Пленарное заседание Государственной Думы

13:58Госдума утвердила список документов для приема на службу в органы прокуратуры

13:52Бизнесменам новых регионов продлят срок включения в реестр МСП

13:43Космические государственные закупки засекретят

Город — это не здания, а власть — не хозяйственная служба

Об этом представители муниципалитетов 40 регионов страны, гости из Казахстана и Беларуси, ведущие российские и зарубежные эксперты говорили в Вологде.

Форум прошел при поддержке Международной ассамблеи столиц и крупных городов и Союза российских городов.

25.01.2015 15:56

Город — это не здания, а власть — не хозяйственная служба
Вологда. Участники форума в Центре молодежных инициатив "ГоР.Сот.35"

Предложенная участникам тема социальных инноваций сегодня более чем актуальна. В России набирает обороты новый виток муни­ципальной реформы. Регионы опре­деляются с оптимальной организаци­ей органов местной власти. Следом перераспределяются полномочия. И, наконец, после этого упорядоченные властные мандаты получат достаточ­ное финансовое наполнение. Но му­ниципалитеты не сидят сложа руки, в ожидании обещанных перемен, ведь люди желают счастливой и достойной жизни уже сейчас.

Площадкой форума Вологда стала не случайно. Ее власти делом доказа­ли, что «не в деньгах счастье» и даже малыми средствами можно делать большие дела. Залогом позитивных перемен стало объединение инициа­тивы муниципалитета и вологжан.

«Сегодня как никогда за последние десятилетия высок патриотический подъем, — пояснил глава Вологды Евгений Шулепов. — Люди жаждут действия, хотят реализовывать себя. Задача власти — использовать этот порыв, помочь раскрыть творческий потенциал горожан. Сейчас в Вологде реализуется более 50 социальных про­ектов. Десятки тысяч вологжан, сотни предприятий участвуют в социальном проектировании, и от этого жизнь ста­новится более гармоничной, интерес­ной и комфортной».

Город — это не здания, а власть — не хозяйственная служба. Город — это его люди со всеми своими надеждами, радостями и печалями, уверены в Волог­де. Приблизить реальность к ожидани­ям может грамотно сформированная культура городской среды. Она много­составна. Это любовь к родному горо­ду, дому, двору, подъезду. Дружелюбие в отношениях с соседями и коллегами, незнакомцами на улице и попутчика­ми в транспорте. Так же, как и взаим­ное уважение, забота об общих инте­ресах, желание внести свою лепту в процветание родных мест. И это зада­ча, требующая комплексного подхода и системной работы всего городского сообщества.

Потребности людей растут намного быстрее возможностей муниципали­тетов. В силу объективных причин го­родская среда не может меняться так стремительно, как бы этого хотелось. И люди винят в ситуации власть, на нее привыкли перекладывать ответ­ственность за свою судьбу. Этот сте­реотип, по мнению Евгения Шулепова, нужно менять.

Многие скажут, что власти на ме­стах должны не рассуждать об изме­нениях в социуме, а дороги ремонти­ровать и улицы подметать. Это тоже делается, и весьма успешно. За по­следние годы отремонтированы сотни дворов и проездов, проложены десят­ки километров дорог и инженерных коммуникаций, расселено из ветхого и аварийного жилья более 2000 чело­век. Многие вещи в городе делаются впервые за последние десятилетия.

Но городские проблемы как та са­мая гидра: одну решишь, а на ее месте уже новая. Как быть? Можно зани­маться популизмом. А можно честно сказать людям, что наше будущее за­висит от нас самих. Нужно воспитать у людей осознанную гражданскую позицию. В Вологде начали с выстраи­вания эффективного диалога бизнеса, власти и общества, организации гори­зонтальных связей между участника­ми городского сообщества. Необходи­мо было определить общее видение будущего и научиться действовать сообща. Так была разработана Стра­тегия развития города до 2020 года. При администрации заработали Обще­ственный совет и Департамент стра­тегического планирования. А Управ­ление информации и общественных связей занялось разработкой системы городских социальных проектов «Во­логда — город добрых дел».

Сегодня таких проектов уже более пятидесяти, они охватывают практи­чески все сферы жизни вологжан. Это — «Город детства» и «Яркий двор», «Мо­лодежные трудовые бригады» и «Город молодых талантов», «Семь чудес цве­та» и «Снежная крепость», «Забота» и «Поколения в контакте», «Цветущий город» и «Дружные соседи». Жизнь по­стоянно подсказывает новые направ­ления. Все они объединены амбициоз­ной стратегической целью — сделать Вологду одним из самых комфортных для работы и жизни городов в России.

Сочетание усилий различных соци­альных и возрастных групп на основе любви к родному городу назвали иде­ологией социального корпоратизма. Как эта идеология может аккумулиро­вать созидательную энергию жителей и превращать ее в силу, меняющую город, участники форума убедились на практике.

Знакомство началось с «Веселого ав­тобуса» — одного из девяти, курсирую­щих по городским маршрутам. Снару­жи машины украшены детскими рисун­ками, а «на борту» волонтеры-школьни­ки поют и читают стихи растроганным пассажирам. Хорошее настроение на весь день обеспечено. Или, например, площадка «Под мостом». Здесь и само­деятельные концерты проходят, и кино показывают, и ландшафтному дизайну учат. Таких реализованных задумок в городе множество. Бюджетных затрат практически никаких, а жизнь стано­вится радостнее и интереснее.

Сколько бы ни перераспределяли власти полномочия, ответственного за счастье горожан мы, конечно, не най­дем. Но именно в силах местной вла­сти помочь людям почувствовать себя более счастливыми. Как? Об этом рас­сказал участникам форума директор Института прикладной урбанистики Святослав Мурунов: «Для счастья в со­циальном понимании нужно гармонич­ное сочетание таких параметров, как свободное время, социальные связи, со­циальные компетенции, мечты и цели.

Если разбить горожан на возраст­ные группы, становится ясно, почему в каждой из них люди не чувствуют себя счастливыми. У школьника, например, младше 15 лет, есть свободное время и достаточно эффективные связи, множе­ство друзей, одноклассников, соседей. А вот его социальные компетенции обыч­но равны нулю: нет видения будущего, нет умения самоорганизовываться.

У людей старше 60 лет свободно­го времени в избытке. Женщина, вы­шедшая на пенсию, может и научить чему-то, и организовать что-то, и по­дать какую-то идею. Но рассказать ей обо всем этом некому, так как ее социальные связи — такие же женщи­ны из соседнего подъезда. Поэтому «счастливых бабушек» у нас мало.

Наконец, люди среднего — актив­ного во всех смыслах — возраста. Они уже научились что-то организовывать, у них есть идеи. Много эффективных социальных связей — сослуживцы, родственники, бывшие одноклассники, одногруппники и так далее. А вот сво­бодного времени нет, потому что, как говорится, «семья, работа, ипотека».

Все эти люди станут чувствовать себя более реализованными, а, значит, счастливыми, если помочь им преодо­леть разобщенность. Тут-то и нужна помощь местной власти.

«Мы создаем так называемый «спецназ развития», главная задача которого — сделать позитивные из­менения в обществе необратимыми и вовлечь в эту работу как можно боль­ше горожан, — поясняет Евгений Шулепов. — Работает эта система на вза­имном уважении, доверии, поддержке»

В Вологде уже каждый пятый стал участником городских проектов, и этот процесс имеет не только социаль­ные, но и существенные экономиче­ские результаты — порядка 900 милли­онов рублей, это около 20 процентов годового городского бюджета.

— Вологжане осознали, что они живут не в городе-проблеме, а в городе-друге, — подвел итог исполнительный вице-президент — генеральный директор Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) Владимир Селиванов, предложив сделать форум по городской инноватике ежегодным. — Социальные проекты, совместная работа власти и жителей всех возрастных и профессиональных групп — это способ сделать людей счастливыми их собственными руками.

Юлия Захватова. Вологда
Читайте нас в Дзен
Просмотров 3688