Как мосты в Петербурге помешали запустить первые трамваи

29.09.2021 00:17

Автор: Анна Шушкина

Как мосты в Петербурге помешали запустить первые трамваи
Вагон трамвая в день открытия движения © public domain

114 лет назад, 29 сентября 1907 года, состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Петербурге. Новый вид транспорта пришёл на смену конке (конно-железной  городской дороге)  и практически полностью вытеснил её к 1917 году.

Известный российский инженер и изобретатель Фёдор Пироцкий ещё в 1880 году продемонстрировал, что вагон может ехать по рельсам без лошади. Однако, история трамвайного движения в Петербурге начиналась довольно сложно.

Уже полтора десятилетия во многих крупных городах России успешно ходили вагоны на электрической тяге. А в столице государства запустить новый вид транспорта удалось не сразу — его появлению мешало сопротивление владельцев коночных парков, так как главным средством передвижения на то время в столице все-таки оставалась конка.

К тому же, планировка Петербурга существенно отличалась от планировки большинства русских городов. Развитие трамвайного движения в городе на Неве потребовало реконструкции улиц и укрепления мостов. Подготовка к эксплуатации в столице «наземного» трамвая началась в 1898 году. А воплощать этот проект в жизнь стали только в 1905 году. (16) 29 сентября 1907 года состоялось торжественное открытие трамвайного движения в Санкт-Петербурге. Руководивший проектом инженер-электрик Генрих Графтио сам провел первый трамвай по маршруту от Адмиралтейства по Конногвардейскому бульвару, через Благовещенский мост до пересечения 8-й линии с Большим проспектом Васильевского острова. В 1908 году в столице работали уже 9 трамвайных маршрутов.

Первые Петербургские трамвайные вагоны были изготовлены английской фирмой «Бреш», позже их стали делать и на российских Коломенском и Мытищинском заводах. Движение начиналось в 7 часов 30 минут и заканчивалось в 23 часа. Кондуктор мог запустить в трамвай не более 34 человек. Вначале попытались разделить вагон на два класса с разной оплатой за проезд, но быстро выяснилось, что это неудобно для всех. Плата за проезд стала одинаковой для всех — 5 копеек за каждый тарифный участок.

Постепенно трамвай становился основным видом транспорта в столице. К 1917 году общая протяженность трамвайных путей в Петербурге составила 200 км, в городе работали 710 трамвайных вагонов.

В настоящее время в Петербурге действует 40 трамвайных маршрутов, работает 7 трамвайных парков. С 231 км путей трамвайная сеть Северной столицы является крупнейшей в России и занимает 4-е место в мире по протяжённости трамвайных путей.