Когда отдых за Полярным кругом окажется по карману простым россиянам?

Тема: Арктика: настоящее и будущее

Когда отдых за Полярным кругом окажется по карману простым россиянам?

Фото Льва Федосеева/ТАСС

Арктика — один из труднодоступных регионов Земли с уникальными природными ландшафтами. Привлекательность арктическим просторам придают бескрайние ледяные поля, айсберги, невероятная тишина, возможность наблюдения за морскими животными в естественной среде их обитания. Любители экстремальных видов отдыха отправляются сюда, чтобы пережить незабываемые и захватывающие приключения, получить новые знания об уникальных природных явлениях и процессах.

Мечта увидеть снег

С древних времен достичь арктических островов для добычи рыбы и морского зверя стремились промысловики — русские поморы. Российские и иностранные научные экспедиции направлялись в Арктику для изучения природно-ресурсного потенциала арктических земель и в поисках северо-восточного прохода. А природоохранная тематика, ставшая одной из ключевых тем XXI века, нашла в Арктике свою научно-исследовательскую площадку. Наконец, уникальность и природные ресурсы арктических просторов, как и традиционные направления промышленного освоения Арктики, открывают большие перспективы для развития арктического туризма, который также становится важной отраслью экономики.

«Создание условий для туризма в Арктической зоне России и широкое продвижение туристских возможностей этого региона очень важно для социально-экономического развития северных территорий страны и сохранения уникальных арктических экосистем, — убежден руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов. — Под арктическим туризмом мы подразумеваем прежде всего круизный туризм в Арктике. Это круизы к Земле Франца-Иосифа, куда ежегодно приезжают порядка двух тысяч человек. Но потенциал мы видим значительно больше — он может быть увеличен в разы. И нам представляется очень важным развитие круизного туризма, в том числе на Чукотке, на побережье по Северному морскому пути».

По словам Сафонова, к этому направлению проявляют большой интерес представители крупнейших мировых круизных компаний. В частности, сотрудничеством с нашей страной в этом вопросе заинтересованы Китай и Монголия. Но и у других стран любопытство к арктическому туризму растет год от года.

«Дело в том, что множество людей никогда не видели ни снега, ни морозов, ни арктических условий. Мы вот часто уезжаем к тропическим морям, чтобы посмотреть, как растут пальмы. Но жителям теплых регионов очень интересно посмотреть на снег, ощутить мороз и понять арктическую специфику. Очень много туристов приезжают в эту зону для того, чтобы посмотреть на северное сияние, попробовать интересную северную пищу», — рассказывает глава Ростуризма.

О том, что гастрономический туризм наряду с прочими видами может стать серьезным стимулом для путешествий в Арктику, говорит и руководитель программы подготовки управленческих кадров для Арктики и Дальнего Востока ИГСУ РАНХиГС доктор экономических наук Вера Сморчкова. «Сейчас, когда из-за экономических проблем и колебаний курсов валют наши граждане стали меньше ездить за границу, нам особенно важно сосредоточиться на развитии арктического направления — привлекать людей экотуризмом, этнотуризмом, традиционной кухней коренных народов Севера, — рассказала профессор. — Но, к сожалению, наши люди мало информированы. Поэтому необходимо сделать информацию о Русской Арктике доступной широким слоям населения, больше говорить и писать по этой теме, пропагандировать ее».

Кошелек или тур!

Одна из главных причин, затрудняющих развитие массового арктического туризма в России, — это высокая стоимость морских круизов: от 500 тысяч рублей в зависимости от туроператора, класса судна, комфортности кают и длительности путешествия. Например, круиз на Землю Франца-Иосифа в 2019 году обойдется туристу в сумму около 10 тысяч долларов, а путешествие на Северный полюс будет стоить 28,5 тысячи «вечнозеленых».

Дороговизна морских туров в Арктику объясняется прежде всего высокой стоимостью фрахта судов для туроператоров. Но и добраться по воздуху до той же Новой Земли или острова Вайгач обойдется в копеечку. «Арктический туризм не может быть дешевым, потому что там изначально суровые условия, которые, помимо специальной одежды и снаряжения, предполагают в том числе немалые затраты на транспорт», — констатирует зампредседателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Оксана Бондарь.

По мнению депутата, снизить стоимость туров могло бы увеличение конкуренции среди туркомпаний. А для этого необходимо реализовать два важных пункта: обустроить на арктических территориях необходимую инфраструктуру и создать привлекательные условия для инвестиций. «Например, у нас на Дальнем Востоке принято решение, что для туристических компаний, которые ведут бизнес в регионе, предусмотрены налоговые каникулы. Может быть, также стоит распространить это правило и на Арктическую зону, чтобы повысить ее инвестиционную привлекательность и чтобы туда заходили новые туристические фирмы. Если они будут создавать разные интересные туристические продукты, то туда поедут люди. Ну а конкуренция повлечет снижение цен», — помечтала парламентарий.

Фото: РИА Новости

Профессор Сморчкова также уверена, что для развития северного туризма необходимы корректировки нормативно-правовой базы, особенно в части налогового законодательства. «Если мы хотим развивать наш Север, то, конечно, нужно пересмотреть налоговую базу для тех, кто идет работать на этих территориях и готов вкладываться в инфраструктуру. Тем более что таким образом предпринимателей стимулируют во всем мире», — считает эксперт.

Еще один способ увеличить поток туристов в Русскую Арктику — активнее привлекать иностранцев.

«У нас сейчас режим «свободный порт Владивосток» очень способствует развитию туризма. К нам на Дальний Восток приезжают из Кореи, Китая, Японии. И если упрощенная виза будет также распространяться и на территорию Арктической зоны, то это тоже будет плюсом. Так что если говорить о законодательном измерении, то надо проработать вопрос для субъектов Арктической зоны — распространить упрощенную визу для иностранных туристов», — полагает Оксана Бондарь.

Золотая жила

Совсем рядом с Русской Арктикой есть достаточно успешный пример развития массового северного туризма — архипелаг Шпицберген, находящийся под суверенитетом Норвегии. Его ежегодно посещают несколько десятков тысяч туристов (у нас счет таким туристам идет на сотни). Однако тут стоит заметить, что норвежцы начали строительство этого бизнес-проекта достаточно давно, в Российской же Арктике туризм начал активно развиваться только в последние годы. Другое важное отличие архипелага Земля Франца-Иосифа от Шпицбергена или Аляски — это отсутствие населения. Если на Шпицбергене постоянно проживает около трех тысяч человек, а на Аляске на несколько порядков больше, то населенные пункты Российской Арктики практически безлюдны, а многие вовсе заброшены.

Пожалуй, самая острая проблема для развития экологического туризма в этой местности — недостаточно проработанная логистика и отсутствие необходимой инфраструктуры. «Прежде всего нам надо сделать поездки в Арктику доступными для массового туриста. А для этого нужна развитая инфраструктура. То есть должны работать нормальные аэродромы, гостиницы, сервисные службы, должно наладиться постоянное авиасообщение», — перечисляет Вера Сморчкова. В качестве одного из способов решения проб-лемы она предлагает разработать систему государственно-частного партнерства. «На этих территориях у нас работают крупнейшие богатые компании, но они сегодня почти никак не вовлечены в обустройство дорог и прочей инфраструктуры. А ведь развитие территорий присутствия — это их социальная ответственность!» — заключает эксперт.

Так или иначе, опрошенные нашим изданием специалисты уверены, что все трудности преодолимы и спрос на северные туры, в том числе благодаря раскрутке арктического бренда, в ближайшие годы значительно вырастет. В конце концов, Россия имеет большой потенциал для развития этой отрасли: именно ей принадлежит самая большая часть Арктики. Так что уже в скором будущем, считают эксперты, арктический туризм может стать для регионов Русского Севера крупной отраслью, сопоставимой с промышленностью или рыболовством, и станет настоящей золотой жилой для отечественной экономики.

Просмотров 454

06.12.2018 13:51


Загрузка...

Популярно в соцсетях