Бюджет Москвы перераспределили на самокаты

Сервисы аренды модной техники развивают в отсутствие чётких законодательных норм

07.10.2021 00:05

Автор: Дмитрий Литвинов

Бюджет Москвы перераспределили на самокаты
  © Василий Кузьмиченок/ТАСС

Столичные власти решили поддержать сервисы проката электросамокатов, выделив им 75 миллионов рублей субсидий. При этом, как рассказали «Парламентской газете» в столичном департаменте транспорта, в бюджете города на 2021 год эти деньги заложены не были. А эксперты отметили, что место новой техники в системе городского транспорта до сих пор чётко не определено.

Учитывая большой спрос

С начала весны только москвичи совершили больше шести миллионов поездок на электросамокатах. Прокатные сервисы развиваются во многих городах — новый транспорт всюду популярен. Две крупнейшие компании по аренде электросамокатов — Urent и Whoosh — открыли представительства в более чем 40 городах России. В парке первой — около 40 тысяч электросамокатов, у второй — порядка 30 тысяч, в том числе семь тысяч в Москве, сообщил «Коммерсантъ». В столице насчитывается больше 800 тысяч активных пользователей этой техники соответственно. Рынок аренды электросамокатов быстро растёт. По оценкам экспертов, крупные игроки привлекли более чем по одному миллиарду рублей инвестиций, а объём рынка в 2021 году может вырасти втрое — до десяти миллиардов рублей.

За время пандемии электросамокаты наряду с велосипедами стали главными средствами передвижения для курьеров и волонтёров, поэтому за год парк проката в Москве увеличился впятеро: с пяти тысяч до 25 тысяч единиц, сообщили «Парламентской газете» в департаменте транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы. Всего же, по данным, размещённым на сайте дептранса, москвичи и гости столицы с 2018 года совершили более семи миллионов поездок на самокате.

Учитывая большой спрос, мэр столицы Сергей Собянин решил поддержать операторов аренды самокатов, выделив им субсидии на дальнейшее развитие — 75 миллионов рублей. Эти деньги позволят компаниям возместить часть затрат на закупку новых электросамокатов в 2020 году. «В этом году мы продолжим развивать культуру шеринга и экологичный городской транспорт. Правительство Москвы будет поддерживать сервисы аренды электросамокатов, предоставив юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям субсидии на дальнейшее развитие», —  сообщил заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов. Его слова приводит официальный сайт  мэра Москвы.

В проект бюджета средства заложены не были, поэтому их выделили в рамках перераспределения региональной казны. «Средства выделили за счёт перераспределения лимитов бюджетных ассигнований, выделенных Департаменту транспорта в бюджете Москвы на 2021 год на реализацию программы «Развитие транспортной системы», — объяснили в дептрансе. Там добавили, что городская субсидия — это единственная государственная поддержка для развития нового транспорта.

По информации ведомства, сервисы аренды электросамокатов включены в транспортный комплекс Москвы, поэтому операторам предоставляют необходимую городскую инфраструктуру — велопарковки для фиксации самокатов. Есть ряд требований: техника должна быть оснащена элементами безопасности, данные о ней передаются в городские мобильные сервисы. Закавыка, однако, заключается в том, что с точки зрения закона самокат, в том числе на электротяге, транспортным средством не является, а тот, кто им управляет, по ПДД остаётся пешеходом. Таким образом, выделение субсидий прокатчикам самокатов формально не может иметь никакого отношения к госпрограмме «Развитие транспортной системы».

Телега впереди лошади

Между тем, по данным МВД, всего в России в первом полугодии произошло 180 ДТП с электросамокатами и прочими средствами индивидуальной мобильности, в результате которых погибли пять человек и почти 190 пострадали.

В столице в рамках повышения безопасности дорожного движения был запущен пилотный проект «медленных зон» — автоматическое снижение скорости самокатов до 15 км/ч в определённых местах города. В список медленных зон вошли крупные парки, центральные улицы, а также наиболее проблемные участки улично-дорожной сети.

Но это не решило проблему кардинально. Часто столкновения электросамокатчиков с пешеходами происходят на тротуарах, но такие случаи не считаются ДТП, поскольку самокат по закону не является транспортным средством, объяснил «Парламентской газете» защитник прав автомобилистов Пётр Шкуматов. «Это как будто вы шли, а вам кто-то наступил на ногу, — сказал он. — Электросамокат не является транспортным средством, он не является ничем, поскольку не записан ни в одном законе».

Сначала нужно определить, какое место занимает электросамокат в системе городского транспорта, прописать правила передвижения и ответственность пользователя, а потом субсидировать прокатные компании, считает Шкуматов. «Сейчас телега идёт впереди лошади: использование электросамокатов никак не регулируется, а развитие сетей проката уже хотят финансировать из бюджета. Я считаю, это преждевременно, — отметил он. — Сервисы проката не уделяют должного внимания безопасности использования своей техники».

Сначала безопасность — потом развитие

В отсутствие единых правил в регионах самокатчиков регулируют по-разному: запрещают движение в отдельных районах, ограничивают предельную скорость и вес агрегата. В июне в Комитете Госдумы по строительству и транспорту предлагали ввести госномера для электросамокатов, обязать их владельцев приобретать полисы ОСАГО, ограничить минимальный возраст для их использования. Тогда же Минтранс выступил с предложением запретить на электросамокатах с массой более 35 килограммов выезжать на тротуары. Таким образом, для двухколёсного транспорта открыта будет исключительно проезжая часть дороги. На платформе для размещения петиций инициативу о запрете электросамокатов поддержали больше трёх тысяч человек.

Читайте также:

• Петербург первым запретил самокаты, хоть и временно

Чёткой законодательной базы всё ещё нет, этот вопрос предстоит решать новой Думе, уверен зампредседателя Комитета по физкультуре, спорту, туризму и делам молодёжи в Госдуме VII созыва Сергей Кривоносов. «Запрещать популярный сервис, конечно, не нужно, — сказал он «Парламентской газете». — Но мы обязаны защитить жизнь и здоровье людей, обеспечить безопасность на дорогах и тротуарах. Только после этого можно думать о развитии».

К депутатам поступают обращения из регионов, в которых люди обеспокоены тем, что самокатами пользуются в том числе дети и они могут выезжать на проезжую часть, добавил Кривоносов. Кстати, для того, чтобы взять модную игрушку в прокат, достаточно скачать мобильное приложение и привязать к нему банковскую карту, а их сегодня выдают даже школьникам.