Он ушел, но остались память о нем и его творческое наследие, которое нужно изучать и делать выводы.
В крайне тяжелое для нашей страны время, февраль 2009 года, Евгений Максимович выступил в качестве президента Торгово-промышленной палаты России на страницах нашего журнала со статьей «Шесть шагов, необходимых для преодоления кризиса». Тогда мы только пережили последствия дефолта 1998 года. И многие «вызовы» того времени перекликаются с сегодняшними.
Поэтому в память о великом гражданине нашей страны мы решили повторить основные положения той статьи, которые, на наш взгляд, актуальны и сегодня. Итак, слово Евгению Максимовичу Примакову:
Быстро минуло то время, когда утверждалось, что проводимая в России финансовая политика сделает нас островком стабильности в бушующем море. Правительство уже предприняло целый ряд антикризисных мер. Однако давление кризиса на российскую экономику не ослабевает, скорее даже усиливается. Дна его пока, к сожалению, не видно. Но момент истины в споре: нужна или не нужна регулирующая роль государства в движении России к цивилизованному рынку — наступил.
Собственно, о причинах кризиса сказано уже немало. Теперь о путях выхода из него и конкретных проблемах, требующих незамедлительных решений. Хочу сразу подчеркнуть, что считаю правильным и необходимым осуществление антикризисных мер на государственно-предпринимательском уровне, в тесном партнерском взаимодействии сторон.
Первая проблема. Обеспечить выполнение в срок огромного внешнего корпоративного долга. Наши крупнейшие предприятия в условиях недостаточной ликвидности и сверхвысоких процентов отечественной кредитно-банковской системы безудержно брали кредиты и займы за рубежом. К этому привела политика финансовых властей, далеких от понимания необходимости превратить нашу банковскую систему в важный источник кредитования отечественного производителя. Причем преобладающая часть внешних заемщиков — это компании государственные или с контрольным пакетом в руках государства…
Между тем жизненно необходимо целенаправленное выделение значительных государственных средств на спасение и развитие реальной экономики, реализацию социальных программ, минимизацию тяжелых последствий кризиса для населения. Весьма велика личная ответственность руководства крупных банков и сырьевых компаний за выплату зарубежной задолженности. В интересах всего предпринимательства, национальной экономики и общества в целом имеет смысл создать в таких компаниях на время наблюдательные советы с участием правительственных чиновников и, скажем, представителей Счетной палаты, Госдумы с правом вето на любые решения, противоречащие мобилизации их финансовых средств на погашение внешних долгов. Правительство РФ, безусловно, должно субсидировать такие корпорации только в случае отсутствия у них реальных возможностей погашения внешней задолженности. Следует исключить перспективу государственных субсидий, продавленных «группами влияния», лоббирующими интересы крупнейших предпринимателей.
Вторая проблема. Экономический кризис привел к тому, что внешние заимствования перестали быть основным источником финансирования развития нашей экономики. Во весь рост встала задача создания системы, обеспечивающей экономику длинными деньгами. Особое внимание, конечно, нужно уделить укреплению кредитно-банковского сектора — не только четырех основных банков, но всего сектора.
Правительство правильно поступило, начав антикризисные меры с увеличения ликвидности российских банков. Однако при этом не было учтено, что корпоративные интересы банков придут в противоречие с интересами реальной экономики, которая в результате не получила адресованные ей через банковскую систему государственные средства. Способствовать исправлению положения призвано назначение представителей Банка России в коммерческие банки с правом контроля за использованием государственных средств. С этим ни в коем случае медлить нельзя.
Требуется дальнейшее усиление контроля за кредитной политикой банковского сектора. Это может быть распространено и на фиксацию процентных ставок, по которым, с одной стороны, банки получают государственные средства и с другой — кредитуют ими предприятия реального сектора. Если необходимо изменить нормативную базу, идти и на это. Хотел бы подчеркнуть, что в данной ипостаси банки выступают не как коммерческие структуры, которые стремятся использовать обстановку и получить запредельную маржу, а как агенты государства.
Третья проблема. Нельзя опускать руки и обреченно ждать окончания кризиса. Важнейшая цель на 2009 год — приложить максимум усилий для обеспечения экономического роста.
У нас нет времени на раскачку. Еще в докризисное время крайне медленно протекал процесс развертывания в России венчурной индустрии… Положение усугубляется тем, что сегодня многие отечественные компании вообще прекращают финансирование венчурных направлений. Обостряется и без того острая проблема развития наукоемкого производства.
Средство переломить обстановку — радикальные налоговые новации. В первую очередь необходимо понижение ставок и совершенствование администрирования НДС…
Четвертая проблема. Деловые круги всячески поддерживают решение председателя Правительства Владимира Путина открыть «второй антикризисный фронт» непосредственно в реальном секторе экономики. Предприятиям обещаны расширение госзаказа, субсидирование процентных ставок по кредитам, реструктуризация налоговой задолженности, налоговый кредит и при необходимости участие государства в их капитале.
Если намеченное осуществится, это явится громадным подспорьем для российской экономики. Торгово-промышленные палаты готовы стать компетентными участниками процесса выявления объектов государственной поддержки в регионах и муниципалитетах. В первую очередь в ней нуждаются ведущие предприятия, особенно градообразующие. Разноплановая государственная поддержка должна надежно доходить до своего адресата.
Во время кризиса особое значение приобретают меры против коррупции, рейдерских захватов, экономической преступности, против того, что наносит огромный ущерб предпринимательству и в то же время способствует понижению доходной части консолидированного государственного бюджета.
Пятая проблема. В условиях кризиса особого внимания требует малое предпринимательство… Развитие этого сектора — действенное средство против уже начавшегося роста незанятой части населения. ТПП многократно поднимала вопрос об увеличении до 100 миллионов рублей предельного объема годового оборота, позволяющего предприятиям работать по упрощенной схеме налогообложения. Тем более что… происходит «плавная» девальвация рубля… Пора от поддержки на словах переходить к реальным шагам: введению отсрочек и налоговых каникул для малых предприятий, выделению целевых финансовых ресурсов с целью кредитования микрофинансовых компаний.
В кризисный период особую роль могут сыграть общественные работы. Они должны быть нацелены не только на смягчение проблемы занятости, но и на решение таких злободневных вопросов, как строительство дорог, мостов, полная газификация страны…
Шестая проблема. Кризисные явления уже ударяют по российскому населению. На макроэкономическом уровне предпринимаются меры для сдерживания инфляции. Однако прогнозируется ее нарастание. Увеличение пенсий и зарплат бюджетникам, даже если оно выше инфляционного роста, положения не спасет. Мы должны пристально отслеживать процессы, происходящие в частном секторе… Поэтому мы считаем, что должны перестать дремать профсоюзы, защищающие права работников частного сектора.
Несколько слов о плоском налоге. Напомню, что такое далеко не социально ориентированное государство, как Великобритания, в качестве одной из антикризисных мер намерено увеличить с 40 до 45 процентов подоходный налог для лиц с годовым доходом от 223 тысячи долларов и выше. Такое же направление налоговой практики принимают в США. Необходимо подумать об этом и нам.
Одновременно следует поддержать и рекомендовать продолжить правительственные меры, направленные на сокращение роста тарифов естественных монополий. Он не только съедает добавки к пенсиям и зарплатам, но и создает тяжелые условия для большинства предприятий, вызывая сокращение производства и увольнение работников.
Антикризисная практика в таких несхожих странах, как США и Китай, одним из основных направлений избрала рост внутреннего платежеспособного спроса. Это актуально и для нас, с учетом российской специфики. Вместе с тем стимулирование роста жизненного уровня населения должно быть тесно увязано с поддержкой отечественного бизнеса… Опыт конца 90-х годов свидетельствует об очень большом значении импортозамещения для выхода из кризиса. Нельзя забывать в этой связи и о селе. Правительство пошло на беспрецедентное финансирование аграрно-промышленного комплекса. Необходим жесткий контроль за выделением и использованием этих средств.
Я уверен в том, что наше государство вместе с предпринимательским сообществом справится с задачами нелегкого кризисного периода».
Вот такая статья Евгения Максимовича. Подчеркнем, что написана она была в начале 2009 года, а такое впечатление, что вчера.