День российского кино

День российского кино

фото: pixabay.com

«Профессий много, но прекрасней всех — кино. Кто в этот мир попал — Навеки счастлив стал. Фильм, фильм, фильм…» — поется в известной песенке Александра Зацепина. Сегодня, 27 августа, праздник всех причастных к миру кино и тех, кто его искренне любит. Некоторое время День кино в России не отмечался. В 2001 году в службе кинематографии министерства культуры День российского кино решили возобновить.

27 августа в 1919 году был принят Декрет Совета народных комиссаров РСФСР о национализации кинодела в Советской России. С этого времени все частные кинотеатры, студии, прокатные конторы, а также вся фото- и кинематографическая торговля и промышленность перешли в ведение Народного комиссариата просвещения под руководством Анатолия Луначарского. В память об этом событии эта дата и стала считаться Днем Советского кино, позднее — Днем кино России, а сейчас — Днем российского кино.

«Кино» в переводе с греческого означает «двигаю», «двигаюсь». Родоначальниками кино считают братьев Люмьер, их первый киносеанс прошел в декабре 1895 года в Париже, на бульваре Капуцинок.

В России премьера первого фильма состоялась 15 октября 1908 года. Это была лента «Понизовая вольница» режиссера и предпринимателя Владимира Ромашкова по мотивам народной песни о Стеньке Разине «Из-за острова на стрежень». Длился первый российский фильм всего 7 минут.

В 1911 году фирма Ханжонкова «по высочайшему соизволению« сняла невероятно сложную по тем временам картину „Оборона Севастополя“ с натурными батальными сценами. Ко второй половине 1910-х годов в России зажглись звезды экрана — Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов. А одним из первых полнометражных художественных фильмов, вошедших в золотой фонд советского и мирового кинематографа, стала отечественная лента «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна, картина вышла на экраны страны в 1926 году.

Как известно, фильмы бывают разных жанров: научные, документальные, публицистические, художественные. В последние десятилетия по всему миру проводится много кинофестивалей: Московский Международный кинофестиваль, «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах, Венецианский международный кинофестиваль, «Берлинале», «Оскар» и другие. Не отстает от мирового сообщества и Россия — в нашей стране также проходит немало прекрасных и интересных кинофорумов и фестивалей.

Звук в отечественный кинематограф пришел лишь в 1931 году с фильмом «Путевка в жизнь» Николая Экка. А фаворитами российского кинематографа 1930-х годов стали режиссеры, сумевшие не только освоить новые выразительные возможности звука, но и создать идеологическую мифологию «Великой Революции» — братья Васильевы (»Чапаев»), Михаил Ромм («Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году») и Фридрих Эрмлер («Великий гражданин»). Недавний ученик и ассистент Сергея Эйзенштейна — Григорий Александров стал официальным королем комедии 1930-х, а его жена Любовь Орлова — главной звездой экрана. Все знают фильмы Александрова «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга».

В конце 1940-х годов снимались эпопеи о революции и войне, историко-биографические повести об ученых и деятелях искусства. «Оттепельная» либерализация кремлевского курса второй половины 1950-х вызвала резкое увеличение фильмопроизводства и приток режиссерско-актерских дебютов. Заметной фигурой стал Григорий Чухрай, а шедевр режиссера Михаила Калатозова и оператора Сергея Урусевского «Летят журавли» завоевал «Золотую Пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.

В середине 1960-х была фактически объявлена война российскому авторскому кино, не укладывавшемуся в рамки соцреализма. Самой знаменитой жертвой этих цензурных холодов стал фильм Андрея Тарковского «Андрей Рублев».

В 1970-1980-е годы выдающиеся фильмы наказывались минимальным тиражом и прокатом — «Зеркало» и «Сталкер» Андрея Тарковского, «Парад планет» Вадима Абдрашитова, «Мой друг Иван Лапшин» Алексея Германа. Но в то же время были сняты такие шедевры, как «Печки-лавочки» и «Калина красная» Василия Шукшина, «Начало» Глеба Панфилова, «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров» Никиты Михалкова.

Посещаемость кинозалов в России была одной из самых высоких в мире. Десятки миллионов зрителей смотрели комедии Леонида Гайдая, Георгия Данелии, Эльдара Рязанова, зрелищные ленты Владимира Мотыля и Александра Митты. Абсолютными рекордсменами проката тех лет стали мелодрама Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», завоевавшая «Оскар», и боевик «Пираты ХХ века» Бориса Дурова.

После сложных перестроечных лет, в 1990-х годов в 2000-х годах на экране появилось большое количество произведений высокого качества, авторами которых становились как признанные мастера российского кино, так и новые талантливые кинематографисты. Постепенно России втянулась и в производство сериалов, которые пользуются все большей популярностью, поскольку такой формат позволяет полнее раскрыть сюжет и персонажей.

Сегодня российское кино остается драйвером рынка кинопроката в стране в целом значительно опережая иностранный контент по темпам прироста зрителей и кассовых сборов. Например, в 2017 году доля российского кино достигла рекордного значения за последние 10 лет — 25,6%.

В этом году к празднику российских кинематографистов и Дню города Москвы в столице приурочен кинофестиваль «Будем жить!». Основная цель кинофорума — знакомство москвичей и гостей столицы с новыми отечественными картинами и их создателями; расширение зрительской аудитории посредством организации показов под открытым небом, в библиотеках и музеях, а также продвижение работ молодых кинематографистов.

Просмотров 6755

27.08.2019 00:17

Пример



Загрузка...

Популярно в соцсетях