К дворовым спортплощадкам хотят прикрепить инструкторов

Новые требования могут составить и для посетителей, и для сотрудников, и для оборудования

22.09.2021 00:00

Автор: Юлия Сапрыгина

К дворовым спортплощадкам хотят прикрепить инструкторов
  © Lori.ru

По данным Росстата, до пандемии в России самостоятельно тренировались 14 миллионов человек — во дворах, парках и дома. Это всего лишь 10 процентов населения страны. Как сделать занятия спортом удобнее, задумались в Совете Федерации. «Парламентская газета» узнала, как может выглядеть спортплощадка будущего.

Ноги вместе, руки врозь

Федеральный проект «Формирование комфортной городской среды», по которому и строят дворовые спортивные зоны, фактически стартовал в 2017 году. С тех пор в 82 регионах установили 13 924 детских и спортивных площадок, рассказал на круглом столе в Совете Федерации в сентябре этого года первый заместитель председателя комитета по соцполитике Александр Варфоломеев.

При этом общая доля тех, кто занимается спортом самостоятельно, не превышает 10 процентов населения. Зато заболеваемость растёт. Например, по оценкам экспертов, гиподинамией страдают до 60 процентов взрослых и до 75 процентов детей, сообщил Варфоломеев.

Дети особенно беспокоят сенаторов. С каждым годом становится всё труднее оторвать их от гаджетов и вывести на свежий воздух. Это подтверждают и опросы Минспорта: если в 3-5 лет спортом хотят заниматься до 90 процентов детей, то в 6-12 лет — уже менее 75 процентов, а в 13-17 лет — чуть больше 50.

Заинтересовать не только детей, но и взрослых могли бы опытные инструкторы, считают в Совете Федерации. Поэтому там предложили прикрепить к дворовым площадкам тренеров.

«Это важно и для более эффективной организации работы, и для безопасности занимающихся, — прокомментировал своё предложение «Парламентской газете» Александр Варфоломеев. — Без соответствующего количества инструкторов — а по нашим расчётам, это 1-2 специалиста на 400-500 жителей, — мы будем дольше решать задачу о вовлечении в занятия физкультурой и спортом большинства населения, как это установлено национальным проектом «Демография».

Опыт Краснодара и Владикавказа

Вопросом, как использовать спортивные площадки более эффективно, власти задаются не впервые. Например, задействовать эту инфраструктуру для летней оздоровительной кампании предлагала зампред Госдумы Ирина Яровая: «Предлагаю на уровне регионов через региональные министерства культуры, молодёжи, просвещения с привлечением волонтёров, студентов, а может быть, и активных пенсионеров организовать дополнительные площадки для организованного отдыха детей — на дворовых площадках, спортивных площадках и так далее», — сказала парламентарий в мае этого года на онлайн-семинаре-совещании по организации отдыха и оздоровления детей в Минпросвете.

Совету вице-спикера Госдумы последовали в Краснодаре. Там наняли 50 профессиональных инструкторов, которые работали на дворовых спортплощадках и с июня по август провели 1,5 тысячи занятий с детьми. Инициативу поддержали и во Владикавказе. «По распоряжению главы администрации города Сергея Дзантиева на всех спортивных площадках города работали инструкторы для проведения оздоровительно-спортивной работой с детьми микрорайонов», — сообщило агентство «Интерфакс-Юг».

Однако федерального масштаба предложение так и не получило. Всё дело в отсутствии чёткого законодательства о дворовом спорте, считает Александр Варфоломеев. Сейчас его регулирование носит ведомственный характер и в основном представлено на уровне рекомендаций.

Не выделены в самостоятельный раздел и вопросы инфраструктуры дворового спорта, которая рассматривается как вид благоустройства придворовых территорий или детских площадок. При этом до 90 процентов таких объектов в регионах могут не соответствовать нормам, сослался парламентарий на результаты мониторинга проекта «Безопасность детства».

© АГН Москва/Софья Сандурская

«Нам необходимо развивать и отечественное производство современного конкурентоспособного оборудования и инвентаря для дворового спорта. Возможно, надо предусмотреть определённую поддержку производителей в политике национального режима закупок», — сказал Варфоломеев.

Инструктор по месту жительства

Законодательного урегулирования требует и набор инструкторов для дворовых площадок. Например, нужно решить вопрос с обучением таких кадров. В России есть много разных программ по подготовке, например, инструкторов для спортсооружений, инструкторов ГТО или для фитнеса. Но это несколько иная квалификация, отметил Варфоломеев. 

Проект нового профессионального стандарта взамен существующего «Инструктор-методист» подготовлен уже давно, но пока не согласован с Минздравом и не утверждён Минтрудом, рассказал сенатор. В документе учли возможность для инструктора тренировать по месту жительства, и это как раз те люди, которые и могли бы прийти на работу во дворы.

«Необходима также целенаправленная подготовка новых специалистов по специальным программам, в том числе программам повышения квалификации и переподготовки с учётом специфики именно организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства», — сказал Варфоломеев.

Хорошим вариантом было бы предусмотреть такое обучение для специалистов без профильного образования, но уже имеющих практический опыт, по федеральному проекту «Спорт — норма жизни», считает сенатор. По этому проекту, например, уже готовят тренеров и инструкторов для центров тестирования ГТО.

За чей счёт здоровье

Ещё один не менее важный вопрос — кто будет платить зарплату таким специалистам. И здесь опять всё утыкается в законодательство. Сейчас нет типовых норм труда инструктора, на основании которых те же муниципалитеты могли рассчитать потребность в тренерах и заложить расходы на их содержание в бюджет.

«Как вариант — провести в ряде территорий эксперимент по различным моделям финансирования ставок инструкторов: за счёт местного бюджета, за счёт управляющей компании или за счёт градообразующего предприятия, — предположил Александр Варфоломеев. — Можно также посмотреть более внимательно на опыт в СССР, где за счёт отчислений от квартплаты до 2-3 процентов была возможность вводить ставки педагогов-организаторов».

Но вдогонку к этому опять же нужно пересмотреть законодательство: предусмотреть стимулы для муниципалитетов, управляющих компаний и заинтересованных предприятий, отметил замглавы социального комитета.