Все о пенсиях в России

два дня назадДепутаты СРЗП предложили снизить возраст для досрочного выхода на пенсию

11.06.2024Володин предложил назвать «законом Путина» решение об индексации пенсий

11.06.2024Депутат Жуков объяснил, почему пенсии работающих пенсионеров можно снова индексировать

Инклюзивное образование в школах станет доступнее

Новые возможности для адаптации учеников с инвалидностью и нарушением интеллекта пропишут в законе

13.02.2024 15:00

Автор: Елена Балабаева

Законопроект: № 507335-8

Инклюзивное образование в школах станет доступнее
  © freepik.com

 В России, по данным Росстата, живут около 11 миллионов людей с инвалидностью, почти 722 тысячи из которых — дети. Многие из них могут и хотят учиться в обычных школах. Учебные заведения позаботятся о том, чтобы школьники с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получили необходимую поддержку, помощь тьютора закрепят в законах, а понятие «умственная отсталость» ребенка заменят на «нарушение интеллекта». Такой правительственный законопроект Комитет Госдумы по охране здоровья одобрил к первому чтению на заседании 13 февраля.

Индивидуальный подход

По данным Минпросвещения, в России учатся более 1,15 миллиона детей с ОВЗ. Это ученики с нарушениями речи, проблемами зрения и слуха, органическими поражениями нервной системы и так далее. В кабмине предлагают внести изменения в Закон «Об образовании», чтобы усовершенствовать возможности учебы детей с особыми потребностями.  

Так, в категорию учеников, которые нуждаются в специальных условиях в школьных стенах, включат детей-инвалидов. Сейчас в законе описана организация учебы лишь для детей с ОВЗ. Кроме того, школы обяжут создавать необходимые условия для таких учеников. Пока подобное обязательство предусмотрено только нормативными актами, отметили авторы документа в пояснительной записке.

Рекомендации о том, как организовать учебу конкретному школьнику, даст психолого-медико-педагогическая комиссия. Их в обязательном порядке создадут на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Специалисты займутся и своевременным выявлением детей, имеющих особенности развития или отклонения в поведении.

В кабмине также предлагают уточнить обязанности учителей при работе с особыми детьми. Например, при выборе методов учебы и воспитания педагоги учтут особенности психофизического развития школьников и состояние их здоровья. Перечень условий для особенных детей тоже уточнят: он включит в себя адаптированные образовательные программы, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, нужные учебники, услуги помощника, тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, беспрепятственный доступ в школу и так далее.

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

Когда нужен тьютор

Закрепление тьюторов в законе об образовании — еще одна из новелл документа. Ранее тьюторского сопровождения в перечне специальных условий не было, хотя подзаконные акты предусматривают введение в штат школ такого специалиста. Какие бы ни были особенности здоровья у ребенка, тьютор поможет включить подопечного в учебный процесс, будет рядом на уроках и переменах.

Кроме того, в кабмине считают некорректным употреблять термин «умственно отсталый» по отношению к ученику. Подобное определение заведомо ограничивает возможности детей, имеющих такой диагноз, в успешной социализации, отметили авторы законопроекта в пояснительной записке. Его предлагают заменить на термин «нарушение интеллекта». Изменение поможет защитить и персональные данные ребенка: медицинский диагноз не разгласят третьим лицам.

Без мамы и папы

За последние  несколько десятков лет в обществе произошла большая эволюция: дети с особенностями развития перестали быть изгоями. Части детей с ОВЗ и инвалидностью удобнее учиться на дому, части — в специализированных учебных заведениях, но многие дети могут адаптироваться к жизни и в обычной школе благодаря инклюзии. Об этом «Парламентской газете» сказал глава Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. Одобренный комитетом законопроект — механизм создания условий для обучения детей с особенностями физического, психического или психологического развития.

Если школьники не будут видеть таких детей рядом с собой в классе, они все равно встретят их в жизни, отметил депутат. И в этом случае могут отторгнуть их или не воспринять. Если же у детей есть одноклассник, который, например, опасается громких звуков, ребята понимают: нужно его от этих звуков оберегать, учатся доброте и сопереживанию.   

Термин «умственная отсталость» необходимо заменить, уверен Башанкаев: дети — не умственно отсталые, у них другой склад ума и другой интеллект, у кого-то артистический, у кого-то математический или направленный внутрь себя.

«Мы хотим, чтобы дети с особенностями развития были более адаптированы в социуме. К сожалению, родители, которые о них заботятся, иногда уходят из жизни. Куда потом деваться социально неприспособленному ребенку?» — сказал парламентарий. Именно поэтому для таких детей социальная адаптация не менее важна, чем медицинская или образовательная.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в июне.