Альма-матер премьеров, министров, генералов, ученых и литераторов
В октябре 205 лет со дня открытия отмечает знаменитый Царскосельский лицей
ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ
19 октября 1811 года по указанию императора Александра I открылся Царскосельский лицей. Заведение уникальное: оно сочетало и школу, и вуз. Студенты не делились на факультеты, а получали самые широкие знания во всех областях. И если бы Лицей за всю свою историю выпустил только Пушкина, уже этого было бы достаточно, чтобы считать его миссию выполненной. Но среди его воспитанников — два премьер-министра России, четыре министра финансов, пять министров иностранных дел, пять министров народного образования, а еще министры юстиции, выдающиеся ученые, путешественники, генералы и адмиралы. И разумеется, литераторы, как, например, Михаил Салтыков-Щедрин. За 106 лет — а именно столько просуществовал Лицей — он выпустил всего-то две с половиной тысячи человек. Но немного найдется вузов, имеющих столь роскошную галерею великих воспитанников.
А все благодаря новой революционной системе преподавания и воспитания. Сегодня это бы назвали экспериментом, пилотным проектом. Но он получился на редкость удачным. И что-то из того опыта стоило бы взять на вооружение и нам.
Если бы Лицей за всю свою историю выпустил только Пушкина, уже этого было бы достаточно, чтобы считать его миссию выполненной»
АВТОРСКИЙ КУРС
История Царскосельского лицея началась в декабре 1808 года, когда ближайший сподвижник Александра I Михаил Сперанский зачитал государю свою записку «Об усовершенствовании общего народного воспитания». К ней прилагался проект «Предварительных правил для специального Лицея». Там было записано, что новое учебное заведение создается «для воспитания и образования юношества, особо предназначенного к важным частям службы государственной». То есть Лицей должен был стать кузницей кадров для российского чиновничества — прогрессивного, просвещенного.
Идея императору понравилась, только встал вопрос: а кто же будет их учить по-новому? И вскоре двенадцать лучших выпускников Педагогического института отправились на трехгодичную стажировку в Европу: в Геттинген, Сорбонну и другие лучшие университеты. Именно из них и набрали потом первых профессоров Лицея.
Указ о создании Лицея император подписал в августе 1810 года, а открылся он в октябре 1811-го. Больше года ушло на подготовку: нужно было перестроить флигель великих княжон в Царском Селе, оборудовать классы и дортуары, пошить мундиры для воспитанников.
И все же подготовиться на сто процентов было невозможно: в России просто не было учебников, по которым можно было учить передовую молодежь. В наличии имелся только учебник французской грамматики, написанный одним из первых профессоров Лицея Давидом де Будри — под этим именем в России жил Давид Марат, младший брат вождя французских якобинцев. Других учебников не было.
- Поэтому происходило то, что сегодня мы называем «авторский курс». Профессора сами придумывали, как и чему они будут учить лицеистов, а уже потом, через несколько лет, они оформили это в виде учебников и методических пособий, — рассказал Сергей Некрасов.
ПОЧВА ДЛЯ РЕФОРМЫ
Комната №14 в Царскосельском лицее, где с 1811 по 1817 год жил и учился Александр Сергеевич Пушкин / Фото предоставлено Медиацентром Всероссийского музея А.С. Пушкина
|
К началу XIX века образованием в России худо-бедно, но занимались. Почти век был Петербургскому университету, полвека — Московскому. При учрежденной Петром I Академии наук работала гимназия, еще одна при МГУ, причем там было два отделения — для дворян и разночинцев. В Петербурге Шляхетский кадетский корпус готовил пехотных офицеров, а Академия художеств — живописцев и скульпторов.
- Образование, конечно, было, но это была не система, — констатировал Сергей Некрасов. — Зато система была в Австро-Венгрии, где серб Федор Янкович де Мириево успешно провел школьную реформу. И вот этого Янковича Екатерина II в 1782 году пригласила в Россию. Он создал систему школ в Москве и Петербурге, при нем открылся Смольный институт благородных девиц, а затем и отделение для мещанских дочек. И именно на эту почву Сперанский и «посадил» Лицей.
В первом наборе было 30 мальчиков. На открытие пришел Александр I — когда все было готово, первый директор Лицея Василий Малиновский через специально построенный переход прошел в Екатерининский дворец и пригласил императора. В общем, все было очень торжественно.
- А через шесть лет, 9 июня 1817 года, эта сцена повторилась — состоялся первый выпуск Лицея, — продолжает руководитель музея. — Опять вошел Александр I, но в тот раз праздник был, как вспоминал Иван Пущин, «тих и скромен» — государь просто вручил дипломы. Мы через год будем отмечать 200-летие первого выпуска и надеемся, это будет не так тихо и скромно, как тогда.
Учеба состояла из двух курсов по три года: сначала изучалась программа старших классов гимназии, затем — университетские дисциплины, в основном словесного, физико-математического и нравственно-политического факультетов. Учеников набирали сначала раз в три года, а потом — ежегодно. Между курсами был переходной экзамен. Первый раз воспитанники его сдавали в 1815 году. На экзамен по словесности приехал самый выдающийся поэт той эпохи Гаврила Державин. И в его присутствии юный Пушкин читал свои стихи «Воспоминания в Царском Селе».
- Профессор Александр Галич предложил ученикам написать собственные стихи, и многие так и сделали, — пояснил Сергей Некрасов. — Но не все, так как ребята знали, что будет Державин, некоторые читали его произведения. А вот Пушкин читал свои. Кюхельбекер тоже, но он написал тягомотину. Хорошие стихи написал Алексей Илличевский, он считался тогда главным лицейским поэтом. Читал свое и Антон Дельвиг. Вообще, традиция стихосложения в Лицее была всегда, до самого конца. После 1917 года, когда Лицей закрыли, около семисот выпускников и преподавателей уехали в эмиграцию — и продолжали писать стихи там, издавали сборники. Последний лицейский поэт умер в 1970 году — и он писал до последних своих дней.
Но тогда, в 1815 году, 72-летний Державин пришел в восторг от стихов Пушкина. Тем же вечером в своем особняке на Фонтанке старик сказал известному прозаику Сергею Аксакову: «Скоро миру явится второй Державин, который уже перещеголял многих писателей, а мой век прошел».
СЕКРЕТЫ УСПЕХА
- Сегодня полезно было бы изучить наработки Лицея, — посоветовал нынешним педагогам Некрасов.
Например, в Лицее преподаватели с первых лет определяли склонности ученика и создавали условия для их развития. Так, в первом «пушкинском» наборе половина ребят проявила склонность к военной службе. И к ним специально приезжали офицеры на дополнительные занятия. У будущего министра иностранных дел Александра Горчакова оказались способности к дипломатической работе, и ему из коллегии иностранных дел привозили настоящие документы, чтобы юноша учился их анализировать, писать ответы. Александр Пушкин и Сергей Ломоносов интересовались историей — и их отпускали к жившему через три дома Николаю Карамзину, так что молодые люди стали первыми слушателями «Истории государства Российского».
- Никого насильно не заставляли заниматься тем, к чему у него не было способностей, — отметил Сергей Некрасов, чем, наверное, вызвал ужас у нынешних учителей. — Замечательный профессор Яков Карцов не донимал Пушкина своей математикой, понимая, что это «не его». И что получилось? Лицей не был ни дипломатической академией, ни военным училищем, ни литературным институтом. Но учителя, заметив искру в учениках, давали ей развиться. И только из первого выпуска Россия получила генерала Вольховского, адмирала Матюшкина, канцлера Горчакова, статс-секретаря Корфа! В поэзии один Пушкин чего стоит, а были еще Дельвиг, Кюхельбекер, Илличевский.
Еще одна особенность Лицея — особая атмосфера творчества, свободного общения, сплочение вокруг любимого дела. Это позволяло ребятам сдружиться. Причем в их братство входили и преподаватели.
- С преподавателями были товарищеские отношения, — пояснила хранитель музея Светлана Павлова. - Это была идея Разумовского: чтобы не только воспитатели и гувернеры, но и профессора находились в «беспрерывном дружеском общении с воспитанниками, чтобы они составляли единое дружеское сословие». Разумовский распорядился устроить в Лицее Газетную комнату — именно для этого. Там были книги, газеты, журналы, географические карты, шахматы, бильярд, клавикорды. Преподаватели там обсуждали разные темы, рассуждали. Младшие, конечно, больше слушали, но старшие вступали в разговоры.
Еще в Лицее были категорически запрещены телесные наказания. За провинности сажали в карцер — не более чем на три дня. К арестанту каждый день приходил с беседами директор. Еще наказание — стоять в коридоре под лампой. Это было очень стыдно, особенно когда делавший вечерний обход директор спрашивал: за что вас?
Кстати, обращение к ученикам — только на «вы». «Ты» можно было себе позволить уже после выпуска. Так, директор Лицея с 1816 года Егор Энгельгардт в письмах часто по-братски писал повзрослевшим воспитанникам «ты», и те считали это честью.
Первые три года учителя оценок не ставили, а писали характеристики — это помогало следить за развитием каждого воспитанника. «Может ли сухая цифра выразить всю гамму чувств, которую учитель испытывает к ученику?» — писал Энгельгардт.
-Но самое главное — все они были патриотами, но патриотами не декларативными, а настоящими, — сделал акцент Некрасов. — За каждым стояли поколения предков, которые создавали Россию, и юноши чувствовали за это ответственность.
ПРИУЧЕНИЕ К СТЫДУ
Памятник Александру Сергеевичу Пушкину в Лицейском саду / Фото РИА «НОВОСТИ»
|
Лицеисты спали в общей спальне — дортуаре, но у каждого была своя маленькая «келья», отделенная перегородками.
- Так сделали специально, чтобы избежать «греческих вкусов», — пояснила Светлана Павлова.
Об этом распорядился министр Михаил Разумовский, «дабы предупредить заразу, вкрадывающуюся в подобные заведения». Более того, воспитанников следовало приучать к «некоторой стыдливости, чтобы дети не меняли белье при товарищах, так как это не только убивает стыдливость, а даже порождает бесстыдство».
Так что, ложась спать и переодеваясь, лицеисты не видели друг друга, только воспитатель мог за ними надзирать поверх двери. Но лишь однажды у одного воспитанника проявилась склонность к юношам — и его по-тихому отправили домой.
С девочками же молодые люди могли общаться на балах — их устраивали в Лицее. Также они ходили в гости к царскосельским жителям, и те охотно знакомили лицеистов со своими дочками.
ЧЕСТЬ ЛИЦЕИСТА
Занятия в Лицее шли с семи утра до семи вечера. Конечно, были перерывы на отдых, обед, прогулки.
- Многие уроки тоже проходили во время прогулок по Екатерининскому парку, — открыл еще один секрет успешного обучения Сергей Некрасов. — Они шли, вели философские беседы. Как Аристотель, который гулял с учениками в роще при храме Аполлона Ликейского — отсюда ведь и название «лицей». Иногда в парке они встречали императора — тот всегда здоровался с лицеистами, но никогда ни с кем в разговоры не вступал, соблюдал дистанцию.
Все ученики были равны, «как дети одного отца», так было записано в Уставе. Хвастаться положением или богатством родителей считалось хамством. Жаловаться друг на друга запрещалось. Искусствовед Лев Любимов вспоминал, как поступал в Лицей, и кто-то пожаловался, что другой ученик залил его тетрадь чернилами. Директор побагровел: «Извольте выйти вон». А виновнику не сделал даже замечания.
- За отношениями учеников следил сам класс, — объяснила Павлова. — Каждый мог делать что хочет, если не мешает другим и не оскорбляет звание и честь лицеиста.
Провинившимся товарищи устраивали бойкоты, а то и изгоняли из Лицея. Так было, например, с юношей, который сшил себе мундир из дорогого материала, а казенный продал старьевщику. Парня вынудили написать письмо отцу и попросить забрать его домой. Отец приехал, пришел разбираться к директору, но тот встал на сторону ребят.
После получения дипломов выпускники торжественно передавали свои шпаги — символ дворянской чести — воспитанникам младшего курса, чтобы те берегли лицейские традиции.
-Один из выпускников Царскосельского лицея Петр Попов очень гордился, когда кто-то говорил: «Что удивительного, что он порядочный человек, ведь он лицеист», — улыбнулась Светлана Павлова.