Директора школ получили инструкцию по разрешению конфликтов
В методичке рассказали, как урегулировать ситуацию и защитить честь педагогов
Минпросвещения направило в регионы инструкцию, как действовать директорам образовательных организаций в случае конфликта педагогов с учениками. Для разрешения спорной ситуации предусмотрен пятиэтапный алгоритм действий, на каждый из них отводится один-три дня. «Парламентская газета» изучила документ.
Алгоритм действий
Цели и задачи инструкции — обеспечить оперативное, справедливое, всестороннее и законное урегулирование конфликтов, защитить честь и достоинство педагогических работников, отметили в Минпросвещения.
Рекомендации предусматривают пять этапов реагирования, пройти которые предлагается за девять дней. На первом этапе информацию о ситуации доводят до руководителя школы или колледжа, устанавливают факты, проводят опрос участников события, несовершеннолетних — в присутствии родителей. Если конфликт повлек тяжелые последствия для пострадавшего — привлекают правоохранительные органы, директор должен проинформировать о нем вышестоящую организацию.
На втором этапе выясняют все детали конфликта, опрашивают свидетелей, собирают документы, устанавливают виновных. При необходимости желательно привлечь штатного психолога, службу медиации, председателя первичной профсоюзной организации. Если выявлен виновный, к нему применяют меры реагирования — воспитательные, организационные, дисциплинарные.
Если разрешить конфликт на этом этапе не удается, руководителю учебного заведения следует обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (она должна быть в каждой школе и колледже).
На третьем этапе дело передают в комиссию, которая назначает заседание с заслушиванием сторон, свидетелей и других заинтересованных лиц. После анализа доказательств выносится письменное решение.
На четвертом этапе руководитель учебного заведения или назначенные им ответственные контролируют исполнение решения, составляют отчет о его выполнении.
Если участники конфликта недовольны вынесенным вердиктом, они могут его обжаловать, обратившись в региональную комиссию по защите чести и достоинства педагогов, в вышестоящие образовательные органы, в суд или к следователям.
Необходима профилактика
В инструкции также есть дополнительные рекомендации по профилактике конфликтных ситуаций. Руководству учебных заведений советуют повышать уровень правовой культуры учеников и педагогов, использовать медиацию для разрешения спорных моментов, обеспечить психологическое сопровождение сторон конфликта, защищать честь и достоинство учителей. Недопустимо предвзятое отношение к участникам конфликта.
Директор школы или колледжа должен предпринять все усилия, чтобы предотвратить риск повторения ЧП. Ему рекомендовано уделять внимание случаям конфликта интересов, «пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия в коллективе», своевременно выявлять детей и семьи, находящиеся в социально опасном положении, оказывать им социально-психологическую и педагогическую помощь.
В случае необходимости с особо трудными подростками нужно вести индивидуальную профилактическую работу, ставить их на внутришкольный учет.
Документ одобрили на декабрьском заседании Совета Минпросвещения по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников.
Понятный инструмент
Инструкция рекомендует школам и колледжам проводить профилактическую работу среди учащихся и родителей, направляя усилия на своевременное выявление потенциальных проблемных ситуаций и предотвращение эскалаций конфликтов, отметила член Комитета Госдумы по просвещению Лариса Тутова. »Эти меры были разработаны и приняты в связи с увеличением числа происшествий и нападений в учебных заведениях России, подчеркивая важность профилактики и грамотного реагирования на возникающие конфликты внутри школьных коллективов», — заключила депутат.
Появление методички станет хорошим подспорьем в работе, считают педагоги.
«Отличная и очень нужная инициатива! Полностью поддерживаю утверждение Минпросвещения России четкого алгоритма действий в конфликтных ситуациях. Это важный шаг в поддержку администраций школ и учителей, — рассказала «Парламентской газете» директор Астраханской лингвистической гимназии Ангелина Рябина. — Раньше руководство образовательных учреждений часто действовало в таких стрессовых ситуациях интуитивно, без единого плана. Теперь же появился официальный, поэтапный документ — от немедленного реагирования до полного разрешения и профилактики. Это структурирует работу, снимает часть бюрократической и психологической нагрузки с директоров и учителей, так как дает им понятный инструмент. Это также возможность устранить корни проблем, а не только бороться с последствиями».
Особенно ценно, что инструкция уделяет внимание психологической стороне: опросы с психологами, сопровождение участников — это критически важно для восстановления атмосферы в коллективе, считает собеседник издания. Также сделан упор на профилактику благодаря информированию о правовой культуре, медиации, работе с семьями из группы риска.
«Четкие современные правила разрешения конфликтов помогут школам действовать в едином стиле, создавая безопасную среду для каждого ребенка, — уверен директор основной общеобразовательной школы № 108 города Казани Радик Хабиров. — Документ обращает внимание и на здоровый психологический климат внутри коллектива, ведь только сплоченная и профессиональная команда может по-настоящему качественно обучать и воспитывать».
Читайте также:
• Минпросвещения объявило 2026-й Годом дошкольного образования
Ещё материалы: Лариса Тутова





