Послание президента Федеральному Собранию

16:45Жириновский призвал россиян сделать прививку от коронавируса

16:45Павлова считает новое послание президента самым социально ориентированным

16:35Гордеев: Путин огласил одно из самых важных Посланий за последние годы

Из-за чего распался «Мир искусства»

Из-за чего распался «Мир искусства»

«Групповой портрет художников общества „Мир искусства“». 1916—1920. ху. Б. М. Кустодиев.  Русский музей

Заключительная выставка объединения художников «Мир искусства» открылась в Санкт-Петербурге 24 февраля (9 марта по новому стилю) 1906 года, 115 лет назад.

«Мир искусства» основали в 1898 году художник Александр Бенуа и театральный и художественный деятель Сергей Дягилев. Они стали выпускать  и одноимённый иллюстрированный журнал.

Как объяснял Бенуа, общество создавалось не из идейных соображений, а из необходимости показать миру искусство молодых художников. Ведь их работы или не принимали на академические, акварельные и передвижнические выставки, или принимали не те картины, в которых творцы видели наиболее полное выражение своих исканий.

Первую выставку Дягилев организовал в Петербурге. На ней выставили картины московских художников Константина Коровина, Валентина Серова, братьев Васнецовых, Михаила Нестерова. Затем экспозиция путешествовала по Мюнхену, Дюссельдорфу, Кёльну и Берлину. А в 1899 году общество организовало выставку, где участвовали и зарубежные художники — Клод Моне, Эдгар Дега, Джеймс Уистлер, Арнольд Бёклин.

Со временем объединение утратило идейное единство, и группа в первоначальном виде фактически распалась в середине 1910-х годов.  

Прощальной стала выставка весной 1906 года в Санкт-Петербурге, которая открылась на Малой Конюшенной в Екатерининском зале дома №3. Были представлены работы Михаила Врубеля, Виктора Борисова-Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Сапунова, а также дебютантов Николая Феофилактова, Мартироса Сарьяна, Михаила Ларионова, Алексея Явленского.

Художественный критик Александр Ростиславов в рецензии на выставку охарактеризовал её участников как «эмоционалистов»:

«Эмоционализм как бы опоэтизирование импрессионизма, желание дать только что зарождающиеся образы, возбудить почти музыкальные эмоции, картины невозможно рассказать словами, невозможно даже выразить определенно свое впечатление. Можно только чувствовать непосредственную красоту, смутно и, тем не менее, иногда очень сильно ощущать вызываемые образы, настроение. В основе, в намерениях, здесь, конечно, утонченнейшая художественность, затронута область грез, мечтаний, совсем новой красоты. Сущность самой живописи прежде всего в колорите, в утонченной декоративности, в новых гармониях красок, в музыкальности. Живопись старается сделать снова страшно смелый шаг, красота созвучий чуть ли не стремится перещеголять ту же красоту в природе. Здесь уже не робкое обожание природы, а дерзкое самобытное творчество как бы вне природы».

Особо Ростиславов выделил работы Явленского. «Какая-то яркая, оглушающая музыка чистых красок, необычайная своеобразность приёма», — написал он.

После Октябрьской революции 1917 года многим деятелям объединения пришлось эмигрировать. Оно фактически прекратило существование к 1924 году. А в 1927-м в Париже состоялась самая последняя выставка, имевшая отношение к «Миру искусства».

Сейчас в Москве и Санкт-Петербурге одновременно проходят сразу две выставки, посвящённые 150-летию Александра Бенуа. В Третьяковской галерее экспозиция будет работать до 16 мая, а в Михайловском замке -до 31 марта.

Просмотров 1855

09.03.2021 00:17