«Коллектор» для бездушных
Об алиментном фонде России
В рамках Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы все шире обсуждается идея создания алиментного фонда в России, о которой впервые заговорили семь лет назад представители Федеральной службы судебных приставов
Совет Федерации разработал целый пакет законодательных инициатив по механизмам финансирования алиментного фонда и повышению гарантий материального обеспечения детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов.
Суть их в том, что государство на время поиска должника берет под опеку нуждающихся детей из неполных семей и выплачивает им алименты из специального фонда.
Фонд предлагают формировать за счет бюджетных средств. В итоге неплательщик оказывается должен государству, а в этом случае разговор с должником будет короче и жестче — нерадивые отцы, а быть может, и матери, не смогут уйти от ответственности. В случае поимки взысканные средства придется вернуть. Возможно, даже с процентами.
Алиментный фонд вовсе не российское ноу-хау. Подобная система погашения долгов по алиментам весьма эффективно работает в законопослушной Финляндии. В Египте такие функции возложены на государственный Nasser Social Bank, занимающийся распределением алиментных выплат, а затем взыскивающий долги с уклонистов. А поскольку на практике вернуть деньги оказалось достаточно проблематично, был создан Семейный страховой фонд банка, финансируемый из отчислений с заключений браков, регистрации рождений и разводов. Негативный опыт создания алиментного фонда показали Польша и Норвегия, где большую часть долга взыскать так и не удалось.
По общему мнению, в России ситуация с уплатой алиментов просто катастрофическая. По решению суда выплачивать алименты обязаны десять миллионов россиян. Ежегодно в
Федеральную службу судебных приставов поступает более полутора миллионов исполнительных производств по принудительному взысканию родительского долга. Общий долг несознательных отцов и матерей перед собственными детьми превышает один миллиард рублей. Улизнуть от родительских обязанностей пытаются лентяи и работяги, нищие и обеспеченные. Вроде и законодательство ужесточают, и уголовные дела открывают, и за границу не пускают, а все равно мужчины не хотят платить бывшим женам. Только на Ямале, где число жителей едва перевалило за полмиллиона, более пяти тысяч отцов-бегунов, а на общую сумму их задолженности вполне можно возвести небольшой детский сад.
«Конечно, на Ямале работа ведется — разыскиваем алиментщиков, убеждаем в добровольном погашении задолженности, оформляем удержание из заработной платы. Общая задолженность по алиментам на конец 2013 года составляет более 184 миллионов рублей. Вот сейчас у нас 5251 исполнительное производство, из них 1800 — абсолютно неблагонадежных. Люди либо бегают, либо находятся в местах заключения. Только в 2013 году в рамках 113 исполнительных производств наложены штрафы за невыплату алиментов на общую сумму около 144 тысяч рублей, а взыскано всего 64 тысячи. Несомненно, детям нужны дополнительные гарантии на получение содержания», — рассказывает исполняющий обязанности руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по ЯНАО Игорь Демаков.
Гарантии, а точнее, механизм регулярного наполнения алиментного фонда — главная задача, которую сегодня пытаются решить ямальские парламентарии и региональные власти. Среди предложений федерального законодателя — направить безработного неплательщика на принудительные работы, повысить госпошлину за расторжение брака и использовать имущество должников в качестве залога уплаты долга. Есть и другие мнения. Однако вряд ли этих средств хватит на то, чтобы пополнять алиментный фонд в постоянном режиме.
Председатель Комитета Заксобрания ЯНАО по социальной политике и ЖКХ Елена Зленко |
Заместитель председателя Законодательного Собрания Ямала, председатель профильного комитета Елена Зленко пытается понять масштаб проблемы. «Возникает главный вопрос — каким образом будет наполняться алиментный фонд? Речь идёт, по сути, о появлении новых расходных обязательств у регионов. Соответственно, Федерация должна определить налоговые источники формирования такого фонда. Более того, возложение дополнительных полномочий на органы опеки и попечительства повлечёт увеличение их штатной численности, что также потребует расходов. Следует продумать также систему взыскания с алиментщиков платежей, перечисленных их детям за счёт средств фонда. Ведь это не разовая акция, фонд должен работать постоянно. Иначе мы породим ситуацию, когда люди алименты платить не будут, понимая, что все обязательства за них исполнит государство», — поясняет свою позицию Елена Зленко.
Понятно, что разрешить проблему можно только в случае привлечения средств из бюджетов регионов. Теперь представьте суммы, которые должны быть направлены в фонд. И как поступать, если неясно, сколько зарабатывает находящийся в бегах родитель? По идее, в этом случае фонд должен ежемесячно платить матери-одиночке принятый в регионе прожиточный минимум на ребенка. Или хотя бы его половину. На Ямале региональный прожиточный минимум на ребенка составляет 11 916 рублей, и, скажем, четверть от него — это слишком мало, чтобы говорить о реальном улучшении материального положения семьи. Для этого достаточно взглянуть даже на ценники в магазинах.
Фактически это означает, что забота о материальном содержании детей ложится на плечи региона. Возможно, с точки зрения государственного подхода, это справедливо. Но вот с точки зрения рядового обывателя — не очень, ведь первоначально фонд можно наполнить только за счет налоговых поступлениий.
Уполномоченный по правам ребенка в ЯНАО Виталий Орешкин убежден, что идея хороша только тогда, когда до конца продуман механизм реализации. В противном случае, это не более чем популизм. «Несомненно, родители, в одиночку воспитывающие детей, являются одной их самых социально не защищенных категорий граждан. С этим никто не спорит, — поясняет детский омбудсмен. — На мой взгляд, прежде чем вносить изменения в Бюджетный кодекс, неплохо было бы провести мониторинг о количестве налагаемых административных штрафов за нарушения семейного законодательства. Нужно адекватное финансовое обоснование создания фонда. Если не будет четко прописан механизм его формирования, а также куда и на каком основании будут направляться взыскиваемые с должников алименты, идею выполнить не удастся. Законопроект нуждается в доработке, причем с учётом мнения всех субъектов Российской Федерации. Если уж законодатель предлагает организовывать фонды за счёт средств региональных бюджетов, регионы вправе понимать цену вопроса. Ведь это финансовые обязательства перед детьми, исполнять которые придется в полном объеме».
Сегодня государство пытается стать «мужем» для одиноких мам и «коллектором» для бездушных отцов. Но если быть до конца честным, таким образом государство пытается исправить собственные огрехи. Развод стал общедоступной, необременительной и приятной процедурой. Он происходит в несколько раз быстрее, чем бракосочетание. А пресловутые гражданские браки? Вообще никаких обязательств и обязанностей. К сведению, в Госдуме хотят увеличить сроки выплаты алиментов с восемнадцати до двадцати трех лет на детей, обучающихся в образовательных учреждениях и не имеющих самостоятельного заработка. Законопроект уже внесен в нижнюю палату парламента. Значит, и алиментные фонды должны стать весомее, чем предполагалось вначале.
Законодательные инициативы требуют доработки. Все свои замечания и предложения ямальские депутаты изложили в официальном отзыве, который направили в Совет Федерации.