Когда поэты были официальной оппозицией
14 апреля 1908 года (по старому стилю — в день шуток и смеха 1 апреля) в Петербурге вышел в свет первый номер юмористического еженедельника «Сатирикон».
Название журнала позаимствовали у знаменитого произведения Петрония Арбитра — пародии на греческие любовные романы, созданной во времена императора Нерона.
Издание, «исправляющее общество с помощью сатиры», сразу полюбилось читателям. А уже после восьмого номера, приобрело бесценного редактора — журналиста, драматурга, писателя Аркадия Аверченко. Его перу принадлежали самые острые материалы, подписанные псевдонимом Фома Опискин.
На страницах еженедельника выступали такие звёзды сатиры, как Саша Чёрный, Тэффи, публиковался в журнале и Владимир Маяковский. Иллюстрировали издание художники Борис Кустодиев, Леон Бакст, Иван Билибин.
С тех пор деятелей русской культуры Серебряного века, принимавших участие в создании журнала, называли «сатириконовцами».
Популярности Тэффи и Аверченко в те годы не было аналогов. Сам Николай II с удовольствием читал этих авторов, переплетая их книги в кожу и атлас. И хотя они активно выступали против Думы, правительства, чиновников, бюрократов всех мастей, «Сатирикон» с высочайшего благоволения неожиданно получил роль легальной оппозиции: своим творчеством его редакция делала для политики порою больше, чем любой политик.
Но времена менялись. Журнал всё чаще выходил с «белыми пятнами» и объявлениями редколлегии о материалах, изъятых из номера цензурой. В 1913 году после введения нового закона о печати и ряда финансовых разногласий в издании произошел раскол: группа сотрудников во главе с Аверченко начала издавать «Новый Сатирикон». Этот журнал продержался до начала 1918 года, когда был запрещён большевиками за контрреволюционную направленность.
Попытки возродить «Сатирикон» в эмиграции в 1930-х годах, в которых участвовали Александр Куприн, Иван Бунин, Александр Бенуа, Константин Коровин, закончились выпуском лишь 20 номеров.