Все о пенсиях в России

00:00Прабабушкам и прадедушкам пересчитают пенсии

вчераВоенным пенсионерам увеличат выплаты в октябре

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

Антикризисный план академика Примакова

«В эти скорбные, тяжелые минуты мы еще больше осознаем весь масштаб личности Евгения Максимовича и уже с высоты прожитой им жизни понимаем колоссальную ценность его опыта, мудрости, интеллекта, нравственных устоев и безупречного профессионализма. Безусловно, это был великий гражданин нашей страны». В этих прощальных словах Президента России Владимира Путина сконцентрирована оценка всей значимости Евгения Максимовича Примакова для современной истории нашей страны.

13.07.2015 15:56

Антикризисный план академика Примакова
Фото Игорь Самохвалов
Евгений Максимович Примаков, бывший президент Торгово-промышленной палаты России
 
Он ушел, но остались память о нем и его творческое наследие, которое нужно изучать и делать выводы.
 
В крайне тяжелое для нашей страны время, февраль 2009 года, Евгений Максимович выступил в качестве президента Торгово-промышленной палаты России на страницах нашего журнала со статьей «Шесть шагов, необходимых для преодоления кризиса». Тогда мы только пережили последствия дефолта 1998 года. И многие «вызовы» того времени перекликаются с сегодняшними.
 
Поэтому в память о великом гражданине нашей страны мы решили повторить основные положения той статьи, которые, на наш взгляд, актуальны и сегодня. Итак, слово Евгению Максимовичу Примакову:
 
Быстро минуло то время, ког­да утверждалось, что прово­димая в России финансовая политика сделает нас островком ста­бильности в бушующем море. Прави­тельство уже предприняло целый ряд антикризисных мер. Однако давление кризиса на российскую экономику не ослабевает, скорее даже усиливается. Дна его пока, к сожалению, не видно. Но момент истины в споре: нужна или не нужна регулирующая роль государ­ства в движении России к цивилизо­ванному рынку — наступил.
 
Собственно, о причинах кризиса сказано уже немало. Теперь о путях выхода из него и конкретных пробле­мах, требующих незамедлительных решений. Хочу сразу подчеркнуть, что считаю правильным и необходимым осуществление антикризисных мер на государственно-предпринимательском уровне, в тесном партнерском взаимо­действии сторон.
 
Первая проблема. Обеспечить вы­полнение в срок огромного внешнего корпоративного долга. Наши крупней­шие предприятия в условиях недостаточной ликвидности и сверхвысоких процентов отечественной кредитно-банковской системы безудержно бра­ли кредиты и займы за рубежом. К этому привела политика финансовых властей, далеких от понимания необ­ходимости превратить нашу банков­скую систему в важный источник кре­дитования отечественного произво­дителя. Причем преобладающая часть внешних заемщиков — это компании государственные или с контрольным пакетом в руках государства…
 
Между тем жизненно необходимо целенаправленное выделение значи­тельных государственных средств на спасение и развитие реальной эконо­мики, реализацию социальных про­грамм, минимизацию тяжелых послед­ствий кризиса для населения. Весьма велика личная ответственность руко­водства крупных банков и сырьевых компаний за выплату зарубежной задолженности. В интересах всего предпринимательства, национальной экономики и общества в целом имеет смысл создать в таких компаниях на время наблюдательные советы с уча­стием правительственных чиновни­ков и, скажем, представителей Счет­ной палаты, Госдумы с правом вето на любые решения, противоречащие мобилизации их финансовых средств на погашение внешних долгов. Прави­тельство РФ, безусловно, должно суб­сидировать такие корпорации только в случае отсутствия у них реальных возможностей погашения внешней за­долженности. Следует исключить пер­спективу государственных субсидий, продавленных «группами влияния», лоббирующими интересы крупнейших предпринимателей.
 
Вторая проблема. Экономический кризис привел к тому, что внешние заимствования перестали быть ос­новным источником финансирования развития нашей экономики. Во весь рост встала задача создания системы, обеспечивающей экономику длинными деньгами. Особое внимание, конечно, нужно уделить укреплению кредитно-банковского сектора — не только четы­рех основных банков, но всего сектора.
 
Правительство правильно поступи­ло, начав антикризисные меры с увеличения ликвидности российских бан­ков. Однако при этом не было учтено, что корпоративные интересы банков придут в противоречие с интересами реальной экономики, которая в ре­зультате не получила адресованные ей через банковскую систему госу­дарственные средства. Способствовать исправлению положения призвано на­значение представителей Банка Рос­сии в коммерческие банки с правом контроля за использованием государ­ственных средств. С этим ни в коем случае медлить нельзя.
 
Требуется дальнейшее усиление контроля за кредитной политикой банковского сектора. Это может быть распространено и на фиксацию про­центных ставок, по которым, с одной стороны, банки получают государ­ственные средства и с другой — кре­дитуют ими предприятия реального сектора. Если необходимо изменить нормативную базу, идти и на это. Хотел бы подчеркнуть, что в данной ипостаси банки выступают не как коммерческие структуры, которые стремятся использовать обстановку и получить запредельную маржу, а как агенты государства.
 
Третья проблема. Нельзя опу­скать руки и обреченно ждать окон­чания кризиса. Важнейшая цель на 2009 год — приложить максимум уси­лий для обеспечения экономического роста.
 
У нас нет времени на раскачку. Еще в докризисное время крайне медлен­но протекал процесс развертывания в России венчурной индустрии… Поло­жение усугубляется тем, что сегодня многие отечественные компании во­обще прекращают финансирование венчурных направлений. Обостряется и без того острая проблема развития наукоемкого производства.
 
Средство переломить обстановку — радикальные налоговые новации. В первую очередь необходимо пониже­ние ставок и совершенствование ад­министрирования НДС…
 
Четвертая проблема. Деловые круги всячески поддерживают реше­ние председателя Правительства Вла­димира Путина открыть «второй анти­кризисный фронт» непосредственно в реальном секторе экономики. Пред­приятиям обещаны расширение госзаказа, субсидирование процентных ставок по кредитам, реструктуризация налоговой задолженности, налоговый кредит и при необходимости участие государства в их капитале.
 
Если намеченное осуществится, это явится громадным подспорьем для российской экономики. Торгово-про­мышленные палаты готовы стать ком­петентными участниками процесса выявления объектов государственной поддержки в регионах и муниципали­тетах. В первую очередь в ней нужда­ются ведущие предприятия, особенно градообразующие. Разноплановая государственная поддержка должна надежно доходить до своего адресата.
 
Во время кризиса особое значение приобретают меры против коррупции, рейдерских захватов, экономической преступности, против того, что нано­сит огромный ущерб предпринима­тельству и в то же время способствует понижению доходной части консоли­дированного государственного бюд­жета.
 
Пятая проблема. В условиях кри­зиса особого внимания требует малое предпринимательство… Развитие это­го сектора — действенное средство против уже начавшегося роста незаня­той части населения. ТПП многократ­но поднимала вопрос об увеличении до 100 миллионов рублей предельно­го объема годового оборота, позво­ляющего предприятиям работать по упрощенной схеме налогообложения. Тем более что… происходит «плавная» девальвация рубля… Пора от поддерж­ки на словах переходить к реальным шагам: введению отсрочек и налого­вых каникул для малых предприятий, выделению целевых финансовых ре­сурсов с целью кредитования микрофинансовых компаний.
 
В кризисный период особую роль могут сыграть общественные работы. Они должны быть нацелены не только на смягчение проблемы занятости, но и на решение таких злободневных во­просов, как строительство дорог, мо­стов, полная газификация страны…
 
Шестая проблема. Кризисные яв­ления уже ударяют по российскому населению. На макроэкономическом уровне предпринимаются меры для сдерживания инфляции. Однако про­гнозируется ее нарастание. Увеличение пенсий и зарплат бюджетникам, даже если оно выше инфляционного роста, положения не спасет. Мы должны при­стально отслеживать процессы, проис­ходящие в частном секторе… Поэтому мы считаем, что должны перестать дремать профсоюзы, защищающие права работников частного сектора.
 
Несколько слов о плоском налоге. Напомню, что такое далеко не соци­ально ориентированное государство, как Великобритания, в качестве одной из антикризисных мер намерено уве­личить с 40 до 45 процентов подоход­ный налог для лиц с годовым доходом от 223 тысячи долларов и выше. Такое же направление налоговой практики принимают в США. Необходимо поду­мать об этом и нам.
 
Одновременно следует поддержать и рекомендовать продолжить прави­тельственные меры, направленные на сокращение роста тарифов естествен­ных монополий. Он не только съедает добавки к пенсиям и зарплатам, но и создает тяжелые условия для боль­шинства предприятий, вызывая со­кращение производства и увольнение работников.
 
Антикризисная практика в таких несхожих странах, как США и Китай, одним из основных направлений из­брала рост внутреннего платежеспо­собного спроса. Это актуально и для нас, с учетом российской специфики. Вместе с тем стимулирование роста жизненного уровня населения долж­но быть тесно увязано с поддержкой отечественного бизнеса… Опыт конца 90-х годов свидетельствует об очень большом значении импортозамещения для выхода из кризиса. Нельзя забывать в этой связи и о селе. Пра­вительство пошло на беспрецедентное финансирование аграрно-промышленного комплекса. Необходим жесткий контроль за выделением и использо­ванием этих средств.
 
Я уверен в том, что наше государ­ство вместе с предпринимательским сообществом справится с задачами нелегкого кризисного периода».
 
Вот такая статья Евгения Максимовича. Подчеркнем, что написана она была в начале 2009 года, а такое впечатление, что вчера.
Читайте нас в Дзен
Просмотров 5056