Исаакиевский собор: раскола не будет
Эксперты убеждены, что конфликт вокруг передачи знаменитого объекта духовной культуры Русской православной церкви является искусственным
В ближайшее время Комитет Госдумы по культуре намерен инициировать обсуждение последствий передачи Исаакиевского собора Церкви. Вместе с тем парламентарии считают, что некоторые политики сознательно используют ситуацию для недопустимого разжигания у россиян ненависти по религиозному признаку. Напомним, о том, что крупнейший храм Петербурга перейдет в пользования РПЦ, стало известно в начале января. «Вопрос решен», — этими словами об исходе спора о судьбе собора сообщил губернатор Георгий Полтавченко.
ИНТУИТИВНОЕ СОПРОТИВЛЕНИЕ И ПУБЛИЧНЫЙ ПРОТЕСТ
Передача Исаакиевского собора в ведение Русской православной церкви всколыхнула протестные настроения небольшой, но довольно известной в Санкт-Петербурге группы оппозиционных политиков. В интервью «Парламентской газете» депутат Госдумы Виталий Милонов заметил, что они просто используют передачу собора как очередную веху своего противостояния с властью. «Лично я не считаю их оппозиционными активистами — они находятся у власти, имеют очень хорошую зарплату, штаб помощников, персональные госмашины. Мне понятно, что недостаток у них публичной повестки заставляет активно обсуждать вопрос передачи собора Церкви. При этом получается у них, что называется, не очень: разжигать ненависть к религиозной группе — это, на мой взгляд, так же подло и недопустимо, как разжигать ненависть национальную. Вместе с тем причиной недовольства горожан Милонов считает недостаток информированности.
Всколыхнуть волны народного недовольства им удалось — в Интернете более 100 тысяч человек подписали петицию против передачи Исаакиевского собора Церкви. Один из аргументов противников такого шага — церковники будут наживаться на туристическом объекте, который посещают около трех миллионов человек в год.
«За кадром» остается, впрочем, заявление РПЦ о том, что экскурсии будут бесплатными. Это указывает на неприятную тенденцию — некоторые россияне придерживаются позиции о «презумпции виновности» РПЦ. На это обратил внимание историк и религиовед Роман Силантьев. «Сегодня такие активисты и политики специфически оценивают людей Церкви в контексте передачи Исаакиевского собора, не чураясь их сравнениями с католическими инквизиторами и даже с боевиками ИГ — те разрушают Пальмиру, а эти, мол, непременно разрушат Исаакий. Между тем подобных заявлений почему-то никто из них не делал в ходе, скажем, скандалов с хищениями в Эрмитаже», — заметил эксперт.
Одним из первых оппонентов решения о передаче собора Церкви стал глава Комитета Госдумы по культуре Станислав Говорухин — у него это решение вызвало «интуитивное сопротивление». «Почти четверть населения нашей страны — мусульмане, и у меня есть сомнения, что мусульманин с семьей пойдет в действующий православный храм. В музей пойдет, а в церковь вряд ли», — считает знаменитый кинорежиссер и депутат, добавляя, что передачей Исаакия можно отрезать от знакомства с культурными ценностями целый пласт населения России.
СПРАВИТСЯ ЛИ ЦЕРКОВЬ С ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ИСААКИЯ?
На это со стороны Церкви уже поступают предложения музейщикам, работавшим в соборе, остаться на своих должностях, если у них будет на то желание. Есть опыт передачи РПЦ Казанского кафедрального собора — в нем располагался музей религии и атеизма и часть его научных сотрудников осталась работать в соборе. Что касается финансирования, то здесь есть пример восстановленного Никольского Морского собора в Кронштадте — при нем был создан попечительский фонд, который взял на себя ответственность и расходы за нормальное функционирование объекта.
При этом многие парламентарии высказываются за передачу Исаакия. Так, сенатор Ирина Гехт напомнила историю с храмом Святого Александра Невского в том же Петербурге — вокруг его передачи также шли ожесточенные словесные баталии, так как в соборе находился зал органной музыки. «Сегодня же это не вспоминается, а богослужения в храме воспринимаются естественно. На мой взгляд, назначение храма — это все-таки прежде всего богослужения», — считает законодатель. А депутат и кинорежиссер Владимир Бортко уверен, что передать собор РПЦ надо было давно: «Православная церковь как организация существует тысячу лет, и вряд ли стоит говорить о том, что она с чем-то не справится». Депутат Госдумы Николай Валуев припомнил опыт Псковской области, где в большинстве древних православных храмов, сохраняемых благодаря усилиям музейщиков и властей, регулярно происходят богослужения.
ХРАМЫ КАК ОБЪЕКТЫ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
Не все и не всегда проходит гладко в отношении специалистов по сохранению культурного наследия и церковных представителей. Депутат Александр Шолохов вспомнил о реставрации переданного РПЦ Смольного собора: «Там в рамках реставрационных работ здание из известняка оштукатурено цементным раствором. Это все равно что заложить мину на 7-8 лет, после чего известняк начнет разрушаться, особенно в условиях Петербурга».
Согласно плану передачи собора Церкви должен быть заключен договор о сохранности предметов, представляющих музейную ценность. Как отметил глава Комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов, такое соглашение предусматривает расторжение договора с церковной организацией, если не обеспечивается сохранность музейных предметов.
А те, кто занимается сохранением памятников культуры профессионально, отговаривают от протестов, но призывают к широкой дискуссии о том, как наладить диалог профессионального сообщества и представителей Церкви. Как отмечает главный архитектор Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Сергей Куликов, культура в нашей стране все равно будет разделена на духовную и светскую. «У нас есть примеры взаимодействия церковных иерархов с реставраторами и музейщиками, и хотя результаты достигнуты, не могу сказать, что оно проходило «без крови». Нам еще предстоит прийти к тому, чтобы говорить друг с другом на одном языке», — считает он.
Такая дискуссия может начаться в самое ближайшее время в стенах Госдумы — Комитет по культуре намерен обсудить возможные последствия передачи Исаакиевского собора в ведение РПЦ. Для обсуждения вопросов, связанных с этим, будут приглашены представители традиционных конфессий, Минкультуры, руководители музеев. При этом у большинства депутатов нет сомнений, что передачу собора не удастся использовать для того, чтобы спровоцировать внутрироссийский конфликт.