Из окна автомобиля

Депутат Государственной Думы Владимир Бурматов через объектив фотокамеры открывает Россию

Из окна автомобиля
 
В наше время фотографировать комфортно и беспроблемно. Цифровые технологии избави­ли от необходимости обзаводиться бачками для проявки пленок и фото­увеличителями. Не нужно часами вглядываться при красном свете в по­степенно проступающие из проявите­ля контуры изображения и выяснять отношения с домочадцами из-за не­обходимости занять для печати сним­ков ванную, поскольку нигде больше временную в квартире импровизи­рованную лабораторию не устроить. Все это в прошлом, поскольку любые чудеса светописи доступны каждому, кто в состоянии потратить не слиш­ком большую сумму на цифровую ка­меру и не поленится освоить програм­му компьютерной обработки своих кадров. Словом… всё просто, однако новые имена фоторепортеров и фото­художников появляются на слуху не так часто, как рынок обогащается все новыми и новыми новинками знаме­нитых фотофирм.
Причин много, и одна из них сво­дится к тому, что новички, запросто обзаведшиеся аппаратурой, о которой прежде не всегда могли даже помеч­тать признанные мастера, слишком уверовали в античную форму успе­ха — пришел, увидел, победил. В итоге частенько не миновать неминуемого раздвоения восприятия…
Да простится мне длинноватое, но в работах депутата Государственной Думы Владимира Бурматова как раз и чувствуется способность перенести на экран и бумагу именно свое видение, а потому многие из его фотоснимков и остаются в памяти зрителя после того, как перед глазами пробегают совсем другие объекты, виды и пано­рамы, а не растворяются подобно изо­бражению на экране после нажатия «сбросовой» клавиши.
Почти все пейзажи, показанные на экспозиции в пресс-центре «Пар­ламентской газеты» в рамках про­екта «Открой свою Россию», сделаны Владимиром Бурматовым в команди­ровках по стране. Поездок на долю первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по образованию выдается немало, за­то и командировочных обязанностей больше чем достаточно. Поэтому ав­тору приходится в основном работать в непростом фотожанре съемок из автомобиля. Впереди «дорога серою лентою вьется», а по сторонам сон­мище красот, но далеко не каждую из них можно не просто рассмотреть, а еще и воспринять по-фотографически и успеть продуманно построить кадр. Тут нужны скорость взгляда и быстро­та реакции. Что ж, судя по представ­ленным на выставке кадрам, Владими­ру Бурматову удается многое.
Одно из главных его фотографиче­ских достоинств — умение наделить снимки тем, что я назвал бы вторым смысловым планом. Взять вполне идиллический и способный украсить любой интерьер пейзаж заледенелого озера. Прочитав лаконичную подпись, не сразу и поймешь, что перед тобой не просто красоты Южного Урала, ко­торые — я сам свидетель — способны очаровывать надолго при внешней неброскости: да нет же, прелесть пре­лестью, но перед тобой тот самый Чебаркуль, который Вселенная избрала для демонстрации своих могуществен­ных космических сил, именно сюда направив самый пока что знаменитый метеорит XXI века!
Или трагические силуэты снимка храма у заброшенного уральского рудника под Екатеринбургом. «Камен­ный пояс», как издавна именуют Урал, хранит множество невеселых секре­тов, на этом фото уровень тревоги явно зашкаливает любые допустимые нормы. Даже не зная, какие реальные ужасы связаны с этим клочком Ураль­ской земли, догадываешься, здесь не место для идиллических прогулок, а скорее урочище скорби и покаяния.
А ведь так оно и есть, перед тобой пейзаж Ганиной Ямы, где цареубийцы пытались замести следы преступле­ния, сбросив в шахту останки бессуд­но умерщвленного последнего россий­ского императора и его семьи…
Лично мне запомнился еще сни­мок с отслужившим свое суденыш­ком на берегу Байкала. Корабельные кладбища в чем-то сродни человече­ским — они и при ярком солнце не­веселы. Но то, что списанный со всех балансов катер ржавеет именно на берегу «славного моря», навевает много дум - о том, что «омулевая бочка» уже не так чиста, как в годы, когда по России разнеслась знаменитая песня, и том, что хотя Байкалу не грозит судьба Арала, сберечь его и как символ отечественной природы, и как самое большое в мире хранилище пресной воды не простой, но «священный», как само озеро, долг каждого…
 
Олег Тобольцев
 
Суздаль
Суздаль
 
Карабаш. Челябинская область
Карабаш. Челябинская область
 
Небо над Ялтой
Небо над Ялтой
Просмотров 3585