которым в то время командовал адмирал Виктор Кравченко, был поднят исторический Андреевский флаг. А подписанные 21 апреля 2010 года «Харьковские соглашения» дали возможность российским военным сохранить позиции флота до 2042 года с последующим возможным продлением еще на 5 лет.
Но, несмотря на все соглашения и договоренности, флот постоянно пребывал в состоянии ощущения накинутой на него политической удавки, которую украинские власти нет да нет стремились затянуть потуже. Это мешало Российскому флоту не то что развиваться, но даже просто жить. Так, согласно базовому соглашению, Россия могла иметь на украинской территории такое количество корабельного состава, техники и вооружений, которое соответствует уровням на 26 мая 1997 года. Однако в 2008 году Украина вдруг потребовала, чтобы замена кораблей проходила на однотиповой основе, хотя некоторые типы к тому времени были уже сняты с вооружения, и по разрешительному принципу. В какой-то мере повод тому дала Москва, длительное время соглашавшаяся вести разговор о заключении специального соглашения о замене. Лишь после длительных переговоров стороны пришли к соглашению о проведении замены на уведомительной основе.
Тем не менее, Киев настаивал на проведении дополнительных переговоров, упирая на то, чтобы замена кораблей шла по принципу «класс на класс, тип на тип», то есть замены одного корабля на другой такого же класса или типа. Кроме того, украинское правительство было намерено рассмотреть проект постановления о внесении изменений в порядок пересечения государственной границы Украины военнослужащими, военными кораблями, судами и летательными аппаратами Черноморского флота РФ. Они предусматривали согласование с компетентными органами Украины передвижений, связанных с деятельностью военных формирований Черноморского флота Российской Федерации за пределами их дислокации на территории республики.
Были и другие случаи украинского административного и психологического давления на российский Черноморский флот. Например, во времена президентства Ющенко местные власти нарушали работу органов управления
ЧФ под предлогом ремонта улиц или введением запретов на передвижение вооруженных российских подразделений по территории Украины. Или взять тот факт, что в Севастополе неоднократно появлялись западно-украинские ультранационалисты, которые стремились заблокировать работу объектов российского ЧФ. Так, в августе 2011 года члены организации «Студенческое братство» провели гражданскую акцию, целью которой была передача всех крымских маяков Украине. Доходило до того, что активисты националистической организации проникли на территорию российского маяка «Сарыч» и вывесили таблички о принадлежности это маяка Украине. Официальные украинские власти вроде бы не поддерживали подобных акций, но и не препятствовали их осуществлению.
Напомню также, что прием на работу граждан России в воинские подразделения и учреждения Черноморского флота был возможен только с разрешения и по направлению украинского центра занятости. Жены военнослужащих и другие граждане РФ, работающие в воинских частях, учреждениях и на предприятиях флота, перечисляли все обязательные взносы и платежи в фонды Украины. А раз так, то при переезде на постоянное местожительство на территорию России им не засчитывался страховой стаж для начисления пенсии за весь этот период.
Здесь можно было бы привести еще не один десяток примеров затягивания украинскими властями политической удавки на Российском флоте. Но, к счастью, это все уже позади, и сегодня Черноморский флот стоит на пороге открывающихся перед ним больших перспектив. И не только потому, что он освободился от этой удавки, но и потому, что складывающаяся геополитическая ситуация ставит перед флотом серьезные задачи.
Нет необходимости особенно подчеркивать, что Черное море является зоной жизненно важных интересов России. На Черноморском побережье находится Краснодарский край, а на побережье Азовского моря — Ростовская область. Здесь расположен крупнейший в России Новороссийский морской торговый порт, который к тому же является незамерзающим, и ряд других портов (Азов, Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Сочи, Таганрог, Тамань, Темрюк и Туапсе). В 2013 году грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 174,4 млн тонн (около 30 процентов от общероссийского), в том числе грузооборот порта Новороссийск — 112,6 млн тонн (19 процентов от общероссийского). По дну Черного моря должен быть проложен стратегически важный газопровод «Южный поток».
Через Черное море, Босфор и Дарданеллы лежит кратчайший путь из России в Средиземное море и через него в Индийский океан, стратегически важный как с экономической, так и с военно-политической точки зрения.
Следует отметить, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков бассейн Черного моря и прилегающие к нему территории превратились в одну из самых конфликтных зон в мире. При этом очаги некоторых конфликтов расположены в пределах территории бывшего СССР (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, бывшие северокавказские автономии, Приднестровье). Рядом — Балканы, Курдистан, Ближний Восток, где варится сегодня кухня мировой политики.
Воспользовавшись кризисом на Украине, США и НАТО значительно увеличили свое военное присутствие в регионе. «Мы направили шесть (истребителей) F-15s на Балтику для воздушного патрулирования. Дюжина F-16 из США прибыли в Польшу, чтобы оказать содействие в обороне. Эсминец Truxtun продлил пребывание в Черном море. Есть дополнительные ресурсы, которые направляются в Черное море военно-морскими силами США», — заявил официальный представитель Пентагона Стив Уоррен. По его словам, министерство обороны США направило в Румынию дополнительные подразделения морской пехоты в рамках сил быстрого реагирования, а также направляет в Черное море корабль ВМС США, который будет участвовать в учениях в черноморском регионе, чтобы подтвердить обязательства перед союзниками. Представитель Пентагона не исключил, что возможны совместные учения с Украиной.
На заседании комиссии Украина — НАТО альянс договорился с Киевом о мерах по увеличению оборонной способности Украины, главы МИД стран — участниц комиссии решили усилить сотрудничество альянса с Украиной и вместе работать над реформами в сфере обороны. Альянс уже заявил о готовности разместить на Украине мобильные тренировочные группы, а также направить экспертов на Украину, чтобы рассмотреть ее запрос к НАТО на предоставление технических средств.
В 2012-2013 годах корабли Черноморского флота совместно с силами других флотов России обеспечивали поставки вооружения, боевой техники, запчастей комплектующих для вооруженных сил Сирии, ведущих войну с радикальными исламистами в собственной стране. Число и продолжительность выходов в море резко возросли, в практику вернулись многомесячные боевые службы и походы в отдельные районы Мирового океана. Фактически на основе Черноморского флота разворачивается постоянное средиземноморское соединение ВМФ РФ, в составе которого регулярно задействуются корабли всех флотов России. В составе соединения планируется иметь поначалу 5-6 кораблей и судов, которые будут предоставляться на ротационной основе Северным, Балтийским, Черноморским и даже Тихоокеанским флотами. В любом случае именно Черноморский флот будет являться тылом для средиземноморского оперативного формирования Российского флота, играть ключевую роль в обеспечении его деятельности, предоставляя корабли, судоремонтные мощности, пункты базирования, учебную базу и т.д.
Однако для этого Черноморский флот должен иметь соответствующие возможности и силы, а также инфраструктуру. Основным ядром Черноморского флота должна стать возрождаемая 30-я дивизия противолодочных кораблей с дислокацией в Севастополе. Ее основу должны составить новые корабли, которые в ближайшие годы поступят на вооружение флота. Первый такой корабль — «Адмирал Григорович» уже спущен на воду на заводе «Янтарь» в Калининграде. Всего же будет построено 6 таких кораблей.
Сегодня в состав Черноморского флота входит также 197-я бригада десантных кораблей — наиболее крупное своего рода соединение ВМФ России. По общей вместимости эти корабли способны перебросить в заданный район полк морских пехотинцев. Однако в нынешних условиях этого недостаточно. Поэтому считаю, что необходимо восстановить дивизию десантных кораблей с дислокацией в Донузлаве и тем самым возродить Крымскую военно-морскую базу.
41-я ордена Нахимова 1-й степени бригада ракетных катеров — соединение черноморских катерников, являющиеся наиболее оперативной ударной группой флота. В ее составе сегодня имеются уникальные по своим возможностям ракетные корабли-катамараны на воздушной подушке 2-го ранга — «Бора» и «Самум», не имеющие аналогов в мире. Каждый из них способен развивать скорость почти 105 км/ч, на борту имеются 8 противокорабельных крылатых ракет комплекса «Москит». «Бора» и «Самум» несут посменное дежурство, охраняя южные морские рубежи России.
68-я бригада кораблей ОВРА является соединением, отвечающим за безопасность морского района главной базы флота — Севастополя. В состав бригады входят малые противолодочные корабли и морские тральщики. Вторым соединением данного рода является 184-я Новороссийская бригада кораблей ОВРА.
Единственное соединение подводных лодок Черноморского флота — это 247-й отдельный дивизион, дислоцированный в Южной бухте Севастополя. В его составе сегодня находится 2 дизельные подводные лодки — Б-871 «Алроса» проекта 877В и Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б. Б-380 находится с 1991 года в ремонте, ситуация с ее восстановлением остается не ясной. Единственная действующая подлодка «Алроса» в данный момент не боеготова. Считаю, что возрождение дивизии современных неатомных подводных лодок в исторической Балаклаве является делом принципа для руководства Министерства обороны и главкомата ВМФ РФ.
Тем более что уже в ближайшие годы, как заявил главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков, в группировку сил постоянной готовности Черноморского флота, которая будет действовать также в Средиземном море, войдут шесть подводных лодок проекта 636. Субмарины строятся на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. «Мы планируем, что подводные лодки проекта 636 составят полноценное соединение постоянной готовности, которое позволит Черноморскому флоту решать широкий круг задач в своей операционной зоне ответственности совместно с надводными силами и противолодочной авиацией», — подчеркнул главком.
Все это сегодня можно сделать, так как после денонсации договоров с Украиной о Черноморском флоте мы уже не связаны никакими ограничениями. В том числе и по дислокации флота. Сегодня ее структура включает Севастополь и Новороссийскую военно-морскую базу. В Феодосии располагается группа судов обеспечения, в Темрюке и Туапсе — несколько вспомогательных судов и катеров, а также судоремонтные заводы.
Севастополь как главная база сегодня — лучший порт на всем побережье Черного моря, если не вообще в бассейне Черного и Средиземного морей, и дело тут не только в достоинствах базы самой по себе, но и в ее расположении практически «над» географическим центром Черного моря. Удобство расположения позволяет флоту с опорой на Севастополь решать практически любые задачи. На протяжении последних трех веков именно Севастополь был основной базой Черноморского флота, однако современное состояние инфраструктуры оставляет желать лучшего. После распада Советского Союза севастопольская инфраструктура сравнительно активно использовалась, но ни разу не проходила серьезный ремонт. Из-за этого теперь придется ремонтировать и обновлять почти все имеющиеся объекты, а также коммуникации и пути сообщения.
Надо также продолжать дальнейшее строительство и обустройство Новороссийской военно-морской базы.
До конца следующего года система базирования кораблей, судов, подлодок и частей обеспечения будет полностью восстановлена на тех принципах, которые действовали здесь до раздела Черноморского флота. Корабли 68-й бригады охраны водного района первыми вернутся на прежнее место — в Стрелецкую бухту. Оттуда они смогут быстро выходить в открытое море для выполнения поставленных задач. В настоящее время суда находятся в Южной бухте, где раньше базировалась 153-я бригада, состоящая из 13 подводных лодок. Перебазированию кораблей будет предшествовать изучение текущего состояния объектов и их последующего восстановления и ремонта. Нужно также возрождать инфраструктуру системы управления силами флота, включая строительство современных командных пунктов и узлов связи.
Реализация всех этих планов повысит возможности Черноморского флота в решении задач в составе постоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море. Об этом говорит и главком ВМФ адмирал Виктор Чирков: «Черноморский флот, обновление которого давно уже назрело, сможет эффективно обеспечивать стабильность и национальную безопасность в Черном и Средиземном морях».
Надо полагать, что такие же качественные изменения произойдут и в ВВС ЧФ, которые в настоящее время также находятся в критическом состоянии: в их распоряжении всего один полк бомбардировщиков Су-24М, звено разведчиков Бе-12 и 20-30 вертолетов Ка-27, Ка-29 и Ми-8. По сути, ВВС
не способны решать ряд специфических задач морской авиации, включая борьбу с подлодками, контроль за судоходством, спасение на водах и др. Для этого флот должен располагать специализированными авиачастями.
Пока не известно, исходя из каких параметров планируется обновлять авиацию Черноморского флота, однако очевидно, что противолодочные самолеты Бе-12 и устаревший вертолетный парк требуют замены в первую очередь. Представляется, что проблему частично удастся решить поставкой на ЧФ как минимум одной эскадрильи (8-10) патрульных/противолодочных машин, скажем, на основе самолета Ил-114, а также не менее 25—30 новых противолодочных, транспортно-боевых и спасательных вертолетов Камова и
Миля в ближайшие десять лет. Несомненно, было бы лучше иметь в составе ВВС флота специализированные истребительные и бомбардировочные подразделения морской авиации на данном ТВД, но объективно такой возможности сейчас нет.
В Крыму имеется несколько военных аэродромов, пригодных для использования авиацией Черноморского флота. Два из них (Кача и Гвардейское) до недавнего времени арендовались Россией и с 2011 года относятся к одной авиабазе. В течение последних десятилетий отечественное военное ведомство не имело возможности уделять этим объектам достаточное внимание, из-за чего они нуждаются в ремонте и обновлении. В дальнейшем подобные работы могут начаться и на других крымских аэродромах, ранее бездарно эксплуатировавшихся вооруженными силами Украины.
Морская пехота традиционно была окутана ореолом элитности, который сохраняется и сегодня. Вместе с тем в советское время она рассматривалась прежде всего как «наконечник копья» — первый эшелон морского десанта, чья задача расчистить плацдарм и захватить порт, в котором смогут затем высадиться главные силы — перевозимые на транспортах части и соединения Сухопутных войск с их тяжелым вооружением и техникой. А теперь задачи изменились. Те возможности, которые прежде считались второстепенными и использовались от случая к случаю, выходят на первый план.
Сегодня морская пехота становится ценна сама по себе как один из самых гибких инструментов ВМФ. С ней любое соединение флота обретает способность вести собственную «ограниченную войну» на берегу в своей зоне ответственности, добиваясь нужного результата. Итогом могут быть умиротворение сторон, точечное поражение особо важных целей собственными силами подразделений «черных беретов» или с привлечением ударных возможностей кораблей и морской авиации. Или активные действия по защите судоходства с зачисткой пиратских баз. Наконец морская пехота по-прежнему сохраняет роль сил первого эшелона морского десанта на случай большой войны.
Задачи береговой обороны ЧФ — одни из самых сложных. С учетом базирования главных сил флота, гарантий долговременных дружественных отношений с которым нет, решать эти задачи приходится весьма малыми силами, что предъявляет к ним особые требования. Главную ставку здесь надо делать на мощь современного высокоточного оружия. Известно, что ЧФ сегодня уже располагает мобильными артиллерийскими типа «Берег» и ракетными комплексами. Развитие сил береговой обороны нужно продолжать в этом же ключе — поставкой, скажем, усовершенствованных комплексов берегового базирования «Калибр», более известных как «Клаб-К». Контейнерное размещение пусковых установок и оборудования позволяет надежно их маскировать, избегая преждевременного обнаружения.
Новейшее оружие должны получать и береговые силы ПВО, они сегодня тоже не в лучшем виде. При этом современные системы, которые можно поставить в том числе и на ЧФ, в России есть, причем всех классов: ЗРК большой дальности С-300/С-400, средней дальности — «Бук» и малой — «Тор», а также ракетно-пушечные комплексы «Панцирь».
Понимая важность решения кадровых проблем Черноморского флота, руководство страны приняло решение о возрождении Черноморского высшего военно-морского училища имени Нахимова и создании Севастопольского президентского кадетского корпуса. Хотелось бы надеяться, что также будут восстановлены и военно-морские училища в других городах России, которые были ранее ликвидированы по указанию бывшего министра обороны.
Как неблагоприятное для развития флота оценивается экспертами нынешнее подчинение ЧФ Южному военному округу. В современной обстановке флот должен быть непосредственно подчинен главкомату ВМФ, что позволит профессионально и без посреднических функций округа решать стоящие перед ним задачи как на передовых рубежах оборонной системы государства, а так и в дальней морской и океанской зонах.