Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Антисоциальная реклама

Всегда ли полезна социальная реклама?

02.08.2017 16:14

Всё чаще операторы наружной рекламы требуют освободить их от арендных платежей в обмен на размещение социальной рекламы на неликвидных щитах. Как следствие — местные бюджеты теряют большие деньги. Как вести себя местным властям и что рекомендуют им федеральные регуляторы?

Социальная реклама призвана обратить внимание на проблемы общества и повлиять на поведение людей. Это один из каналов связи власти и общества. Федеральный закон «О рекламе» определяет социальную рекламу так: «Информация… направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства». Ключевая фраза тут — это «обеспечение интересов государства».  Если в результате размещения социальной рекламы местные бюджеты теряют реальные деньги, то, согласитесь, это не совсем в интересах государства. Ведь получается так, что с помощью размещения социальной рекламы убытки бизнесменов перекладываются на граждан. 

По закону 5 процентов российской рекламы должно носить социальный характер. Это означает, что заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объёма распространяемой им рекламы. Такая «квота» появилась не случайно. По мнению законодателей и экспертов, разрабатывавших Федеральный закон «О рекламе», этого достаточно для информирования населения о приоритетных государственных и региональных социальных программах. Тем более что до принятия этого норматива социальная реклама составляла по стране менее 2 процентов  от общего объёма.

Логично и справедливо, что, размещая обязательную социальную рекламу, владельцы конструкций должны быть освобождены от арендных платежей в муниципальный бюджет. Фирмы самостоятельно изготовили и разместили социальную рекламу, за это городские власти освободили фирмы от арендной платы. Всё понятно.

Однако эта благородная идея, как это часто бывает, в реальной жизни преобразилась до неузнаваемости. Вместо пользы социальная реклама начинает приносить вред. Почему и как это происходит? Не секрет, что объём непроданных поверхностей у рекламщиков порой достигает 40-50 процентов. Так почему бы не освободиться от арендных платежей в муниципальные бюджеты, используя размещение на неликвидных поверхностях социальной рекламы? Неудивительно, что такая инициатива размещения социальной рекламы на пустующих рекламных конструкциях исходила от самих рекламных компаний. Сегодня в некоторых регионах такие «списания» приводят к существенным потерям местных бюджетов, притом на самом деле у нас отсутствуют понятные обществу механизмы оценки целесообразности и реальной эффективности социальной рекламы. Программы её распространения часто неадекватны, а отдельные изображения вызывают шок у населения и даже дают обратный эффект.

В качестве примера возьмём Московскую область, где 60 процентов рекламных конструкций размещены на муниципальной собственности. Ежегодные платежи рекламных операторов в бюджет составляют в Одинцовском районе от 185 миллионов рублей, в городских округах Химки — от 146 миллионов, в Люберцах — более 90 миллионов, в Красногорске — 76 миллионов, в  Мытищах — 70 миллионов, в Балашихе — 57 миллионов и так далее. В целом по Московской области в 2017 году, по оценке экспертов областного правительства, совокупные поступления в муниципальные бюджеты от наружной рекламы  могут составить около 1,5 миллиарда рублей. Если речь идёт об освобождении операторов от 30-40 процентов платежей ради размещения билбордов с социальными сюжетами, то муниципалитеты недополучают сотни миллионов рублей. Рекламные операторы регулярно обращаются в районные администрации с подобными просьбами. При этом проблема в том, что внешне  аргументация рекламщиков выглядит очень убедительно, хотя на самом деле за этим часто стоит понятное желание уменьшить собственные убытки. Но с точки зрения здравого смысла очевидно: вряд ли рекламные щиты (пусть  теоретически и с полезной для общества информацией) могут заменить реальные деньги, которые можно направить на решение конкретных задач, стоящих перед главами районов и городских округов. Поэтому неудивительно, что подобная практика освобождения рекламных компаний от платежей в бюджет за размещение социальной рекламы на неликвидных щитах обратила на себя внимание прокуратуры, которая увидела в этом прямой ущерб местным бюджетам.

Рекламщики также заявляют, что власть должна поддерживать бизнес, освобождая от арендных платежей в бюджет в обмен на размещение социальной рекламы. Местные администрации последовательно демонстрируют готовность вести конструктивный диалог с деловым сообществом, однако вынуждены соблюдать баланс интересов бизнеса и общества. Рынок наружной рекламы в 2016-2017 годах демонстрирует уверенный рост. В таком контексте местным властям гораздо лучше использовать рост рынка для наполнения бюджета, нежели для размещения рекламы с прямым ущербом для собственных финансов. Безусловно, главам районов и городским округов в данном случае придётся проявить принципиальность, как это делают главы Одинцовского района, городского округа Красногорск и Химки.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) рекомендует (решение от 11.07.2017 № 78/20598/17) придерживаться предусмотренной федеральным законом пятипроцентной нормы: организаторам рекламных торгов и конкурсов не требовать от рекламщиков больше площадей под социальную рекламу, но и не отдавать предпочтение тем участникам, кто предложит безвозмездно разместить больше социальной рекламы. Федеральные регуляторы дают чётко понять: освобождение рекламных операторов от арендной платы в обмен на бесплатное размещение социальной рекламы не отвечает сегодня интересам государства и общества.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 3380