Шестьдесят лет назад в ходе советской антарктической экспедиции была открыта первая в истории антарктическая станция «Мирный», названная в честь одного из кораблей русской экспедиции, в 1820 году открывшей неведомый прежде материк. История отечественных ледяных вахт, сложности и достижения этой морозной не прерывающейся страды стали темой беседы обозревателя нашего журнала Олега Дзюбы с начальником Российской Антарктической экспедиции Арктического и Антарктического научно-исследовательского института Валерием Лукиным
- Валерий Владимирович, один из первооткрывателей Антарктиды Фаддей Беллинсгаузен 31 декабря 1820 года писал в своем экспедиционном дневнике: «Во время сего вторичного плаванья в Южном Ледовитом океане только что нам удалось в пятый раз войти за полярный круг, вдруг опять встретили препятствие, мы крайне сожалели… я положил при первом благополучном ветре… идти путями, еще не испытанными, и тем облегчить мореплавателей, которые впредь покусятся быть счастливее меня». Капитану шлюпа «Восток», разумеется, не суждено было знать, что такими счастливыми мореплавателями станут участники первой Советской Антарктической экспедиции, высадившиеся на ледовый континент в 1956 году. Чем объяснить, что о шестом континенте у нас не вспоминали столько лет?
- Наши исследования действительно начались 13 февраля 1956 года, когда была открыта первая советская станция «Мирный». Но говорить о том, что между открытием Антарктиды и началом работ на ней пролегла более чем вековая полоса забвения, ни в коем случае нельзя. Существует устойчивый миф, согласно которому наша страна пришла в Антарктику, чтобы принять участие в программе Международного геофизического года. На самом деле все происходило несколько иначе. Но многие документы ранее были недоступны.
После плавания Беллинсгаузена и Лазарева отечественные моряки пришли в южные полярные моря только через 125 лет, когда в эти почти не изученные тогда еще воды направилась китобойная флотилия «Слава». Возглавил ее знаменитый полярный капитан Владимир Иванович Воронин, инструкторами были приглашены норвежские китобои, поскольку своих специалистов еще не было. В летнем сезоне 1947-1948 годов на бортах наших китобойных судов стала работать научно-оперативная группа из специалистов ВНИ-РО и государственного Института океанографии. Правда, на материк ученые не высаживались, но им принадлежит честь первых исследований Антарктики. Поясню сразу, что под Антарктикой подразумевается область, включающая в себя южный континент с шельфовыми ледниками, а также окружающие моря и расположенные в них острова. Ее политическая граница проходит по 60-й параллели южной широты.
- Но о постоянном присутствии советских ученых за Южным полярным кругом речь еще не заходила?
- Впервые об этом заговорили в начале тридцатых, когда в мире проходил Второй международный полярный год. Затем в 1945 году отмечалось 25-летие нашего института (слово «антарктический» в названии еще отсутствовало), и возглавлявший его Виктор Харлампиевич Буйницкий в юбилейной статье предложил открыть в Антарктиде научную континентальную геофизическую обсерваторию. Увы, в стране было в ту пору столько проблем, что этот призыв отклика на официальном уровне не нашел. Но уже через три года Соединенные Штаты Америки попытались провести международную конференцию с участием семи государств, заявивших к тому времени территориальные претензии на южный материк. Правда, сами США о своих аналогичных претензиях не заявляли. Советский Союз организаторы не приглашали под тем предлогом, что он на континенте не работает.
Хотя конференция так и не состоялась, в ЦК КПСС и в правительстве прекрасно поняли ущербность ситуации, и верха решили подтолкнуть к необходимым действиям общественность. Всесоюзное географическое общество в 1949 году на общем собрании приняло декларацию, в которой, в частности, говорилось о том, что мы как страна, открывшая Антарктиду, не можем позволить делить ее без нашего участия. На основании этого через год был опубликован официальный меморандум Советского правительства, в котором говорилось о возможности наших претензий на весь материк, открытый русскими моряками, и содержалось требование о том, что вопрос о судьбе этой части света должен решаться при участии всех заинтересованных сторон. Тогда у нас и началась реальная работа, приведшая к тому, что на станции «Мирный» был поднят Государственный флаг СССР.
Ветераны советской и российской антарктической эпопеи иногда называют ее «тропой Сомова» в память о начальнике первой экспедиции»
- Решения высших партийных органов обычно находили воплощение весьма быстро, а первую экспедицию готовили целых шесть лет…
- У меня есть доводы для предположения, что помешали смерть И.В. Сталина и развернувшаяся после этого борьба за власть. Однако 30 ноября 1954 года в адрес Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева было направлено письмо за подписями президента АН СССР Александра Николаевича Несмеянова, министров морского флота и рыбного хозяйства, а также исполнявшего обязанности начальника главного управления гидрометеослужбы. В этом документе под грифом «Совершенно секретно» говорилось о необходимости создания Советской антарктической экспедиции. О возможности участия в программе Международного геофизического года упоминалось только в последнем из десяти пунктов.
Почему так? Да потому, что СССР в ту пору еще не состоял в Международном Совете научных союзов, в котором возникла идея проведения МГГ и создавался его проект. Еще около полугода понадобилось для принятия постановления Совмина СССР об организации комплексной антарктической экспедиции АН СССР, а все то, что ныне именуют логистическим обеспечением, было возложено на Главсевморпуть.
- Ветераны советской и российской антарктической эпопеи иногда называют ее «Тропой Сомова» в память о начальнике первой экспедиции. Столь масштабные проекты принято доверять людям особого склада. Что привело его на борт дизель-электрохода «Обь»?
- Вокруг этого назначения ходит немало легенд. В целом же обстоятельства складывались примерно так — точного хода событий мы уже не узнаем. Возглавить экспедицию очень хотел Иван Дмитриевич Папанин, прославившийся в качестве начальника дрейфующей станции «Северный полюс-1». К тому времени заметных официальных постов он уже не занимал и, надо полагать, надеялся таким образом громко напомнить о себе. А со стороны ЦК КПСС организацию дебютной экспедиции курировал Анастас Иванович Микоян.
В те годы деньги мало что решали, все решали фонды и лимиты. Благодаря содействию Микояна удалось организовать все самым прекрасным образом, и для его портрета я непременно найду место в своем кабинете. В силу неведомых мне причин к Папанину он теплых чувств не испытывал, и, как утверждали сведущие люди, Микоян якобы позвонил главврачу кремлевки с настоятельной просьбой Ивана Дмитриевича забраковать по здоровью. У Папанина же была своя слабость: он очень не любил… академиков. Дело в том, что после вошедшего в историю дрейфа двое его участников — Е.К. Федоров и П.П. Ширшов — были избраны в Академию наук СССР. Папанин же этой чести не удостоился и, видимо, затаил обиду. А против Сомова он ничего не имел, тот не был академиком и уже показал себя в должности начальника станции «Северный полюс-2».
Поэтому Иван Дмитриевич использовал свои немалые связи в пользу кандидатуры Сомова, чтобы не допустить к руководству кого-то из обладателей нелюбимого им звания. Как бы то ни было, а 30 ноября 1955 года из Калининграда в первый антарктический рейс отправился дизель-электроход «Обь». Вслед за ним последовала «Лена». Оба судна были построены в Голландии специально для плаваний в высоких широтах.
- По какому принципу выбирали места для антарктических станций?
- Здесь тоже не обошлось без интриги. При подготовке программы Международного геофизического года международное научное сообщество согласовало между странами, собиравшимися открывать свои постоянные базы, их местонахождения. Как я уже говорил, СССР в Международный Совет научных союзов еще не вступил, однако на международную конференцию в Париж нас пригласили. Делегацию возглавлял известный советский геолог Владимир Владимирович Белоусов. Мы намеревались открыть одну станцию на море Дейвиса, а другую — на самом Южном географическом полюсе. По каким-то причинам вышла заминка с визами, и наши коллеги попали в Париж только на второй день. Не заезжая в отель, они сразу отправились в зал заседаний. Белоусов получил слово, но… последовала реплика председателя, что накануне самая южная точка планеты была выделена американцам.
Я не знаю, была ли у Белоусова домашняя заготовка, но Владимир Владимирович тут же заявил, что в таком случае мы откроем станции на Южном геомагнитном полюсе и на Полюсе относительной недоступности, что и было позднее сделано.
- Валерий Владимирович, само слово «Антарктида» продолжает будить воображение, но в отличие от былых лет отношение к ней стало куда будничнее. Ни пышных проводов, ни кинохроники, ни оркестров…
- По этому поводу я припомню одну полярную байку. Встретились как-то в Хатанге молодые пилоты с одним из самых заслуженных арктических асов, попросили его во время застолья произнести тост. Ветеран встал и сказал: ордена и почести мы вывезли отсюда до вас, а вам осталась одна работа! Думается, этим все сказано, хотя лично я наградами отнюдь не обделен.
- А как состоялся ваш выход на «Тропу Сомова»?
- По образованию я океанолог. После окончания Ленинградского университета пришел в наш институт, работал в Арктике, зимовал на дрейфующих станциях. В начале 90-х годов прошлого уже века мне довелось принять участие в первой совместной экспедиции с американцами — мы четыре месяца дрейфовали в море Уэдделла. После этого я получил предложение возглавить Российскую Антарктическую экспедицию и работаю ее начальником по сию пору уже почти 25 лет.
- Первые экспедиции добирались в Антарктику многими неделями и даже месяцами. А что сейчас?
- Самый распространенный маршрут — воздухом до Кейптауна, потом местная авиакомпания перебрасывает на Землю Королевы Мод и дальше уже развозит по станциям. Используются самолеты разных марок, в том числе наши Ил-76 «ТД». А среднемагистральных лайнеров у нас пока не производят, хотя кое-какой просвет наметился. Услугами южноафриканцев пользуются практически все страны, работающие на Земле Королевы Мод. Это намного дешевле, чем организовывать перелеты самим. Проблема экономии стоит для нас весьма остро из-за падения курса рубля. К несчастью, в этом случае импортозамещение не поможет. Чем мы заменим Антарктику, в которой необходимо работать?! Из-за этого возникают многие сложности, например, с исследованиями подледного озера Восток.
- Если не ошибаюсь, его открытие — главная сенсация, преподнесенная Антарктидой?
- Несомненно. Представьте водоем площадью с Ладожское озеро, над которым почти четырехкилометровая толща льда. Само бурение его стало важнейшим техническим достижением. Высказывалось немало тревог по поводу того, что в воду могут проникнуть «земные» загрязнения, способные нарушить его экосистему. Пришлось останавливать бурение до разработки щадящих технологий. В феврале 2015 года с глубины 3769,3 метра в скважину поднялась озерная вода…
- Приходилось слышать, что вопрос о том, есть ли в озере Восток жизнь, пожалуй, сравним с вопросом, а есть ли жизнь на Марсе…
- При анализах удалось обнаружить молекулы ДНК, которых нет в мировых базах данных. В слоях льда над самой водой, которые, несомненно, образовались из нее, а не из атмосферных осадков найдены молекулы ДНК, характерные для теплолюбивых бактерий… Разгадки всех озерных тайн нам придется искать еще очень долго. А желающие принизить значение открытия уже есть. «Нью-Йорк Таймс» недавно опубликовала статью с обзором антарктических исследований, в которой отозвалась о наших работах примерно в том духе, в котором в СССР писали о полетах астронавтов США на Луну после нашего проигрыша в «лунной гонке». Практика известная: нехватка своих достижений провоцирует принижать значение достижений чужих. Им просто не хочется верить, что Россия способна на прорывы в науке. Не обращаем на это внимания.
-Ваш институт когда-то находился в ведении Главсевморпути, а ныне входит в систему Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Какие еще научные профессии востребованы в Российской Антарктической экспедиции?
- Достаточно сказать, что мы сотрудничаем с 28 научно-исследовательскими, научно-образовательными и научно-производственными организациями из 10-11 федеральных исполнительных органов власти. Перечислять все слишком долго — от Роскосмоса до Министерства культуры. Последнее в основном работает с нами в том случае, если речь идет о съемках фильмов.
- Мне доводилось писать о вашем институте, когда он еще не переехал на улицу Беринга из воспетого Анной Ахматовой знаменитого Фонтанного дома. В ту пору один из ваших коллег с печалью сказал мне, что геологи немало сделали в Антактиде, но пригодятся ли результаты их работ?
- Бум геологических исследований в Антарктике был вызван бытовавшими в 60-е годы XX века проблемами энергетического кризиса. Сейчас международное соглашение, ратифицированное Россией, разрешает вести только фундаментальные академические исследования. Срок действия этой конвенции истекает в 2048 году.
- У вас в приемной висит на стене панорама станции «Беллинсгаузен», на которой бросается в глаза православная церковь…
- У меня возникла идея построить часовню на кладбище станции «Мирный» — самом большом в Антарктиде. Когда я обратился по этому поводу в нашу Санкт-Петербургскую митрополию, то они первым делом поинтересовались, а только ли православные покоятся на этом кладбище?.. Осуществить замысел удалось при личном участии Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Патриарх внимательно выслушал меня и сказал, что не видит ничего страшного, если там покоятся люди, принадлежавшие к другим конфессиям. Он добавил в этой связи, что, открывая мемориальную доску в Морском Никольском соборе в Ленинграде в память погибших на подводной лодке «Комсомолец», видел высеченные на камне имена моряков иных вероисповеданий, но при службе на флоте или на зимовке нельзя различать сограждан по этому признаку. После чего Алексий II предложил построить не часовню, а православный храм, лучшим местом для которого стала станция «Беллинсгаузен», которая часто посещается туристическими судами.
Я посвятил в замысел своего друга Петра Задирова, и он вызвался профинансировать наш проект. Причем это не часовня, а действующая церковь. Патриарх благословил на окормление храма Троице-Сергиеву лавру. Из нее на «Беллинсгаузен» приезжают монах и послушник, через год им на смену прибывают другие. Причем они не только служат Богу, но и помогают нам в ремонтных работах.
Санкт-Петербург