Безопасность на предприятиях предложили усилить дистанционным контролем
В России должны быть сформированы правовые основы внедрения дистанционных методов мониторинга в области промышленной безопасности.
Соответствующий проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» размещён на федеральном портале проектов правовых актов.
Приоритетная программа в сфере промышленной безопасности, как отмечается в сопроводительных документах к инициативе, предусматривает переход от всеобъемлющего контроля к дифференцированному планированию проверок, которые будут проводиться в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Это, как отмечают авторы инициативы, увеличит охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно уменьшить нагрузку на подконтрольные субъекты, не представляющие угрозы причинения вреда таким ценностям.
В рамках внедрения риск-ориентированного подхода предусмотрено развитие систем управления рисками в контрольно-надзорных органах, в том числе в части создания массивов «больших данных» и с их использованием на регулярной основе переоценивание рисков в зависимости от фактического состояния объектов.
Тенденция госполитики в области осуществления контрольно-надзорной деятельности, направленная на переход к риск-ориентированной модели, категорирование объектов по классам опасности, территориальная специфика расположения опасных производственных объектов требуют модернизации подходов в осуществлении контрольно-надзорной деятельности и перераспределения ограниченных временных, кадровых, финансовых ресурсов в соответствии с рисками опасности в области промышленной безопасности.
Необходимость широкого использования информационных систем и дистанционного мониторинга в области промышленной безопасности подтверждает и успешный мировой опыт, который реализуется в данной сфере.
На сегодняшний день в России отмечается широкое применение организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, в рамках контроля автоматизированных комплексов, позволяющих дистанционно контролировать параметры безопасности на опасных производственных объектах.
Технологически подобный контроль применяется в рамках систем управления промышленной безопасностью, при создании систем противоаварийной защиты и автоматики, осуществляемой эксплуатирующими организациями в соответствии с требованиями федеральных норм и правил промышленной безопасности, а также в составе структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий.
Вместе с тем, сведения, содержащиеся в информационных системах эксплуатирующих организаций, не могут быть применены в деятельности федеральных органов власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния их исполнения.
Законопроект уточняет требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта в части организации производственного контроля, обязывает организации, эксплуатирующие опасный производственный объект, осуществлять дистанционный контроль технологических процессов на объекте и передаче в автоматизированном режиме в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности информации о значениях параметров, определяющих безопасность опасного производственного объекта.
Кроме того, предлагаемая законодательная новелла вводит понятие «государственный мониторинг в области промышленной безопасности».
В этой связи осуществляемая в рамках дистанционного мониторинга интеграция показателей информационных систем эксплуатирующих организаций в единую систему мониторинга промышленной безопасности позволит снизить административное давление на бизнес и оптимизировать контрольно-надзорную деятельность в промышленной безопасности, сформировать систему информационного обеспечения анализа риска возникновения аварий на опасных производственных объектах и повысить эффективность функционирования подсистемы контроля за химически опасными и взрывоопасными объектами Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям других международных договоров России.
Принятие законопроекта поспособствует достижению целей и задач действующей госпрограммы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».
Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, будет осуществляться в пределах установленной Правительством численности работников центрального аппарата и территориальных органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Ростехнадзору в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.