Теракт в «Крокус Сити Холле»

вчераСледствие доказало связь террористов в «Крокусе» с украинскими националистами

вчераСК задержал нового фигуранта дела о теракте в «Крокусе»

вчераНа массовые события предложили привлекать вневедомственную охрану вместо ЧОПов

Как получить компенсацию за некачественную воду

Что делать, если из крана течет что-то не то

17.07.2022 16:00

Автор: Надежда Яшина

Как получить компенсацию за некачественную воду
  © Константин Чалабов / РИА Новости

Правительство предлагает контролировать воду в многоквартирных домах  на соответствие требованиям один раз в квартал. Соответствующий проект постановления  опубликован на официальном портале проектов нормативных актов. А Верховный суд вынес решение, благодаря которому коммунальщики теперь не смогут понижать температуру горячей воды. Какая вода считается качественной и что можно требовать за отклонение от норм, разбиралась «Парламентская газета».

Что изменится?

Критерии к термину «качественная вода» определяет СанПиН. Но простому человеку разобраться в нормативах предельного содержания различных веществ и химических соединений в воде нереально. Поэтому закон обязал ресурсоснабжающие организации  делать контрольные заборы воды и проверять ее на соответствие всем требованиям. Проект постановления Правительства предусматривает, что такой производственный контроль качества и безопасности питьевой и горячей воды в многоквартирных домах будет проводиться не реже одного раза в квартал, а на других объектах — один раз в месяц. В действующих правилах нет такого разграничения по объектам, для всех установлен одинаковый срок в один месяц.

Специалисты Роспотребнадзора заверили «Парламентскую газету», что изменения не ухудшат качество воды, поскольку производственный контроль осуществляет поставщик водопроводной воды на этапе водоподготовки (насосно-фильтровальных станциях) и на контрольных точках водопроводной сети. Кратность контроля определяет он же исходя из качества подаваемой воды, а также определяет контрольные точки. При ухудшении показателей качества воды кратность исследований увеличивается.

Куда обращаться за информацией?

Для того чтобы ознакомиться с результатами контроля качества воды, можно сделать запрос в водоснабжающую организацию (водоканал). Организация должна в течение пяти рабочих дней предоставить информацию в виде выписок из журнала производственного контроля.

«Потребитель имеет право пользоваться качественной услугой водоснабжения, которую он оплачивает ежемесячно. Если что-то настораживает или возникают претензии к водопроводной воде, прежде всего стоит обратиться в управляющую компанию, которая обслуживает дом или ТСЖ, и добиваться оказания качественной услуги. Также можно обратиться в водоканал города либо с жалобой в Роспотребнадзор», — рассказали нашему изданию в надзорном ведомстве.

Советы «водного сомелье»

Закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определяет параметры качества питьевой воды. Она должна:

- быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении;

- безвредной по химическому составу;

- иметь благоприятные органолептические свойства.

Первые два параметра простому человеку сложно проанализировать, только ресурсоснабжающая организация на стадии производственного контроля может выявить отклонения от нормативов. А вот органолептические свойства в некоторой степени под силу проверить каждому. Светлана Евстигнеева, инженер-лаборант ОАО «Кузбасэнерго» рассказала «Парламентской газете», что это одно из самых интересных исследований. Эксперт проверяет воду на вкус, цвет, запах, чтобы почувствовать то, что может ощутить потребитель, открывая кран… И даже больше.

В лаборатории, где работает инженер, строгие требования: определенная температура, влажность, отсутствие вибрации, резких шумов, посторонних запахов и других отвлекающих факторов. Эксперт не должен курить сам и должен избегать контакта с курильщиками не менее чем за час до выполнения исследований. Также у испытателя должен отсутствовать насморк, аллергия, зубная и головная боль. Сначала эксперт тестирует запах воды. По характеру он может быть химический, хлорный, бензиновый, фенольный, нефтяной или другой, а по интенсивности оценивается по пятибалльной шкале. Допустимая норма для питьевой воды по санитарным правилам — два балла, причем запах определяется в двух температурных режимах — при 20 и 60 градусах. Следующий этап — определение вкуса воды: сладкий, горький, кислый, соленый. Эксперт набирает воду в рот малыми порциями, не проглатывает в течении 3-5 секунд и оценивает вкус также по пятибалльной шкале.

Кемеровский «водный сомелье», как Светлану называют коллеги, поделилась способами проверки воды в домашних условиях по основным параметрам.

Прозрачность. Налейте в прозрачный стакан воду слоем два сантиметра. Попробуйте прочитать текст на бумаге, глядя через стакан с водой. Если это сделать легко — вода прозрачная.  

© Unsplash

Мутность. Налейте 100 мл воды в прозрачный стакан и рассмотрите его на фоне белой бумаги. Органические вещества, разлагающиеся в воде, придают бумаге темный цвет.

Жесткость. Если в воде плохо пенится мыло — вода жесткая. То же самое можно сказать и о воде, образующей осадок при кипячении. Слишком жесткая вода вредна для организма.

Вкус. Прокипятите в чистой емкости небольшой объем воды в течение пяти минут, затем остудите до 20-25 градусов. Если вода имеет сладковатый вкус, она содержит гипс, горький — соли магния, терпкий — соли железа. Гнилостный вкус придают воде продукты распада растительных или животных организмов.

Верховный суд поддерживает температуру

Качественная вода — это не только чистая и безопасная питьевая холодная вода, но и горячая вода определенной температуры. В соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 температура горячей воды должна быть не ниже плюс 60°С и не выше плюс 75°С. Отклонение от этих показателей считается нарушением правил предоставления коммунальных услуг. «Дело в том, что вода ниже 60 градусов подвержена заражению высококонтагиозными инфекционными возбудителями вирусного и бактериального происхождения, а также провоцирует заболевания кожи и подкожной клетчатки», — рассказал нашему изданию доктор медицинских наук, профессор Новосибирского НИИ гигиены Роспотребнадзора Евгений Трофимов. Верховный суд, защищая интересы граждан,  исходил из этого в своих решениях еще в 2013 году.

Но Госстрой все это время в одном из своих нормативных документов допускал в открытой системе водоснабжения снижение температуры до 50 градусов, объясняя это инженерными особенностями такой системы. И вот недавно Верховный суд признал этот нормативный акт Госстроя недействующим, указав, что все жители должны получать безопасную воду, и не важно, какая система водоснабжения в их домах — открытая или закрытая.

В «Сибирской генерирующей компании» нашему изданию рассказали, чем отличаются эти системы. В открытых горячая вода идет в кран напрямую из труб отопления. Это значит, что вся вода, находящаяся в тепловых сетях, является водой питьевого качества. В закрытых вода из системы отопления не поступает в горячий кран, она лишь нагревает трубы с холодной водой, чтобы превратить ее в горячую. Через теплообменники горячая вода из тепловой сети передает тепловую энергию водопроводной воде питьевого качества, не смешиваясь с ней.

Читайте также:

• Уезжая в отпуск, квартплату внести придется

Какие меры предпринять?

Если вы недовольны качеством воды, ее температурой, или есть перебои с водой, то для начала нужно обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Там заявку должны зарегистрировать, сообщить номер, время приема и фамилию диспетчера. Он действует по двум сценариям:

- немедленно сообщает потребителю о причинах предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и делает соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Это возможно лишь в том случае, если сотруднику аварийно-диспетчерской службы действительно известны причины неполадок;

- согласовывает с потребителем точное время и дату проверки качества предоставления коммунальных услуг — указанное решение принимается в том случае, если причины неполадок сотруднику аварийно-диспетчерской службы неизвестны.

© Unsplash

В первом случае для признания исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества достаточно отметки в журнале. Если же причины неполадок неизвестны, по результатам проверки исполнителем должен быть составлен акт, в который вносятся сведения о нарушении параметров качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Но если проблема не в перебоях, а гораздо серьезнее, если качество воды вызывает подозрение и представляет опасность, то не стоит терять время, лучше сразу сообщать в Роспотребнадзор.

Если люди пострадали

Некачественная водопроводная вода — это риски для здоровья человека. В случае, когда установлен факт некачественного предоставления услуги, человек имеет право на:

- перерасчет оплаты за воду;

- взыскание морального вреда;

- взыскание ущерба, причиненного здоровью.

Если в водопровод по каким-то причинам поступила плохая вода, то, как правило, пострадавших много. В пресс-службе Роспотребнадзора нам рассказали, что в этих случаях ведомство подает иск в суд в защиту неопределенного круга лиц. Суд обязывает произвести перерасчет, возместить моральный вред, а в случае если причинен ущерб здоровью, то возместить и его. Можно подать и индивидуальный иск. Роспотребнадзор уделяет большое внимание качеству воды, поступающей в дома, а в региональных подразделениях ведомства защита интересов граждан четко отлажена. Так, например, в Свердловской области разработаны типовые иски. То есть уже есть готовые бланки, в которые нужно просто добавить личные данные и направить в суд. За последние три года Управлением Роспотребнадзора по Свердловской области было успешно доведено до конца 10 таких дел в отношении поставщиков воды в г. Екатеринбурге, г. Сысерти, г. Североуральске, г. Красноуфимске.

Согласно Государственному докладу Роспотребнадзора за 2021 год, в Республике Дагестан в 2021 году было зафиксировано пять вспышек острых кишечных инфекций водного характера, связанных с употреблением питьевой воды из централизованных систем водоснабжения: в городах Буйнакск и Каспийск, селах Гергебиль и Аймаки Гергебильского района, селах Арани и Хунзах Хунзахского района — с общим числом пострадавших 639 человек. Также вспышки водного характера были зафиксированы среди населения Ставропольского (184 пострадавших), Красноярского (158 пострадавших) и Приморского (45 пострадавших) краев, Кировской (59 пострадавших) и Тульской (35 пострадавших) областей, а также в общеобразовательных учреждениях города Санкт-Петербурга (16 пострадавших) и Республики Хакасия (7 пострадавших).

При рассмотрении дела суд разбирается, кто виновен в том, что вода, которая поступила в квартиры, ненадлежащего качества. Это может быть как поставщик ресурса (водоканал), так и организация, обязанная обеспечить отлаженную работу инженерных систем дома — управляющая компания. Суд разбирается, чьи именно действия или бездействия явились причиной попадания плохой воды в водопровод.