Все о пенсиях в России

11:45В пенсионный стаж россиян включат время работы на Украине до начала СВО

два дня назадПутин подписал закон об индексации военных пенсий с октября на 5,1%

12.07.2024Депутат Чаплин рассказал, как будут индексировать выплаты работающим пенсионерам

“Кто владеет Севастополем, тот владеет Черным морем”

Эти слова великого флотоводца, адмирала П. С. Нахимова до сих пор актуальны

09.04.2014 15:56

“Кто владеет Севастополем, тот владеет Черным морем”
Севастополь. Вид на площадь Нахимова и Севастопольскую бухту

Cчитает профессор, руководитель экспертного совета по обороне Государственной Думы ФС РФ Борис Усвяцов

Крым вернулся в состав России. Восстановлена историческая справедливость — возвраще­но России то, что она как любящая мать растила, развивала и даже ино­гда, к сожалению, наказывала.

И вот теперь после тяжелого, дли­тельного, изнурительного плавания Крым и Севастополь, как образно ска­зал, выступая на митинге «Крым — за Россию!», Владимир Путин, возвраща­ются в родную гавань — в Россию, к родным берегам, в порт постоянной приписки.

Вне всякого сомнения, сегодня пе­ред Крымом и Севастополем откры­ваются новые перспективы их развития. Ровно, как и перед Черноморским флотом России, 70 процентов всей ин­фраструктуры которого находилось до сих пор на территории Крыма и судь­ба которого за 23 года пребывания в отрыве от Родины складывалась весь­ма непросто. Сначала его долго дели­ли. После распада Советского Союза и Россия, и Украина заявили о своих правах на корабли и базы. Какое-то время он входил в состав Объединен­ных вооруженных сил СНГ, потом стал объединенным флотом двух стран. По соглашениям, подписанным в 1997 году главами правительств России и Украины, наша страна получила более 80 процентов кораблей, оставшиеся вошли в состав военно-морских сил Украины.

Россия могла иметь в Севастопо­ле и Крыму не более 338 кораблей, 25 тысяч личного состава, 24 артиллерий­ские системы, 132 бронемашины и 22 боевых самолета. Платить за это надо было около 98 миллионов долларов в год — для 1990-х годов это была очень серьезная сумма. Соглашения должны были действовать до 2017 года. После их подписания — 12 июня 1997 года на всех кораблях Черноморского флота РФ, которым в то время командовал адмирал Виктор Кравченко, был под­нят исторический Андреевский флаг. А подписанные 21 апреля 2010 года «Харьковские соглашения» дали возможность российским военным сохранить пози­ции флота до 2042 года с последующим возможным продлением еще на 5 лет.

Но, несмотря на все соглашения и договоренности, флот постоянно пребывал в состоянии ощущения на­кинутой на него политической удав­ки, которую украинские власти нет да нет стремились затянуть потуже. Это мешало Российскому флоту не то что развиваться, но даже просто жить. Так, согласно базовому согла­шению, Россия могла иметь на укра­инской территории такое количество корабельного состава, техники и во­оружений, которое соответствует уровням на 26 мая 1997 года. Однако в 2008 году Украина вдруг потребова­ла, чтобы замена кораблей проходила на однотиповой основе, хотя некото­рые типы к тому времени были уже сняты с вооружения, и по разреши­тельному принципу. В какой-то мере повод тому дала Москва, длительное время соглашавшаяся вести разговор о заключении специального соглаше­ния о замене. Лишь после длительных переговоров стороны пришли к согла­шению о проведении замены на уведо­мительной основе.

Тем не менее, Киев настаивал на проведении дополнительных пере­говоров, упирая на то, чтобы замена кораблей шла по принципу «класс на класс, тип на тип», то есть замены одного корабля на другой такого же класса или типа. Кроме того, украин­ское правительство было намерено рассмотреть проект постановления о внесении изменений в порядок пере­сечения государственной границы Украины военнослужащими, военны­ми кораблями, судами и летательными аппаратами Черноморского флота РФ. Они предусматривали согласование с компетентными органами Украины передвижений, связанных с деятель­ностью военных формирований Чер­номорского флота Российской Феде­рации за пределами их дислокации на территории республики.

Были и другие случаи украинского административного и психологическо­го давления на российский Черномор­ский флот. Например, во времена пре­зидентства Ющенко местные власти нарушали работу органов управления

ЧФ под предлогом ремонта улиц или введением запретов на передвижение вооруженных российских подразде­лений по территории Украины. Или взять тот факт, что в Севастополе не­однократно появлялись западно-украинские ультранационалисты, которые стремились заблокировать работу объ­ектов российского ЧФ. Так, в августе 2011 года члены организации «Студен­ческое братство» провели гражданскую акцию, целью которой была передача всех крымских маяков Украине. До­ходило до того, что активисты нацио­налистической организации проникли на территорию российского маяка «Сарыч» и вывесили таблички о при­надлежности это маяка Украине. Офи­циальные украинские власти вроде бы не поддерживали подобных акций, но и не препятствовали их осуществлению.

Напомню также, что прием на рабо­ту граждан России в воинские подраз­деления и учреждения Черноморского флота был возможен только с разре­шения и по направлению украинского центра занятости. Жены военнослужа­щих и другие граждане РФ, работаю­щие в воинских частях, учреждениях и на предприятиях флота, перечисляли все обязательные взносы и платежи в фонды Украины. А раз так, то при пе­реезде на постоянное местожительство на территорию России им не засчитывался страховой стаж для начисления пенсии за весь этот период.

Здесь можно было бы привести еще не один десяток примеров затягива­ния украинскими властями политиче­ской удавки на Российском флоте. Но, к счастью, это все уже позади, и сегод­ня Черноморский флот стоит на поро­ге открывающихся перед ним больших перспектив. И не только потому, что он освободился от этой удавки, но и потому, что складывающаяся геополи­тическая ситуация ставит перед фло­том серьезные задачи.

Нет необходимости особенно под­черкивать, что Черное море является зоной жизненно важных интересов России. На Черноморском побережье находится Краснодарский край, а на побережье Азовского моря — Ростов­ская область. Здесь расположен круп­нейший в России Новороссийский морской торговый порт, который к тому же является незамерзающим, и ряд других портов (Азов, Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Ростов-на-Дону, Сочи, Таганрог, Тамань, Темрюк и Туапсе). В 2013 году грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна составил 174,4 млн тонн (около 30 процентов от общероссий­ского), в том числе грузооборот пор­та Новороссийск — 112,6 млн тонн (19 процентов от общероссийского). По дну Черного моря должен быть проло­жен стратегически важный газопровод «Южный поток».

Через Черное море, Босфор и Дар­данеллы лежит кратчайший путь из России в Средиземное море и через него в Индийский океан, стратегически важный как с экономической, так и с военно-политической точки зрения.

Следует отметить, что на рубеже ХХ-ХХ1 веков бассейн Черного моря и прилегающие к нему территории пре­вратились в одну из самых конфликт­ных зон в мире. При этом очаги не­которых конфликтов расположены в пределах территории бывшего СССР (Нагорный Карабах, Южная Осетия, Абхазия, бывшие северокавказские автономии, Приднестровье). Рядом — Балканы, Курдистан, Ближний Восток, где варится сегодня кухня мировой политики.

Воспользовавшись кризисом на Украине, США и НАТО значительно увеличили свое военное присутствие в регионе. «Мы направили шесть (истре­бителей) F-15s на Балтику для воздуш­ного патрулирования. Дюжина F-16 из США прибыли в Польшу, чтобы ока­зать содействие в обороне. Эсминец Truxtun продлил пребывание в Черном море. Есть дополнительные ресурсы, которые направляются в Черное мо­ре военно-морскими силами США», — заявил официальный представитель Пентагона Стив Уоррен. По его словам, министерство обороны США направи­ло в Румынию дополнительные под­разделения морской пехоты в рамках сил быстрого реагирования, а также направляет в Черное море корабль ВМС США, который будет участво­вать в учениях в черноморском реги­оне, чтобы подтвердить обязательства перед союзниками. Представитель Пентагона не исключил, что возмож­ны совместные учения с Украиной.

На заседании комиссии Украина — НАТО альянс договорился с Киевом о мерах по увеличению оборонной спо­собности Украины, главы МИД стран — участниц комиссии решили усилить сотрудничество альянса с Украиной и вместе работать над реформами в сфе­ре обороны. Альянс уже заявил о готов­ности разместить на Украине мобиль­ные тренировочные группы, а также направить экспертов на Украину, чтобы рассмотреть ее запрос к НАТО на пре­доставление технических средств.

В 2012-2013 годах корабли Черно­морского флота совместно с силами других флотов России обеспечивали поставки вооружения, боевой техни­ки, запчастей комплектующих для вооруженных сил Сирии, ведущих войну с радикальными исламистами в собственной стране. Число и про­должительность выходов в море резко возросли, в практику вернулись многомесячные боевые службы и походы в отдельные районы Мирового океана. Фактически на основе Черноморского флота разворачивается постоянное средиземноморское соединение ВМФ РФ, в составе которого регулярно задействуются корабли всех флотов России. В составе соединения плани­руется иметь поначалу 5-6 кораблей и судов, которые будут предоставлять­ся на ротационной основе Северным, Балтийским, Черноморским и даже Тихоокеанским флотами. В любом случае именно Черноморский флот будет являться тылом для средиземно­морского оперативного формирования Российского флота, играть ключевую роль в обеспечении его деятельности, предоставляя корабли, судоремонтные мощности, пункты базирования, учеб­ную базу и т.д.

Однако для этого Черноморский флот должен иметь соответствующие возможности и силы, а также инфра­структуру. Основным ядром Черно­морского флота должна стать возрож­даемая 30-я дивизия противолодочных кораблей с дислокацией в Севастопо­ле. Ее основу должны составить новые корабли, которые в ближайшие годы поступят на вооружение флота. Пер­вый такой корабль — «Адмирал Григо­рович» уже спущен на воду на заводе «Янтарь» в Калининграде. Всего же бу­дет построено 6 таких кораблей.

Сегодня в состав Черноморского флота входит также 197-я бригада де­сантных кораблей — наиболее крупное своего рода соединение ВМФ России. По общей вместимости эти корабли способны перебросить в заданный район полк морских пехотинцев. Од­нако в нынешних условиях этого не­достаточно. Поэтому считаю, что необходимо восстановить дивизию десантных кораблей с дислокацией в Донузлаве и тем самым возродить Крымскую военно-морскую базу.

41-я ордена Нахимова 1-й степени бригада ракетных катеров — соедине­ние черноморских катерников, являю­щиеся наиболее оперативной ударной группой флота. В ее составе сегодня имеются уникальные по своим воз­можностям ракетные корабли-ката­мараны на воздушной подушке 2-го ранга — «Бора» и «Самум», не имеющие аналогов в мире. Каждый из них спо­собен развивать скорость почти 105 км/ч, на борту имеются 8 противоко­рабельных крылатых ракет комплекса «Москит». «Бора» и «Самум» несут по­сменное дежурство, охраняя южные морские рубежи России.

68-я бригада кораблей ОВРА явля­ется соединением, отвечающим за без­опасность морского района главной базы флота — Севастополя. В состав бригады входят малые противолодоч­ные корабли и морские тральщики. Вторым соединением данного рода яв­ляется 184-я Новороссийская бригада кораблей ОВРА.

Единственное соединение подво­дных лодок Черноморского флота — это 247-й отдельный дивизион, дисло­цированный в Южной бухте Севасто­поля. В его составе сегодня находится 2 дизельные подводные лодки — Б-871 «Алроса» проекта 877В и Б-380 «Святой князь Георгий» проекта 641Б. Б-380 на­ходится с 1991 года в ремонте, ситу­ация с ее восстановлением остается не ясной. Единственная действующая подлодка «Алроса» в данный момент не боеготова. Считаю, что возрожде­ние дивизии современных неатомных подводных лодок в исторической Ба­лаклаве является делом принципа для руководства Министерства обороны и главкомата ВМФ РФ.

Тем более что уже в ближайшие годы, как заявил главком ВМФ Рос­сии адмирал Виктор Чирков, в груп­пировку сил постоянной готовности Черноморского флота, которая будет действовать также в Средиземном море, войдут шесть подводных лодок проекта 636. Субмарины строятся на Адмиралтейских верфях в Санкт-Петербурге. «Мы планируем, что под­водные лодки проекта 636 составят полноценное соединение постоянной готовности, которое позволит Черно­морскому флоту решать широкий круг задач в своей операционной зо­не ответственности совместно с над­водными силами и противолодочной авиацией», — подчеркнул главком.

Все это сегодня можно сделать, так как после денонсации договоров с Украиной о Черноморском флоте мы уже не связаны никакими ограниче­ниями. В том числе и по дислокации флота. Сегодня ее структура включает Севастополь и Новороссийскую воен­но-морскую базу. В Феодосии распо­лагается группа судов обеспечения, в Темрюке и Туапсе — несколько вспо­могательных судов и катеров, а также судоремонтные заводы.

Севастополь как главная база се­годня — лучший порт на всем побе­режье Черного моря, если не вообще в бассейне Черного и Средиземного морей, и дело тут не только в досто­инствах базы самой по себе, но и в ее расположении практически «над» географическим центром Черного моря. Удобство расположения позво­ляет флоту с опорой на Севастополь решать практически любые задачи. На протяжении последних трех веков именно Севастополь был основной ба­зой Черноморского флота, однако со­временное состояние инфраструктуры оставляет желать лучшего. После рас­пада Советского Союза севастополь­ская инфраструктура сравнительно активно использовалась, но ни разу не проходила серьезный ремонт. Из-за этого теперь придется ремонтировать и обновлять почти все имеющиеся объекты, а также коммуникации и пу­ти сообщения.

Надо также продолжать дальней­шее строительство и обустройство Но­вороссийской военно-морской базы.

До конца следующего года система базирования кораблей, судов, подло­док и частей обеспечения будет полно­стью восстановлена на тех принципах, которые действовали здесь до раздела Черноморского флота. Корабли 68-й бригады охраны водного района пер­выми вернутся на прежнее место — в Стрелецкую бухту. Оттуда они смогут быстро выходить в открытое море для выполнения поставленных задач. В настоящее время суда находятся в Южной бухте, где раньше базирова­лась 153-я бригада, состоящая из 13 подводных лодок. Перебазированию кораблей будет предшествовать из­учение текущего состояния объектов и их последующего восстановления и ремонта. Нужно также возрождать инфраструктуру системы управления силами флота, включая строительство современных командных пунктов и узлов связи.

Реализация всех этих планов по­высит возможности Черноморского флота в решении задач в составе по­стоянного оперативного соединения ВМФ России в Средиземном море. Об этом говорит и главком ВМФ адмирал Виктор Чирков: «Черноморский флот, обновление которого давно уже назре­ло, сможет эффективно обеспечивать стабильность и национальную безопас­ность в Черном и Средиземном морях».

Надо полагать, что такие же каче­ственные изменения произойдут и в ВВС ЧФ, которые в настоящее время также находятся в критическом состо­янии: в их распоряжении всего один полк бомбардировщиков Су-24М, зве­но разведчиков Бе-12 и 20-30 вертоле­тов Ка-27, Ка-29 и Ми-8. По сути, ВВС

не способны решать ряд специфиче­ских задач морской авиации, включая борьбу с подлодками, контроль за су­доходством, спасение на водах и др. Для этого флот должен располагать специализированными авиачастями.

Пока не известно, исходя из каких параметров планируется обновлять авиацию Черноморского флота, од­нако очевидно, что противолодочные самолеты Бе-12 и устаревший верто­летный парк требуют замены в первую очередь. Представляется, что проблему частично удастся решить поставкой на ЧФ как минимум одной эскадрильи (8-10) патрульных/противолодочных машин, скажем, на основе самолета Ил-114, а также не менее 25—30 новых противолодочных, транспортно-боевых и спасательных вертолетов Камова и

Миля в ближайшие десять лет. Несо­мненно, было бы лучше иметь в со­ставе ВВС флота специализированные истребительные и бомбардировочные подразделения морской авиации на данном ТВД, но объективно такой воз­можности сейчас нет.

В Крыму имеется несколько воен­ных аэродромов, пригодных для ис­пользования авиацией Черноморского флота. Два из них (Кача и Гвардей­ское) до недавнего времени арендова­лись Россией и с 2011 года относятся к одной авиабазе. В течение последних десятилетий отечественное военное ведомство не имело возможности уделять этим объектам достаточное внимание, из-за чего они нуждаются в ремонте и обновлении. В дальнейшем подобные работы могут начаться и на других крымских аэродромах, ранее бездарно эксплуатировавшихся во­оруженными силами Украины.

Морская пехота традиционно была окутана ореолом элитности, который сохраняется и сегодня. Вместе с тем в советское время она рассматрива­лась прежде всего как «наконечник копья» — первый эшелон морского десанта, чья задача расчистить плац­дарм и захватить порт, в котором смогут затем высадиться главные силы — перевозимые на транспор­тах части и соединения Сухопутных войск с их тяжелым вооружением и техникой. А теперь задачи измени­лись. Те возможности, которые пре­жде считались второстепенными и использовались от случая к случаю, выходят на первый план.

Сегодня морская пехота становится ценна сама по себе как один из самых гибких инструментов ВМФ. С ней любое соединение флота обретает способность вести собственную «ограниченную во­йну» на берегу в своей зоне ответствен­ности, добиваясь нужного результата. Итогом могут быть умиротворение сто­рон, точечное поражение особо важных целей собственными силами подразде­лений «черных беретов» или с привлече­нием ударных возможностей кораблей и морской авиации. Или активные дей­ствия по защите судоходства с зачист­кой пиратских баз. Наконец морская пехота по-прежнему сохраняет роль сил первого эшелона морского десанта на случай большой войны.

Задачи береговой обороны ЧФ — одни из самых сложных. С учетом базирования главных сил флота, гарантий долговременных друже­ственных отношений с которым нет, решать эти задачи приходится весь­ма малыми силами, что предъявляет к ним особые требования. Главную ставку здесь надо делать на мощь со­временного высокоточного оружия. Известно, что ЧФ сегодня уже распо­лагает мобильными артиллерийскими типа «Берег» и ракетными комплекса­ми. Развитие сил береговой обороны нужно продолжать в этом же ключе — поставкой, скажем, усовершенство­ванных комплексов берегового бази­рования «Калибр», более известных как «Клаб-К». Контейнерное размеще­ние пусковых установок и оборудо­вания позволяет надежно их маски­ровать, избегая преждевременного обнаружения.

Новейшее оружие должны полу­чать и береговые силы ПВО, они се­годня тоже не в лучшем виде. При этом современные системы, которые можно поставить в том числе и на ЧФ, в России есть, причем всех классов: ЗРК большой дальности С-300/С-400, средней дальности — «Бук» и малой — «Тор», а также ракетно-пушечные ком­плексы «Панцирь».

Понимая важность решения кадро­вых проблем Черноморского флота, руководство страны приняло реше­ние о возрождении Черноморского высшего военно-морского училища имени Нахимова и создании Севасто­польского президентского кадетского корпуса. Хотелось бы надеяться, что также будут восстановлены и военно-морские училища в других городах России, которые были ранее ликвиди­рованы по указанию бывшего мини­стра обороны.

Как неблагоприятное для развития флота оценивается экспертами нынешнее подчинение ЧФ Южному военному округу. В современной обстановке флот должен быть непосредственно подчинен главкомату ВМФ, что позволит профессионально и без посреднических функций округа решать стоящие перед ним задачи как на передовых рубежах оборонной системы государства, а так и в дальней морской и океанской зонах.

Читайте нас ВКонтакте
Просмотров 13879