Большинство проблем обманутых дольщиков можно решить за два-три года

Как считает Николай Николаев, произойдёт это при условии дальнейшего движения в сторону открытости и контроля

Большинство проблем обманутых дольщиков можно решить за два-три года

Депутат Николай Николаев. Фото: пресс-службы парламентария 

Почему карты проблемных объектов в регионах вызывают у людей возмущение, заработает ли в России с 1 января единая информационная система жилищного строительства и почему граждане не инвестируют в недвижимость 20 триллионов рублей вместо того, чтобы хранить деньги под матрасом или размещать их на банковских счетах? Об этом «Парламентской газете» рассказал глава Комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николай Николаев.

- Николай Петрович, когда, наконец, в России исчезнут обманутые дольщики?

- С дольщиками у нас жуткий набор проблем, связанных с неопределённым правовым статусом собственников. Их права были злостно нарушены, и мы теперь должны сделать так, чтобы это не повторялось. Надеемся на эффективную работу созданного государственного компенсационного фонда дольщиков. Его будут наполнять взносы застройщиков, которые обязаны отчислять в него 1,2 процента от каждого договора долевого участия. Эти деньги могут быть использованы на достройку объекта или выплату компенсаций.

Кроме того, уже введены дополнительные требования к застройщикам, которые им, кстати, не очень нравятся, потому что до этого их деятельность почти не регулировалась. Например, на начало строительства застройщик должен иметь на счёте собственные средства в размере не менее 10 процентов от планируемой стоимости проекта.

До этого застройщики собирали триллионы рублей практически без контроля со стороны государства, и именно это привело к печальным последствиям для сотен тысяч людей. Теперь надо работать над введением ответственности собственников компаний — застройщиков и мониторить законодательство на предмет возможных «лазеек».

- Этим занимается созданная в Государственной Думе рабочая группа?

- Да. Депутаты добились того, что Министерство строительства и ЖКХ опубликовало все «дорожные карты» строительства по регионам (пока самыми проблемными регионами по накопленным проблемам являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Московская, Самарская, Омская области, Краснодарский край — прим. ред.). Но мы сейчас критически подходим к оценке достоверности этих карт и качества тех мер, которые там прописаны. В целом ряде регионов граждане, посмотрев эти карты, выложенные в открытом доступе, стали возмущаться, что не видят ряда проблемных объектов. Мы не должны занижать масштаб проблемы — легче от этого никому не станет. Поэтому люди активно обращаются и в министерство, и в Госдуму, и к региональным властям. Тем не менее задача рабочей группы на первом этапе выполнена — мы вывели ситуацию с дольщиками в публичное пространство.

- А дальше?

- А дальше многое будет зависеть от действия или бездействия местных властей. Потому что государство со своей стороны делает очень многое и активно использует свои ресурсы. Только с начала нашей работы с июля этого года в АИЖК поступили заявки на выделение в регионах из федерального фонда порядка 100 участков земли общей площадью более 400 гектаров. Эта земля предоставляется государством бесплатно в качестве механизма привлечения новых застройщиков для завершения строительства проблемных объектов.

- У вас лично есть вопросы к этим дорожным картам?

- Огромное количество. Встречаюсь с обманутыми дольщиками из разных регионов. Многие недовольны. Начинаешь детально рассматривать карты и понимаешь, что часть мер, которые предлагают регионы, просто «взяты с потолка». Например, пишут, что какой-то объект будет достроен в 2019 году, спрашиваешь, что именно будет сделано для этого, и выясняется, что ничего особенного. А откуда тогда взялась дата?

Мы не должны занижать масштаб проблемы — легче от этого никому не станет. Поэтому люди активно обращаются и в министерство, и в Госдуму, и к региональным властям.

Надеюсь, что с 1 января действительно заработает единая информационная система жилищного строительства, где уже в соответствии с принятым нами законом должны быть опубликованы все данные, материалы и документы, которые так или иначе связаны с каждым проектом долевого строительства.

- Как застройщики реагируют на создание этой системы?

- По-разному, они не привыкли к регулированию своей сферы. Из регионов шлют петиции с предложениями вернуть в законодательство ряд положений, которые были раньше. Например, снова дать возможность одной компании строить по нескольким разрешениям на строительство или использовать вместо одного несколько банковских счетов. А ведь именно это и позволяло недобросовестным застройщикам обманывать граждан. Тогда я спрашиваю: с какой же целью вы предлагаете всё это вернуть?

- Но добросовестные застройщики тоже ведь есть.

- Конечно, есть. Со многими крупными строительными компаниями, которые входят в Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и торгово-промышленную палату, я лично говорил и сделал вывод, что они понимают: принятые меры помогут восстановить доверие к рынку жилищного строительства как со стороны банков, так и со стороны граждан.

3,5 триллиона рублей было вложено россиянами в долевое строительство за всю его историю — 12 лет. В соответствии с данными, которые приводят разные службы, на руках у людей и в депозитах сейчас находится порядка 20 триллионов рублей. Представляете, какие это возможности для строительной отрасли, если граждане начнут вкладывать свои средства как дольщики? Поэтому, если мы говорим о безопасной системе долевого строительства, подконтрольной государству, с понятными требованиями к понятным игрокам, то надо начинать диалог с банковским сообществом и Центробанком. Надо показать, что отрасль стала более надёжной и достойна льготных условий кредитования. В целом я уверен: при условии дальнейшего движения в сторону открытости и контроля мы за два-три года решим 90 процентов проблем вс­ех обманутых дольщиков и восстановим доверие к долевому строительству.

- Ещё одна «больная» тема, которой занимается ваш комитет, — «лесная амнистия». Почему она идёт со скрипом? На что в связи с «лесной амнистией»​ жалуются вам люди?

- Одна из серьёзных проблем — это пассивность региональных органов исполнительной власти, которые не хотят вчитаться в принятый закон. Чиновники, видимо, до сих пор живут в ожидании дополнительных разъяснений, хотя недавно исчерпывающие ответы на все дополнительные вопросы от Реестра получили. Кстати, подробные разъяснения о правоприменении «лесной амнистии» разработал и Рослесхоз.

Граждане жалуются на бездействие местных властей. Объём спорных пересечений земельных участков с границами лесного фонда огромен, и в одночасье устранить все несоответствия не получится. Над этим совместно работают Росреестр и Рослесхоз, которые полностью закончат свою работу только к 2024 году.

До 1 декабря, в соответствии с Постановлением Госдумы, мы должны представить доклад коллегам-депутатам о первых результатах действия закона о «лесной амнистии». Затем будет принято решение о целесообразности продолжения действия этой рабочей группы.

Я думаю, что 17 октября на следующем заседании рабочей группы, которая создана в соответствии с Постановлением Госдумы и призвана контролировать правоприменительную практику в части реализации закона, мы будем обсуждать, каким образом поступить людям, которым надо отмежевать участок, а в реестрах всё ещё нет порядка.

А 24 октября в ситуационном центре Госдумы пройдут парламентские слушания с дистанционным участием регионов, которые показали наибольшее количество вышеупомянутых пересечений. По итогам проведённого нашим комитетом анализа представленной субъектами информации, по пересечениям лидируют Московская, Иркутская, Волгоградская, Тверская области. До 1 декабря, в соответствии с постановлением Госдумы, мы должны представить доклад коллегам-депутатам о первых результатах действия закона о «лесной амнистии».

Затем будет принято решение о целесообразности продолжения действия этой рабочей группы.

- Вы считаете, корректировать этот закон не нужно?

- Предлагаю дождаться парламентских слушаний, а сейчас важно объективно смотреть на то, как на практике реализуются положения документа. Но пока объективных данных, указывающих на такую необходимость, нет.

- Какие ещё проблемы есть сегодня в связи с использованием лесных территорий?

- Их множество. Мы продолжаем работать над принятым в первом чтении законопроектом о защитных лесах. Кроме того, предстоит решать вопросы компенсации в связи с вырубками древесины. Эти вопросы будут подняты на парламентских слушаниях 16 ноября, посвящённых 10-летию принятия Лесного кодекса.

Пока что у Правительства и депутатов нет общего понимания того, каким он должен быть в результате. У нас в «в портфеле» ле­жат четыре законопроекта по лесу от кабмина и порядка 10 депутатских инициатив на ту же тему.



Автор: Ксения Редичкина

Просмотров 1472

12.10.2017

Популярно в соцсетях