Когда в России начали обучаться мореходному делу

Когда в России начали обучаться мореходному делу

Юрий Кушевский, Экзамен Петра Великого

297 лет назад, 16 апреля 1722 года, Пётр I повелел Адмиралтейству открыть школы обучения мореходному делу только для русских подданных. Предварительно из Англии и Голландии он привёз в Россию около 700 военных специалистов, которые внесли неоценимый вклад в создание российского флота.

В ученики брали детей и молодых людей дворянских, чиновничьих (дьячих, подьячих) и иных чинов, в возрасте от 11 до 23 лет. Теоретически в эту школу мог попасть любой отрок, кроме крепостного сословия. В 1703 году в школе обучалось около 300 человек, в 1711 году — 500 учеников.

Ученики из малообеспеченных семей находились на полном государственном обеспечении. Им выделяли обмундирование: сапоги, бострог (копия с голландского платья, вроде кафтана), панталоны и шляпу.

Со временем учёбу приравняли к службе и ученики стали получать кормовые деньги, их количество зависело от качества и длительности учёбы. Деньги они получали по тем временам немалые — от 36 до 54 рублей в год. К примеру, заработок литейщика тогда составлял 16-25 рублей, а пороховых дел мастеров — 40-50 рублей. Так царь хотел заинтересовать молодежь, привлечь их к учёбе. Правда, надо сказать, что платили нерегулярно. Страна была на военном положении, денег не хватало.

Знания давались весьма разносторонние. Курс обучения состоял из трёх уровней: начальная, нижняя школа (русская школа), цифровая (арифметическая) и высшая (старшая). Первая ступень была рассчитана на 1,5-2 года. В ней давались минимальные знания — правила грамматики, чтение, Закон Божий. Вторая ступень давала основы арифметики, геометрии, тригонометрии, рисования. В высшей школе изучали математическую географию, астрономию, черчение, геодезию, навигацию, кораблестроение.

Затем ученики проходили долгую практику на морских кораблях, в верфях, на строительстве, в действующей армии, лабораториях, пороховых и пушечных заводах, мастерских в России и за рубежом. Так, в июне 1712 года в результате смотра учеников, который провёл царь, 26 учеников было послано изучать навигацкие науки в Голландию, 22 — в Ревель, изучать немецкий язык, 16 — записали в солдаты Преображенского полка.

Петр осознанно делал ставку на русские кадры. Ещё в 1697 году были отправлены за границу для обучения воинской науке 150 стольников, сержантов и солдат. Ускоренная подготовка офицеров шла и в России. В Москву вызывали из поместий молодых дворян и офицеров городовых полков, где их обучали основам военной науки и после проверки на годность к офицерской службе назначали на командные должности во вновь формируемые части.

В 1701 году по Указу Петра в Москве была открыта Навигацкая школа, которая положила начало созданию отечественной системы военного образования. Затем появились Академия морской гвардии, инженерные школы, артиллерийская школа, в которых обучались дворянские дети.

Фактическое строительство русского флота началось ещё в 1695 году на реке Воронеж. Тогда после возвращения из неудачного первого Азовского похода Петр Алексеевич осознал необходимость боевых кораблей для ведения войны, и началось строительство Азовской флотилии.

«Новое в России дело», художник Ю. Кушевский.

«Новое в России дело», художник Ю. Кушевский. / Фото: wikipedia.org

Создание Русского регулярного флота при Петре осуществлялось по нескольким главным направлениям: строительство вспомогательных судов и боевых кораблей; создание боеспособных морских соединений (флотов, флотилий, эскадр), подготовка и обучение кадров для флота; создание флотской инфраструктуры (военно-морских баз, портов, верфей, крепостей), создание управленческой и нормативной базы.

Благодаря Школе математических и навигацких наук в России стало развиваться морское, артиллерийское и горное дело, профессионально-техническое образование. В России появилась и стала укреплять свои позиции новая социальная прослойка — техническая интеллигенция.

Просмотров 463

16.04.2019 00:32



Загрузка...

Популярно в соцсетях