В наше время фотографировать комфортно и беспроблемно. Цифровые технологии избавили от необходимости обзаводиться бачками для проявки пленок и фотоувеличителями. Не нужно часами вглядываться при красном свете в постепенно проступающие из проявителя контуры изображения и выяснять отношения с домочадцами из-за необходимости занять для печати снимков ванную, поскольку нигде больше временную в квартире импровизированную лабораторию не устроить. Все это в прошлом, поскольку любые чудеса светописи доступны каждому, кто в состоянии потратить не слишком большую сумму на цифровую камеру и не поленится освоить программу компьютерной обработки своих кадров. Словом… всё просто, однако новые имена фоторепортеров и фотохудожников появляются на слуху не так часто, как рынок обогащается все новыми и новыми новинками знаменитых фотофирм.
Причин много, и одна из них сводится к тому, что новички, запросто обзаведшиеся аппаратурой, о которой прежде не всегда могли даже помечтать признанные мастера, слишком уверовали в античную форму успеха — пришел, увидел, победил. В итоге частенько не миновать неминуемого раздвоения восприятия…
Да простится мне длинноватое, но в работах депутата Государственной Думы Владимира Бурматова как раз и чувствуется способность перенести на экран и бумагу именно свое видение, а потому многие из его фотоснимков и остаются в памяти зрителя после того, как перед глазами пробегают совсем другие объекты, виды и панорамы, а не растворяются подобно изображению на экране после нажатия «сбросовой» клавиши.
Почти все пейзажи, показанные на экспозиции в пресс-центре «Парламентской газеты» в рамках проекта «Открой свою Россию», сделаны Владимиром Бурматовым в командировках по стране. Поездок на долю первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию выдается немало, зато и командировочных обязанностей больше чем достаточно. Поэтому автору приходится в основном работать в непростом фотожанре съемок из автомобиля. Впереди «дорога серою лентою вьется», а по сторонам сонмище красот, но далеко не каждую из них можно не просто рассмотреть, а еще и воспринять по-фотографически и успеть продуманно построить кадр. Тут нужны скорость взгляда и быстрота реакции. Что ж, судя по представленным на выставке кадрам, Владимиру Бурматову удается многое.
Одно из главных его фотографических достоинств — умение наделить снимки тем, что я назвал бы вторым смысловым планом. Взять вполне идиллический и способный украсить любой интерьер пейзаж заледенелого озера. Прочитав лаконичную подпись, не сразу и поймешь, что перед тобой не просто красоты Южного Урала, которые — я сам свидетель — способны очаровывать надолго при внешней неброскости: да нет же, прелесть прелестью, но перед тобой тот самый Чебаркуль, который Вселенная избрала для демонстрации своих могущественных космических сил, именно сюда направив самый пока что знаменитый метеорит XXI века!
Или трагические силуэты снимка храма у заброшенного уральского рудника под Екатеринбургом. «Каменный пояс», как издавна именуют Урал, хранит множество невеселых секретов, на этом фото уровень тревоги явно зашкаливает любые допустимые нормы. Даже не зная, какие реальные ужасы связаны с этим клочком Уральской земли, догадываешься, здесь не место для идиллических прогулок, а скорее урочище скорби и покаяния.
А ведь так оно и есть, перед тобой пейзаж Ганиной Ямы, где цареубийцы пытались замести следы преступления, сбросив в шахту останки бессудно умерщвленного последнего российского императора и его семьи…
Лично мне запомнился еще снимок с отслужившим свое суденышком на берегу Байкала. Корабельные кладбища в чем-то сродни человеческим — они и при ярком солнце невеселы. Но то, что списанный со всех балансов катер ржавеет именно на берегу «славного моря», навевает много дум - о том, что «омулевая бочка» уже не так чиста, как в годы, когда по России разнеслась знаменитая песня, и том, что хотя Байкалу не грозит судьба Арала, сберечь его и как символ отечественной природы, и как самое большое в мире хранилище пресной воды не простой, но «священный», как само озеро, долг каждого…
Олег Тобольцев
Суздаль
Карабаш. Челябинская область
Небо над Ялтой