День Победы в Великой Отечественной войне

00:00Ольга Казакова: Каждое 9 Мая перечитываем письма моего деда с фронта

вчераПосольство в Германии потребовало отменить запрет атрибутики ко Дню Победы

вчера«Как Запорожье встретит День Победы»

Инклюзивное образование в школах станет доступнее

Новые возможности для адаптации учеников с инвалидностью и нарушением интеллекта пропишут в законе

13.02.2024 15:00

Автор: Елена Балабаева

Законопроект: № 507335-8

Инклюзивное образование в школах станет доступнее
  © freepik.com

 В России, по данным Росстата, живут около 11 миллионов людей с инвалидностью, почти 722 тысячи из которых — дети. Многие из них могут и хотят учиться в обычных школах. Учебные заведения позаботятся о том, чтобы школьники с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получили необходимую поддержку, помощь тьютора закрепят в законах, а понятие «умственная отсталость» ребенка заменят на «нарушение интеллекта». Такой правительственный законопроект Комитет Госдумы по охране здоровья одобрил к первому чтению на заседании 13 февраля.

Индивидуальный подход

По данным Минпросвещения, в России учатся более 1,15 миллиона детей с ОВЗ. Это ученики с нарушениями речи, проблемами зрения и слуха, органическими поражениями нервной системы и так далее. В кабмине предлагают внести изменения в Закон «Об образовании», чтобы усовершенствовать возможности учебы детей с особыми потребностями.  

Так, в категорию учеников, которые нуждаются в специальных условиях в школьных стенах, включат детей-инвалидов. Сейчас в законе описана организация учебы лишь для детей с ОВЗ. Кроме того, школы обяжут создавать необходимые условия для таких учеников. Пока подобное обязательство предусмотрено только нормативными актами, отметили авторы документа в пояснительной записке.

Рекомендации о том, как организовать учебу конкретному школьнику, даст психолого-медико-педагогическая комиссия. Их в обязательном порядке создадут на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Специалисты займутся и своевременным выявлением детей, имеющих особенности развития или отклонения в поведении.

В кабмине также предлагают уточнить обязанности учителей при работе с особыми детьми. Например, при выборе методов учебы и воспитания педагоги учтут особенности психофизического развития школьников и состояние их здоровья. Перечень условий для особенных детей тоже уточнят: он включит в себя адаптированные образовательные программы, групповые и индивидуальные коррекционные занятия, нужные учебники, услуги помощника, тьютора, сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика, беспрепятственный доступ в школу и так далее.

Опубликовано расписание ОГЭ в 2024 году

Когда нужен тьютор

Закрепление тьюторов в законе об образовании — еще одна из новелл документа. Ранее тьюторского сопровождения в перечне специальных условий не было, хотя подзаконные акты предусматривают введение в штат школ такого специалиста. Какие бы ни были особенности здоровья у ребенка, тьютор поможет включить подопечного в учебный процесс, будет рядом на уроках и переменах.

Кроме того, в кабмине считают некорректным употреблять термин «умственно отсталый» по отношению к ученику. Подобное определение заведомо ограничивает возможности детей, имеющих такой диагноз, в успешной социализации, отметили авторы законопроекта в пояснительной записке. Его предлагают заменить на термин «нарушение интеллекта». Изменение поможет защитить и персональные данные ребенка: медицинский диагноз не разгласят третьим лицам.

Без мамы и папы

За последние  несколько десятков лет в обществе произошла большая эволюция: дети с особенностями развития перестали быть изгоями. Части детей с ОВЗ и инвалидностью удобнее учиться на дому, части — в специализированных учебных заведениях, но многие дети могут адаптироваться к жизни и в обычной школе благодаря инклюзии. Об этом «Парламентской газете» сказал глава Комитета Госдумы по охране здоровья Бадма Башанкаев. Одобренный комитетом законопроект — механизм создания условий для обучения детей с особенностями физического, психического или психологического развития.

Если школьники не будут видеть таких детей рядом с собой в классе, они все равно встретят их в жизни, отметил депутат. И в этом случае могут отторгнуть их или не воспринять. Если же у детей есть одноклассник, который, например, опасается громких звуков, ребята понимают: нужно его от этих звуков оберегать, учатся доброте и сопереживанию.   

Термин «умственная отсталость» необходимо заменить, уверен Башанкаев: дети — не умственно отсталые, у них другой склад ума и другой интеллект, у кого-то артистический, у кого-то математический или направленный внутрь себя.

«Мы хотим, чтобы дети с особенностями развития были более адаптированы в социуме. К сожалению, родители, которые о них заботятся, иногда уходят из жизни. Куда потом деваться социально неприспособленному ребенку?» — сказал парламентарий. Именно поэтому для таких детей социальная адаптация не менее важна, чем медицинская или образовательная.

Также читайте о том, какие законы вступают в силу в мае.