Все о пенсиях в России

06.05.2024Военным пенсионерам из ДНР и ЛНР включат в стаж службу на Украине

05.05.2024Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

04.05.2024Военным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

Колонна из 60 грузовиков преодолела 32 километра 101-й Военно-автомобильной дороги

22.11.2018 01:12

Колонна из 60 грузовиков преодолела 32 километра 101-й Военно-автомобильной дороги
Дорога жизни на Ладожском озере / Фото: yandex.ru/images/

77 лет назад, 22 ноября 1941 года, начала работать Дорога жизни на Ладожском озере в годы Великой Отечественной войны.

8 сентября 1941 года с захватом фашистскими войсками Шлиссельбурга началась блокада Ленинграда.

С началом блокады в её кольце, по приблизительным подсчётам, оказалось 2,5 миллиона жителей города и около 340 тысяч жителей пригородов.

Немецкие самолёты смогли обнаружить и разбомбить почти все городские продовольственные склады. Проблема с продовольственным снабжением ощущалась с каждым месяцем всё острее, число голодных смертей в городе стало стремительно нарастать, однако решить её можно было только ограниченно и только по Ладожскому озеру, навигация на котором подходила к концу. Суровая зима, наступившая в 1941 году рано, начала сковывать льдом воды озера.

Тогда смелая идея проложить по льду Ладоги автодорогу оказалась выходом из смертельной ловушки. С начала ноября лёд уже мешал свободной навигации, но его толщина не позволяла выпустить на него автомобили.

Но именно ударивший с 10 ноября мороз способствовал тому, что 22 ноября 1941 года ледовая Дорога жизни, носившая официальное наименование Военно-автомобильная дорога №101 (№102) начала свою работу. В этот день из Ленинграда за продовольствием выехала автоколонна из 60 грузовиков.

Работы по организации дороги по льду Ладожского озера осуществлялись заранее. Необходимо было учесть много факторов: ледовую обстановку на озере, время ледостава, сроки, за которые толщина льда достигнет необходимого для перемещения автотранспорта уровня. Кроме всего, нужно было позаботиться о том, чтобы в условиях суровой, рано наступившей зимы на всём протяжении ледовой трассы были обустроены пункты обогрева. Особое внимание уделялось и созданию системы ПВО, прикрывающей все направления на «Дороге жизни», так как суда, порты, причалы и проложенная по льду трасса подвергались постоянным налётам вражеской авиации.

Одним из символов Дороги жизни стал автомобиль ГАЗ-АА, более известный как «полуторка». Именно на эти машины и ЗиС-5 легла основная тяжесть работ по снабжению блокадного Ленинграда продовольствием, а также эвакуация жителей из города. Протяжённость участка дороги, проходившего по льду озера, составляла около 32 км.

Только за первый ледовый период работы дороги с ноября 1941 года по апрель 1942 года было эвакуировано из Ленинграда около 550 тысяч жителей, а в город доставлено свыше 350 тысяч тонн грузов. С началом навигации перевозки продолжились по воде. Всего же за время работы Дороги жизни по ней было эвакуировано из Ленинграда свыше 1 370 000 жителей, а также перевезено более 1 600 000 тонн грузов. После освобождения Шлиссельбурга было восстановлено железнодорожное сообщение города со страной, и основной грузопоток пошёл по железной дороге.

На протяжении всего пути Дороги жизни в послевоенные годы были установлены памятники, монументы и памятные столбы. Наиболее известными из них являются мемориальные комплексы «Цветок жизни», «Румболовская гора», «Разорванное кольцо». Есть среди монументов памятники, посвящённые морякам, железнодорожникам, работавшим и сражавшимся на Дороге жизни, а также технике: машинам ГАЗ-АА и ЗиС-5. Все эти мемориальные сооружения входят в комплекс «Зелёный пояс Славы».

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 2870