Более 50 экспертов из Москвы и Московской области, Ростова, Смоленска, Новосибирска, Оренбурга, Алтайского, Пермского краев, Минска, Бреста, Витебска, Могилева и многих других городов в течение двух дней обсуждали в Ростове-на-Дону вопросы сближения образовательных стандартов в школах и в вузах, государственно-правовое регулирование послевузовского профессионального образования, выработку единых профстандартов.
«Сегодня, как никогда, наше Союзное государство нуждается в высококвалифицированных кадрах, -отметила член Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, председатель Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Елена Афанасьева, возглавлявшая российскую делегацию. — И подготовка этих кадров ложится на плечи системы образования. В то же время задачей номер один остается воспитание индивидуальности, воспитание личности. Перед нами стоит вопрос: насколько профессиональные кадры мы вырастим и каких граждан России и Республики Беларусь мы воспитаем?»
Приветствие организаторам и участникам семинара от председателя Госдумы шестого созыва, председателя Парламентского Собрания Союза Беларуси и России
Сергея Нарышкина зачитал ответственный секретарь Парламентского Собрания
Сергей Стрельченко. «За годы работы семинар показал себя эффективной площадкой для обмена опытом и выработки решений, — отметил Сергей Нарышкин. — Уверен, что и сегодня результатом дискуссий станут новые инициативы, способствующие развитию и упрочению общего образовательного, культурного и научно-технологического пространства Союзного государства».
По мнению начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного Комитета Союзного государства Маргариты Левченко, Союзным государством планомерно и последовательно решаются задачи по обеспечению гражданам Беларуси и России равных прав в получении образования, развития творческого потенциала подрастающего поколения, его гражданско-патриотического воспитания, сохранения и укрепления дружественных отношений молодежи двух стран.
Она также напомнила, что уже разработана нормативная база, обеспечивающая гражданам равные права на получение образования, урегулированы сроки проведения ЕГЭ и централизованного тестирования, решены вопросы признания дипломов об образовании. Более 18 тысяч белорусских студентов уже сегодня получают высшее образование в российских вузах и около двух тысяч россиян — в белорусских. Только в медвузах России учатся 425 граждан Беларуси. Многие из них поступают на бюджетные формы обучения, получают стипендию, живут в общежитиях.
Более 18 тысяч белорусских студентов уже сегодня получают высшее образование в российских вузах и около двух тысяч россиян - в белорусских»
ПРЕВРАТИТЬ ЛИМОН В БАТАРЕЙКУ
Из зала заседаний делегаты отправились в лучшие образовательные учреждения Ростова-на-Дону.
Лицей №11. На сдвинутых партах небольшой классной комнаты — четыре куклы-младенца. Рядом — старшеклассники в белых халатах, пытающиеся пупсов помыть и запеленать. Предположение шокированных участников семинара, что это урок родительского мастерства, ученики с ходу отвергли. На самом деле школьники осваивают сестринское дело и основы педиатрии. «Один из основных профилей нашего лицея — естественно-научный, — пояснила директор Валентина Потатуева. -И многие ребята в итоге выбирают профессию врача». Свои навыки в пеленании младенцев ученикам показала и сенатор Елена Афанасьева.
Нестандартно в лицее проходят и дополнительные уроки физики. Здесь школьники показали, как пропустить ток через лимон и создать «фруктовую батарейку». «Три лимона — и это устройство будет работать, как обычная пальчиковая батарейка», — пообещал учитель физики.
Ученикам 2-го класса в это время рассказывали о симптомах отравления угарным газом и что делать в этом случае. Это — урок «Здоровье». В 3-м классе (там шла биология) за парты посадили саму делегацию взрослых и на экране показали, что такое лейкоциты.
Нестандартные уроки далеко не единственное отличие лицея от многих других школ области. Не менее любопытное ноу-хау — система электронного контроля «Семья и школа». При помощи специальной карточки на установленном в коридоре школы терминале родители могут узнать об успеваемости своих детей, что было им задано на дом, какие книги они получили в школьной библиотеке. Впрочем, школа оказывает папам и мамам и более замысловатые услуги. Так, за 120 рублей в месяц им на телефон два раза в неделю будет приходить СМС об успеваемости детей, за 600 рублей в месяц — ежедневные СМС со временем прихода ребенка в школу и временем выхода из нее.
«А ведь еще лет семь назад наш лицей находился в аварийном состоянии, был включен в муниципальную программу капремонта», — заметила Валентина Потатуева. Сейчас лицей не бедствует. Средняя зарплата учителя — 38 тысяч рублей. В прошлом году дополнительными услугами и факультативами здесь заработали 16 миллионов рублей, и это 40 процентов от бюджетного финансирования.
В ПОИСКАХ ЕДИНООБРАЗИЯ
Одно из предложений семинара -унифицировать школьную программу на территории Союзного государства. «На уровне руководства Совета Федерации разделяют наше мнение, что это должно произойти, — пояснила Елена Афанасьева. — Если мы все считаем себя гражданами Союзного государства, то есть, по сути, одной страны, мы должны стремиться к созданию чего-то единого, в том числе единой системы образования. Раз мы живем в единой стране, у наших граждан не должно возникать проблем с трудоустройством, признанием дипломов, у школьников не должен появляться дискомфорт при поступлении в высшие учебные заведения».
По мнению сенатора, пока что такой дискомфорт есть, несмотря на то что равные права в образовании «вроде бы гарантированы». В результате «студенческий обмен» между нашими странами все еще не слишком впечатляющий. «Нужно сделать общее образовательное пространство в школах. Это будет сложно, потому что образование — такая система, которую трудно сдвинуть с места, но этим надо заниматься», — призвала Афанасьева.
С тем, что по большинству предметов образовательные программы России и Беларуси стоит унифицировать, согласен и депутат Палаты Представителей белорусского парламента, член Комиссии Парламентского Собрания по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам Александр Сегодник. Он считает, что в первую очередь необходимо сближать программы по физике, химии, математике. «Что касается истории и литературы, то унифицировать программы по ним будет сложнее», — признал он.
Между Россией и Беларусью уже сегодня на разных уровнях заключено более 800 договоров и соглашений»
В ходе семинара его участники констатировали: системам образования наших двух стран есть чем обогатить друг друга. При этом самое главное, чему должна поучиться Россия у Беларуси, — это методам патриотического воспитания. «В данном случае нам есть чему поучиться у белорусских коллег, -признала Елена Афанасьева. — Если российская образовательная система на каком-то этапе потеряла воспитательный компонент, то в Беларуси этого не произошло».
По ее мнению, не стоит забывать и о развитии вузовской науки. «Связи между вузами России и Беларуси уже налажены. Но нужно задуматься о том, чтобы выпускники вузов могли одновременно получить два диплома — российский и белорусский», — сказала сенатор.
КЛАССИФИКАТОР ПРОФЕССИЙ — ЧЕТКИЙ И ПОНЯТНЫЙ
Участники семинара сошлись во мнении: общее образовательное пространство позволит более полно удовлетворить потребности двух стран в квалифицированных специалистах, обеспечить равенство прав граждан на доступное и качественное образование, будет способствовать ускорению научно-технического прогресса. Между Россией и Беларусью уже сегодня на разных уровнях заключено более 800 договоров и соглашений. Сотрудничество в образовании с Республикой Беларусь наладили 68 регионов Российской Федерации. И дело — за оставшимися.
«Современная экономика нуждается в специалистах, способных быстро реагировать на постоянное обновление оборудования, внедрение новых производственных технологий, инновационное развитие предприятий», — отметила министр образования Ростовской области Лариса Балина. По мнению экспертов, учреждения профессионального образования необходимо настроить на потребность региональной экономики и обеспечить подготовку востребованных кадров. Важный аспект здесь — государственный заказ. Если сейчас прогноз на востребованные профессии строится на два-три года, то в перспективе такие прогнозы необходимо усовершенствовать. И строить их минимум на десять лет.
Критериальную базу для оценки межвузовского взаимодействия призвал создать директор Международного государственного экологического института им. А.Д. Сахарова Белорусского государственного университета, экс-министр образования Республики Беларусь Сергей Маскевич: «Определенные критерии, на которые бы ориентировались учреждения высшего образования, позволили бы отмечать лучшие вузы за особую динамику в развитии сотрудничества, что повышало бы их рейтинг». По его мнению, сетевое взаимодействие образовательных учреждений — это прежде всего совместная деятельность по разработке единых программ обучения. «Речь идет о том, чтобы составить не только учебный план, но и учебные программы по предметам — содержательную часть нужно сделать единой, продуманной и инновационной», — призвал он. Не менее важно также создать условия для мобильности преподавателей и студентов.
Кроме того, Сергей Маскевич предложил задуматься о создании единого классификатора профессий и специальностей для образовательных стандартов Беларуси и России. «Национальные классификаторы профессий должны быть четкими и понятными всем работодателям, чтобы не возникало вопросов с трудоустройством на территории соседнего государства», — отметил он.
В эти же дни в Ростове-на-Дону открылся XI фестиваль «Молодежь — за Союзное государство». Состязание молодых талантов проводится по инициативе Парламентского Собрания Союза Беларуси и России с 2006 года. В первый раз фестиваль прошел в Анапе и был приурочен к десятой годовщине подписания Договора об образовании Сообщества Беларуси и России. Однако уже со следующего года он окончательно «переехал» в Ростов-на-Дону и уже 11 лет радует участников феерическим калейдоскопом мероприятий — концерты, тематические вечера, мастер-классы, встречи с известными деятелями культуры, искусства и политики, молодежные дискуссионные клубы, спортивные состязания и экскурсии.
Как поясняют организаторы, главная цель фестиваля — поиск и поддержка новых талантов, создание единого культурного пространства двух стран, а также укрепление взаимопонимания между подрастающими поколениями. Для собравшихся здесь молодых талантов фестиваль — не только шанс показать себя и проявить политическую сознательность, но и возможность найти новых друзей и даже встретить спутника жизни. «В прошлом году я здесь познакомился с девушкой, она тоже участвовала в фестивале, — рассказал 27-летний руководитель танцевального коллектива Dance Crew Try Z из белорусского Гродно Андрей Соболевский. — В итоге я переехал к ней, в Санкт-Петербург. Там я преподаю танцы в нескольких кружках и секциях».
С каждым годом гостей и участников фестиваля становится все больше. В этот раз в Ростове-на-Дону собрались 250 молодых певцов и танцоров. В центр внимания попал конкурс исполнителей молодежной песни. Победителям вручили дипломы и призы от Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. В адрес участников и гостей фестиваля поступили приветственные письма от Сергея Нарышкина и Председателя Палаты Представителей парламента Беларуси Владимира Андрейченко.
Сергей Нарышкин напомнил: «На протяжении многих лет фестиваль вносит значительный вклад в сохранение культурных традиций России и Беларуси и способствует укреплению взаимопонимания между нашими народами». По мнению Владимира Андрейченко, «юные таланты России и Беларуси продемонстрируют разносторонние дарования и способности, а также подтвердят незыблемость общих духовных и патриотических ценностей, связанных со стремлением к миру, взаимопониманию и единению…»
«Этот фестиваль действительно стирает границы между нашими государствами, он выстраивает мосты дружбы, партнерства, поддержки. Это очень важно для молодежи Союзного государства», — констатировал первый секретарь Центрального комитета ОО «Белорусский республиканский союз молодежи» Андрей Беляков. А председатель комитета по молодежной политике Ростовской области Владимир Бабин, в свою очередь, отметил: «Фестиваль — больше чем просто конкурс, с помощью таких форумов мы формируем у молодежи наших стран чувство патриотизма и гражданской ответственности».