Все о пенсиях в России

16:00Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

15:20Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

вчераПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Год литературы календарей не признает

Стремительно начавшийся и насыщенно проходящий Год литературы неумолимо движется к завершению.

Ничего подобного по размаху и по всевозможным связанным с отечественной словесностью акциям в нашей стране еще не было…

15.11.2015 15:56

Год литературы календарей не признает
Председатель Госдумы Сергей Нарышкин на Московской международной книжной ярмарке. ФОТО ИГОРЬ САМОХВАЛОВ
Но одним лишь годом русскую литературу и литературы на­родов России не постичь и не исчерпать. Недаром же председатель Государственной Думы Сергей Нарыш­кин, возглавляющий Оргкомитет Года литературы, предложил, чтобы работа этого координирующего органа не пре­кращалась с истечением календарных двенадцати месяцев. Спикер нижней палаты парламента подчеркнул: «Раз­витие литературы, поддержка русско­го языка находятся в числе стратеги­ческих задач государства, поскольку это неотъемлемая составная часть и национальной культуры, и националь­ной безопасности. Поэтому в Государственной Думе ко всем законопроек­там, которые поддерживают русский язык, литературу, особое отношение!»
 

Срочно требуются… дуэлянты

В хорошо знакомой москвичам Цен­тральной универсальной научной би­блиотеке имени Н.А. Некрасова — зна­менитой Некрасовке — Год литературы придумали отметить бескровными, но на диво азартными «литературными дуэлями», организовав цикл словесных поединков на вечные темы нашего ли­тературного наследия.
Конечно, лукавый афоризм о том, что все новое — это забытое старое, в какой-то степени применим и к этим неопасным для участников, но весьма горячим спорам. Еще в 20-е годы по­слереволюционная молодежь без уста­ли искала и успешно находила предло­ги для сбрасывания всего, что считала отжившим, с «парохода современно­сти». Тогда в моде были «литературные суды», когда ничуть не сомневавшиеся в незамедлительном приходе светлого будущего юные персонажи вполне се­рьезно назначали сами себя судьями, обвинителями, защитниками и доско­нально разбирали, словно в ходе на­стоящего процесса, кумиров прошлого. Эту давным-давно сыгранную литера­турно-полемическую партию в Некра­совке рискнули оживить по-своему, и, к приятному изумлению весьма много­численных новоявленных дуэлянтов, их болельщиков и секундантов, ока­залось, что угли безвозвратно, каза­лось бы, отгоревших дискуссионных костров ничуть не затухли.
Споры со столетним стажем не вос­кресить, но современные технологии творят чудеса, так что почти все из «дуэлей» Некрасовки можно отыскать на сайтах Интернета и лично при­общиться к логике и системе доказа­тельств. Сама игра достаточно проста. Два эксперта при доброжелательном, но в то же время электризующем вни­мании поклонников предмета спора буквально по косточкам анатомируют намертво зазубренное, провоцируя на открытие до последних точек и запя­тых в текстах нечто доселе скрытое. Слушателям же не возбраняется выска­зывать и свои мнения, которых немало.
Одна из разработчиц идеи Еле­на Еркина сказала мне, что ей самой больше всего понравился поединок, уделенный героям Ивана Гончарова. Ну вроде бы сколько еще можно спо­рить об Илье Ильиче Обломове, за­клейменном и современными крити­ками, и многими поколениями их ре­тивых последователей. Ан нет, схлест мнений о том, кто ближе и ценнее со­временному читателю — меланхолич­ный пловец по течению Обломов или новый хозяин жизни Штольц, — мало кого оставил в равнодушии…
КнигаНо Год литературы, может, в конце концов отшумит, а читатели останут­ся. И здесь для них, пожалуй, впервые в России придумали нечто неслыхан­ное. Каждый читатель при наличии компьютера и желания вправе стать абонентом не одного лишь «бумажно­го» читального зала, а подключиться к электронной библиотеке, объеди­нившей и «некрасовские» цифровые фонды, и фонды юношеской библи­отеки имени Гайдара. Пополнять их решилась одна из российских сетей электронного чтения. Доступ к базе данных открыт для любого постоянно­го читателя. Книга «выдается» на тот же срок, что и в обычном абонементе. Минул месяц — и допуск автоматиче­ски блокируется. Ну а если кто-то из несовершеннолетних «гайдаровцев» рискнет запросить что-то неположен­ное по возрасту, то электроника неми­лосердно поставит перед ним неодо­лимый шлагбаум.
Я спросил генерального директора Некрасовки Ирину Александровну До­брынину, а в чем же притягательность подобного рода услуг: в Интернете каждому под силу отыскать что угодно, стоит ли обращаться к посредникам?.. Оказалось, что очень даже стоит. Да­леко не все интернетовские ресурсы безвозмездны, скачивание чаще всего подразумевает оплату, а к тому же на­стоящему читателю просто невмоготу постигать книжные премудрости наедине с монитором. Ему еще и общение нужно. А библиотека эту жажду спо­собна в немалой степени утолить. И в удаленном доступе, и наяву.
 

Бизнесмены не обошлись без Шекспира

Научные и творческие интересы про­фессора Игоря Олеговича Шайтанова весьма разнообразны. Заведование ка­федрой в РГГУ и обязанности главного редактора журнала «Вопросы литера­туры» он сочетает с критическими вы­ступлениями в прессе и многочислен­ными литературоведческими работа­ми. Ему принадлежит честь стать авто­ром выпущенной в серии «ЖЗЛ» книги о великом и по сию пору во многом загадочном Шекспире. Немудрено, что наш разговор начался именно с твор­чества автора «Гамлета». Поскольку на исходе Года литературы никак нельзя было обойти доступности мирового наследия современному читателю.
Признаюсь, я был приятно удивлен не вполне пессимистичным взглядом уважаемого собеседника на предлагае­мый издательствами ассортимент. Про­фессору, как исследователю классиче­ской английской литературы, особенно интересен и приятен уникальный во всех отношениях проект издательства «ПРОЗАиК» «Великие трагедии Уилья­ма Шекспира в русских переводах». В 2014 году отмечалось 450-летие со дня его рождения, а в будущем году испол­няется 400 лет со дня кончины творца «Ромео и Джульетты», «Короля Лира» и других неувядающих пьес. Каждый из шести томов этой серии посвящен одной из них и включает три наибо­лее удачных перевода… Не обошлось и без щепотки печали. Серия «ПРО­ЗАиКа» при всех ее достоинствах не в состоянии восполнить отсутствие многотомника, который максимально полно охватил бы оставленные вели­ким англичанином поэтические и дра­матургические сокровища. Легендар­ный восьмитомник, вышедший более полувека назад, зачитан до ветхости, продолжения так и не последовало. Нашлось, правда, издательство, пред­ложившее Игорю Шайтанову составить новое собрание, однако полагавшее, что с подобным трудом вполне можно справиться. за две недели.
 

Прежде книжные магазины не испытывали пресса арендной платы, им предоставлялись льготы на коммунальные услуги. Теперь это в прошлом, а прибыль не в состоянии покрыть запросы арендодателя. На книги ныне смотрят, как на обыкновенный товар. Интеллектуальная, образовательная, воспитательная и прочие составляющие не в счет. Как все чаще говорят в последнее время: «Только бизнес и ничего личного»

К счастью, подобные казусы все же исключение. В целом же Год литера­туры для Игоря Олеговича оказался примечателен многими приглашени­ями выступить с лекциями в провин­ции. Последние две поездки пришлись на Вологду и Ростов-на-Дону. Обыч­но профессора приходят послушать студенты-гуманитарии и одной лишь классикой ограничиваться не хотят. Они серьезно интересуются современ­ной литературой и неплохо ориенти­руются в ней, притом избегают каких-то узких предпочтений. А приятной неожиданностью для профессора ста­ло специально приуроченное к гряду­щему закрытию Года литературы при­глашение выступить в Клубе делового общения, объединяющем представите­лей вологодского бизнес-сообщества.
Поначалу Игорь Шайтанов было за­сомневался: неужели деловых людей в наше время могут привлечь сюжеты и страсти творений «Вильяма нашего Шекспира», как именовал его персо­наж знаменитой кинокомедии? Но опасения были напрасными. Нельзя не отметить, что подобные встречи не­мыслимы без энтузиазма небезразлич­ных к литературе и искусству людей. В Вологде такой человек есть — это со­ветник мэра Иван Анатольевич Позд­няков. Он и убедил профессора, что внимательный прием гарантирован. Притом одной лишь шекспировской темой разговор не ограничился. Речь шла и о диалоге культур Англии и Рос­сии. Так что Шекспиру и бизнесмены покорны…
Характерная для нашей страны традиция культурных марафонов -декад, месячников, годов — нередко вызывает у публики предвушение не­пременных знаковых свершений. Но появление новых писательских имен или выхода книжных хитов уже из­вестных авторов к определенным датам не подверстать. Издательская практика все же не лишает поводов для оптимизма. По мнению профессо­ра Игоря Шайтанова, хороший пример подает издательство «АСТ», находящее в своих планах ниши для современных писателей любых направлений — от Кабакова до Прилепина. Уже упоми­навшееся издательство «ПРОЗАиК» порадовало томом записок Михаила Афанасьевича и Елены Сергеевны Бул­гаковых под не требующим пояснений названием «Дневник Мастера и Марга­риты». В том же издательстве вышла «Книга прощания» Юрия Олеши — это полный вариант его дневников, вы­ходивших прежде под названием «Ни дня без строчки». Появилось новое из­дание нашумевшей в свое время книги Валентина Катаева «Алмазный мой ве­нец», проиллюстрированное портрета­ми всех героев повествования, искус­но замаскированных автором под не всегда прозрачными псевдонимами.
 

Разговор с книгопродавцом о прозе арендной платы

У любого книгочея в памяти детские блуждания у прилавков с манящими
обложками, счастье от того, что сэко­номленных на газировке и мороженом гривенников хватило на что-то завет­ное, запах типографской краски и све­жей, не состарившейся еще бумаги, предвкушение перелистывания стра­ниц. К несчастью, таких возможно­стей даже в Москве все меньше. Даже самые знаменитые книжные магазины исчезают. Ушла в небытие «Книжная находка» у памятника первопечатни­ку Ивану Федорову, не стало магази­на «Антиквар» в здании «Метрополя», пропали без следа обе «Академкниги» на бывшей улице Горького…
То же самое по всей России. По дан­ным генерального директора Москов­ского Дома книги Надежды Михай­ловой, входящей также в правление Российского книжного союза и воз­главляющей Ассоциацию книгораспространителей независимых государств, в нашей стране за последние два де­сятилетия число книжных магазинов сократилось… в восемь раз! Встретив эту цифру в Интернете, я поначалу не поверил глазам своим и счел, что ре­зоннее всего обратиться за пояснени­ем к самой Надежде Ивановне.
Увы, она сразу признала, что опро­вергнуть мои опасения не может. Ее единственная в Москве, если не в Рос­сии, государственная книготорговая сеть уже в этом году вынуждена была закрыть десять магазинов в спальных районах столицы. Ларчик открывает­ся просто. Прежде книжные магази­ны не испытывали пресса арендной платы, им предоставлялись льготы на коммунальные услуги. Теперь это в прошлом, а прибыль не в состоя­нии покрыть запросы арендодателя. На книги ныне смотрят, как на обык­новенный товар. Интеллектуальная, образовательная, воспитательная и прочие составляющие не в счет. Как все чаще говорят в последнее время: «Только бизнес и ничего личного». При этом ссылки на зарубежный опыт не в нашу пользу. В России осталось около тысячи книжных магазинов. Для срав­нения: в Германии их 4700, во Франции порядка 3500 тысяч. А население этих стран гораздо меньше, чем в России…
«Я, и как глава нашей крупней­шей в стране книготорговой сети, и как представитель организаций, объ­единяющих нашу сферу деятельности, буквально бьюсь за то, чтобы на книги перестали распространять нормы при­были с квадратного метра, — говорит Надежда Михайлова. — Книги же раз­ные. Так называемая ходовая лите­ратура — та самая, которая приносит максимальный доход, — в общей мас­се составляет лишь 10-15 процентов. А есть еще научная литература, есть классика, есть детская…»
Словом, трудно отделаться от ощущения, что книготорговле мало сочувствовать, ее нужно спасать. Надежда Михайлова считает, что без помощи законодателей не обойтись, а книжную торговлю необходимо официально отнести к социально значимым делам, которые к тому же давно пора передать в ведение Министерства культуры.
 
Олег Дзюба 
Фото Игорь Самохвалов
Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 3342