«Концерт» для неприятеля

75 лет назад, 19 сентября 1943 года, в ходе Великой Отечественной войны началась партизанская операция «Концерт»

19.09.2018 06:30

Автор: Ирина Макеева

«Концерт» для неприятеля
1943 год вошел в историю партизанской борьбы как год массированных ударов по железнодорожным коммуникациям немецко-фашистских войск

После успешного проведения операции «Рельсовая война» была разработана следующая — под кодовым названием «Концерт».

К её выполнению Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования привлёк 193 партизанских формирования Белоруссии, Прибалтики, Карелии, Крыма, Ленинградской, Калининской, Смоленской и Орловской областей общей численностью более 120 тысяч человек. Каждый отряд получил конкретную боевую задачу, которая включала подрыв железнодорожных путей, организацию крушений воинских эшелонов противника, а также разрушение дорог, вывод из строя средств связи, системы водоснабжения и др.

Операция должна была начаться 19 сентября, но из-за резкого ухудшения погоды к этому сроку партизанам удалось перебросить лишь около половины запланированного оружия и взрывчатки. Было принято решение начать массовые диверсии 25 сентября, однако часть отрядов, уже вышедших на исходные рубежи, не знала об этом, и в ночь на 19 сентября приступила к её осуществлению. Только белорусские партизаны за одну ночь подорвали более 19 тысяч рельсов.

Партизаны отряда «Народный мститель» Темкинского района минируют железнодорожное полотно. Смоленская область. Сентябрь 1943 г.

Основная масса партизанских соединений начала боевые действия в ночь на 25 сентября. «Концерт» охватил практически весь фронт, за исключением Карелии и Крыма.

Немецко-фашистское командование предпринимало отчаянные попытки восстановить движение по железным дорогам: перебрасывали из Германии и даже с линии фронта новые железнодорожные восстановительные батальоны, на ремонтные работы сгонялось местное население, но партизаны вновь выводили из строя только что отремонтированные участки.

Диверсии на железных дорогах продолжались до конца октября 1943 года.  В ходе операции было подорвано свыше 148 500 рельсов. Одновременно с подрывом железнодорожного полотна партизаны пускали под откос вражеские эшелоны, разрушали мосты и железнодорожные станции. В результате действий партизан пропускная способность железных дорог снизилась на 35-40%, что оказало большую помощь наступающей Красной Армии.

Фото с сайта Минобороны России

Рассказываем доступно и наглядно, на что северная столица тратит деньги
Просмотров 1280