Детдомовцам не хватает… труда
В ближайшее время Правительство обещает обнародовать предложения о реформировании детских сиротских учреждений и переходе на семейную модель воспитания детей, оставшихся без родительского попечения

Всякая ли семья лучше детдома?
Статья 123 Семейного кодекса теперь предполагает обязательное устройство ребенка в семью и лишь его временное пребывание в соответствующем учреждении. Сейчас в стране насчитывается 650 тысяч таких ребятишек, из которых около 106 тысяч находится в 1344 казенных учреждениях. К 2018 году до 83 процентов их планируется передавать в семьи.
Прекрасно? Да. Но пока это планы. Если надеяться на то, что поставленная задача не будет иметь кампанейский характер, симптомы чего наблюдаются (так, за три года количество образовательных учреждений для детей-сирот сократилось на 24 процента!), то в ближайшей перспективе от детских домов нам все равно никуда не деться.
То есть вывод простой. Детдома рано списывать с государственных счетов.
В отличие от 90-х годов, дети в них накормлены, ухоженны, одеты и обуты, причем часто гораздо лучше, чем в своих кровных, но неблагополучных семьях. Но и у этой тотальной заботы, идущей от самых лучших побуждений, есть недостаток. И совсем не тот, на который указывают либеральные правозащитники, — подавление личности ребенка, а совсем другой. Вырастая на всем готовом, питомцы государственных заведений оказываются не приспособленными к самостоятельной взрослой жизни, так как не владеют самыми элементарными социально-бытовыми, трудовыми и правовыми навыками. За что потом многие из них расплачиваются социальной дезадаптацией и деструктивным поведением, а в итоге разрушенной судьбой.
Задача снижения огромных издержек, связанных с социализацией выпускников заведений интернатного типа, поставлена в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2013—2017 годы. На вопрос «как?» есть ответ. И не из области западного педагогического «хайтека», а из старых добрых, но изрядно позабытых отечественных рецептов.
Что нам смотреть на чужие образцы, когда в нашей стране в двадцатые—тридцатые годы прошлого века успешно опробован великолепный способ воспитания хлебнувших лиха детей? Я говорю об опыте А.С. Макаренко, построившего жизнь в колонии для беспризорников на началах… большой трудовой семьи. Ну, конечно, нет пророков в своем отечестве. У нас он уже забыт. Мимо внимания сотрясаемой перестройкой России прошел и факт его международного признания: 25 лет назад ЮНЕСКО назвало Антона Семеновича Макаренко в числе четырех выдающихся педагогов ХХ века, определивших современные способы педагогического мышления. Суть его воспитательной доктрины проста — уважать ребенка как личность и максимально приблизить его воспитание к здоровым семейным условиям.
Впрочем, на словах нет-нет да и вспомнит похвально о Макаренко Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов, но в реальной практике идеи великого педагога не используются. Исключение, пожалуй, одно — Разуменский детский дом, единственный в своем роде, созданный при Белгородском заводе ЖБК. За 18 лет предприятие превратилось в крупный строительный холдинг («Управляющая компания ЖБК-1»), а первоначально скромный приют — в одно из лучших социальных учреждений России. Сейчас в нем 40 детей от 4 до 18 лет.
Проект возник не бюрократическим велением, а из нужд жизни. Начало 90-х годов, развал и разруха, закрытие предприятий, резкое падение уровня жизни и маргинализация безработного населения. Губернатор Белгородской области Евгений Савченко озабочен тем, что беспризорных сирот некуда размещать. Как брошенных котят, их брали на передержку больницы…
— И тогда совет директоров предприятия принял решение взять под свою опеку группу детей-сирот, устроив для них детский дом в полупустом заводском детсаде, — рассказывает тогдашний его гендиректор, ныне депутат Госдумы Юрий Селиванов. — Первую питомицу, шестилетнюю девочку, я на своей машине забрал из больницы. Ныне она уже сама мама. С тех пор через детдом прошло 230 детей. Никто не стал бомжем, не сел в тюрьму, не свел счеты с жизнью, что по статистике становится уделом 30 процентов бывших детдомовцев. Созданная в детдоме система подготовки питомцев к самостоятельной жизни прошла испытание временем.
Слушая собеседника, я не раз перебивала его рассказ одним и тем же вопросом: а как практика организации жизни в детдоме согласуется с нормами законодательства? Ну в самом деле, заставь ребенка взять в руки веничек, так тебя ведь сразу обвинят в эксплуатации детского труда! Дома — пожалуйста, дома за отлынивание от уборки квартиры иные родители и взгреть могут (правда, в эпоху ювенальной юстиции уже вряд ли), но отругают точно.
Опыт социализации по Макаренко
В Разуменском детском доме питомцев тоже поначалу обнимали, целовали, холили, в общем, обкладывали ватой со всех сторон, а потом увидели, что года за два такая слепая любовь превращает их в полных иждивенцев и неумех. Как же им впоследствии удержаться в жизни на плаву? В Совете директоров задумались: правильно ли забирать деньги от рабочих и тратить далеко не лишнее для того, чтобы растить никчемных белоручек, которые в доме гвоздя не смогут забить? Был объявлен конкурс на должность директора детдома. Критерии — пол мужской, педагогическое образование, опыт, любовь к детям и готовность работать по-новому. Такой человек нашелся. И вот уже 14 лет детдом возглавляет Андрей Негомодзянов.
Любое творчество предполагает выход за рамки инструкций. Нигде же не написано, что у каждого воспитанника должен быть крестный родитель. А здесь есть — или крестный или семья наставника. Для формирования личности ребенка очень важно иметь близкого взрослого. Названые матери-отцы берут детей на каникулы, праздники, проводят с ними отпуск. А еще каждый сирота с момента поступления в детдом до выхода из него и образования собственной семьи опекается заводским коллективом в самом прямом смысле. Конечно, это непривычно и несовременно, но это работает! В основе системы воспитания — труд, профориентация и социальная адаптация.
— Как это происходит?
— На старте проекта был у меня разговор с главой Российского детского фонда Альбертом Лихановым. Спросил его, с какого возраста ребенка можно приучать к трудовым навыкам, и получил ответ: как на горшок сел, надо, чтобы уже сам себя обслуживал, вытирал попу и т.д. И стали их учить, первое, самообслуживанию. Минимизировали количество обслуживающего персонала в группах — уборщиц, техничек, прачек. Дети потихонечку подметают, кое-что по мелочи из своих вещей стирают. Второе, труд на приусадебном участке. На небольшом огороде под началом воспитателей они выращивают овощи и фрукты, ухаживают за клумбочками. Появились мастерские, где дети занялись легким трудом: ящики сбивали, всевозможные поделки делали. И небесплатно.
— Вы рисковали.
— Отказаться от риска, значит, отказаться от творчества. Слова Макаренко. Я передал домик моей умершей мамы детдому, он неподалеку, и теперь там этакая тестовая «социальная квартира» под названием «Дом молодежи». В нем 8 ребятишек с одним воспитателем живут «робинзонами» по 2—3 месяца и учатся самостоятельно вести хозяйство. Он внутри оснащен современным оборудованием, кстати, за счет выигранного гранта Президентского «Фонда помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации». Безопасные условия проживания, противопожарная сигнализация, «тревожная кнопка», вневедомственная охрана, сами «жильцы» перед заселением проходят ликбез по пользованию газовым и электрооборудованием.
— Такое «послушание» не вызывает ропота?
— Наоборот. Они с удовольствием все делают. Сами следят за порядком, убирают внутри и во дворе, моют посуду, готовят борщ, котлеты, салаты, сырники, пекут пироги и печенье, стирают, оплачивают коммунальные расходы. Все практические умения пригодятся потом. Многим собственное жилье будет предоставлено в частном секторе.
Третий элемент системы — работа в период каникул на дочерних предприятиях корпорации ЖБК-1. В цеха дети приходят после заводского учебно-курсового комбината. С 14 лет раз в неделю в свободное от учебы время учатся на столяра-станочника, маляра-штукатура, слесаря. На каждого заводится трудовая книжка, идет стаж, зарплата, а с ней опыт траты заработанных денег.
Помимо овладения профессией, у детей формируются практические социально-бытовые и гражданско-правовые навыки. Компетенции, как ныне говорят. В 14 лет они сами оформляют себе паспорт и другие документы, входят в контакт с госструктурами — Сбербанком, УФМС, Пенсионным фондом и Налоговой службой. Все по разработанной педколлективом программе «Шаг в будущее». Детдом не теряет с ними связи и после выпуска, когда они поступают в техникумы и институты, трудоустраиваются, заводят семьи. За каждым закреплен педагог-куратор, и патронаж длится по-разному, от одного года до 5—7 лет.
Практика подстегивает законодательство
Структурно детдом является социальным подразделением завода. Опекунский совет (официально — Совет по решению перспективных проблем выпускников) не только держит директора и педколлектив под «социальным колпаком» контроля, но и помогает своевременно решать возникающие проблемы. Попечители также оказывают юридическую, психологическую, материальную, медицинскую и другую поддержку выпускникам в рамках постинтернатного сопровождения.
Теперь, когда детдом уже обзавелся хорошей репутацией, а его опыт получил безоговорочное одобрение множества педагогических конференций и форумов, чиновники от образования несколько успокоились. Поначалу-то возмущались: «Что это вы тут рабов готовите?». Возникали вопросы у прокуратуры, санэпидемстанции. Формально основания были. Но все же здравый смысл победил, потому что результаты были очевидны. Практику, опередившую законодательство, в Белгородской области признали. Тем более что формат сотрудничества «детский дом—предприятие» утвердил своим постановлением губернатор и благословил митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, на Рождество или на Пасху обязательно приезжающий в детдом. Между прочим, сейчас на Белгородчине действуют уже четыре таких тандема.
Еще раз задаюсь вопросом: актуален ли этот опыт ныне, когда государство декларировало цель передать всех сирот в семьи? Вне всякого сомнения. Да, есть Указ Президента от 28 декабря 2012 года о создании правовых механизмов, облегчающих усыновление. Но формирование позитивного отношения общества к этому институту потребует немало времени, в течение которого большая часть детей-сирот будут оставаться в детдомах. В семьи-то сегодня уходят в основном малыши до 7 лет, причем здоровые, реже младшие школьники — до 11 лет. Основная масса, около двух третей, — дети «неусыновляемого» возраста.
Да и другое соображение есть. Стоит ли опять наступать на грабли, на этот раз в деле организации системы защиты детства в нашей стране, меняя ее по западным канонам? После принятия так называемого закона Димы Яковлева стало очевидно, что стратегические друзья России превратили «детскую» тему в мощный рычаг давления и вмешательства в наши внутренние дела. Недавно поступивший в сенат США законопроект «Ребенок в семье — самое главное» определяет международное усыновление и контроль за службами защиты детства в других странах(!) в качестве приоритета внешней политики американского госдепа. А это значит, что нас еще сильнее будут принуждать к закрытию детдомов с целью передачи их воспитанников в семьи.
Мы уже обжигались на пришедших с запада инициативах детского секспросвещения, планирования (а на самом деле пропаганды абортов) семьи. Поэтому ряд российских экспертов и советуют не спешить с объявленной реформой распатронивания детских домов, на чем настаивает Комитет ООН по правам ребенка. Приветствуя семейное усыновление детей, давайте одновременно посмотрим, как превратить детдома из холодных казенных заведений в теплые очаги, где детям созданы оптимальные условия для развития и социальной адаптации. Немало полезного здесь может подсказать опыт Разуменского детдома.
Из него следует, что детдом должен быть: первое, малокомплектным; второе, под реальным общественным контролем; третье, местом учебы, воспитания и социализации воспитанников. Детучреждения Белгородской области и других регионов страны так или иначе используют элементы этого опыта. Но на свой страх и риск. Хотя многим ясно, что уже пора модернизировать нормативно-правовую базу регулирования деятельности детских домов.
— Прежде всего, речь идет о корректировке новых санитарных правил к устройству, содержанию, организации режима работы детдомов, — считает Юрий Селиванов. — Сегодня детдомовцам запрещено даже заходить на кухню, в пищеблоках разрешены только электроплиты, нельзя использовать в питании детей продукты, выращенные в подсобных хозяйствах детдомов. Во-вторых, нужно принять новое типовое положение об учреждении для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Иначе намерения государства улучшить процесс их интеграции в социум останутся благими пожеланиями, а мы вместо полноценных граждан и гармоничных личностей будем выпускать тех, кто автоматически попадает в группу риска. Мы в большом долгу перед этими детьми и должны сделать все возможное, чтобы они забыли то тяжелое, что уже пережили, и никогда не вернулись в неблагополучие, от которого их спасли.
