Финляндия арендует у России Сайменский канал до 2063 года
Озеро Сайма и Финский залив в районе Выборга 164 года назад соединил Сайменский канал, открытие которого приурочили к коронации императора Александра II.
В царствование Николая I 1834 году в Выборге учредили специальный комитет, который составил план и смету постройки канала. Строительные работы начались через девять лет. Канал торжественно открыли 7 сентября (26 августа по старому стилю) 1856 года. Он дал толчок экономическому развитию Великого княжества Финляндского.
После того, как в 1917 году Финляндия получила независимость, канал служил её основной водной транспортной магистралью. В 1944-м по соглашению о перемирии к СССР отошла юго-восточная часть Финляндии с частью Сайменского канала, судоходство по нему прекратилось.
Обсуждать его возобновление начали через 10 лет, а в 1962 году Москва и Хельсинки подписали договор, по которому советская часть канала была передана в аренду на 50 лет Финляндской Республике, которая обязалась отремонтировать канал и содержать его в рабочем состоянии. Из общей протяжённости канала Финляндии принадлежат 23,3 км, а России — 34 км, в том числе 14,4 км подходного фарватера в Выборгском заливе.
С 2002 года все шлюзы перевели на дистанционное управление, был создан Единый центр судоходства. До 2063 года Финляндия арендовала 19,6 км российской части канала от шлюза «Брусничное» и прилегающую территорию.
В Лаппеэнранте находится музей канала, экспонаты которого отображают историю его строительства и современное состояние.