Все о пенсиях в России

вчераВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

вчераВ Тюменской области пенсионерам досрочно выплатят пенсию за апрель

два дня назадСпасателям в регионах со стажем от 25 лет хотят дать право на досрочную пенсию

Александр Чубарьян: школьники посмотрят на мир широким взглядом

Академик РАН рассказал, почему на преподавание всеобщей истории понадобится больше учебных часов

27.01.2022 00:00

Автор: Людмила Глазкова

Александр Чубарьян: школьники посмотрят на мир широким взглядом
Александр Чубарьян © Владимир Трефилов/ РИА Новости

Новую концепцию преподавания в школах России всеобщей истории подготовили в Российской академии наук (РАН) совместно с Российским историческим обществом (РИО). В ней будут гораздо больше рассказывать об Азии, Африке и Латинской Америке, об их вкладе в развитие мировой цивилизации. В чём суть нововведений, рассказал академик, научный руководитель Института всеобщей истории РАН, сопредседатель РИО Александр Чубарьян.

- Александр Оганович, новая концепция знаменует собой отказ от принципа европоцентризма?

- Ничего подобного. В школьном курсе мировой истории Европа по-прежнему занимает около 90 процентов. Просто с давних времён в учебниках большой акцент делался на европейскую историю. Это сохранялось и в советский период, когда о других континентах практически не упоминали. Мы решили поправить такой крен. Да я сам всю жизнь посвятил истории Европы, только что вышла моя большая книга «Европейская идея России», изданная в Париже, Лондоне, Берлине. Как я бы согласился хотя бы на малейшее умаление значения Европы?

Новая концепция отвечает мировому тренду на расширение показа роли других континентов. Наша страна здесь идёт в авангарде. Мои французские коллеги не раз сетовали, что их молодёжь, помимо национальной истории, изучает только историю франкофонских стран, то есть бывших колониальных владений. До сих пор соотношение этих двух предметов — острая тема для многих государств. Но мы считаем, что нельзя быть современным культурным человеком и ничего не знать об истории мира. Эталон здесь — знаменитая кембриджская история, выпущенная в Великобритании. Каждый год она модернизирует разделы по истории других континентов, от чего ничуть не страдает история Европы. Наша концепция, помимо прочего, подчёркивает и роль России в мировой истории.

Как пройдут школьные экзамены в 2022 году

- Разве расширение учебного материала автоматически не сократит европейскую часть в наших учебниках?

- Именно потому что появляется дополнительный материал, есть идея попросить Минпросвещения немного увеличить количество часов на историю. Проект будет закончен в середине февраля, после чего поступит на общественное обсуждение. Так же, как было с концепцией преподавания отечественной истории в школе, в которую мы внесли массу изменений после трёхмесячной публичной дискуссии. Некоторые авторы нынешних учебников уже заявили, что готовы их скорректировать.

- Если взять Африку, с какого периода начнётся освещение её истории?

- У нас разделы не по континентам, а по временным периодам. Скажем, XVII-XVIII века — период европейского Просвещения, развития крупных азиатских стран — Китая, Индии, Японии, колонизации Африки. Это будет не история Гамбии или Замбии, а картина широкими мазками.

Для Африки главные события с XVIII века — колониализм и преодоление колониализма. Там нашли первобытного человека. А разве не интересно знать, как на этом континенте уживается огромное количество народов, племён, как преодолеваются межплеменные различия и расизм, который как явление существовало именно в Африке? Это нужно обществу в целом. Вот сейчас по нашим заявкам Миннауки и высшей школы усиливает контрольные цифры приёма на востоковедение. Ну и правильно. У нас умирает африканистика, её надо поднимать.

- Нововведения уже критикуют сторонники европоцентризма в подаче истории. Но они же выступают за больший демократизм в преподавании краеведения и исключение из него чувствительных эпизодов развития, скажем, национальных регионов. Ваше мнение?

- Сейчас нет единого подхода к региональному компоненту отечественной истории. Это прерогатива полностью местных организаций. В каждом субъекте делают по-своему. Школьные пособия не проходят никакой экспертизы, а трактовка ими событий очень часто противоречит федеральному учебнику. Это острый вопрос, который заботит историков.

На мой взгляд, первое — надо выработать рамку для всех региональных пособий не с точки зрения содержания, а с точки зрения сюжетов. Речь о культурно-этнографическом контексте: культуре региона, этнологии. А общественно-политические формулировки всё-таки должны корреспондироваться с выводами общефедеральных учебников. И второе - желательно проводить экспертизу региональных учебников.

В школах могут появиться киберпсихологи и спецы по деструктиву

- Когда будет принята новая концепция?

- Дату я не назову. Группа авторов — из нашего института, МГУ и других организаций — изучит все предложения после общественного обсуждения, по ним выскажется координатор проекта — РИО, а утвердит концепцию Минпросвещения.

Обновлённая концепция — это навигатор, который рекомендует учителю осветить перечень главных событий, имён и дат мировой истории. Курс преподавания они будут разрабатывать сами. Мы хотим, чтобы наши школьники знали не только про династию Бурбонов, но и про Конфуция. Это нормально. Для России, которая является великим мостом между европейской и азиатской цивилизациями, широкий взгляд на мир особенно важен.