Ахмадов рассказал о нехватке педагогов и дефектологов для обучения детей с ОВЗ

17.11.2022 17:57

Автор: Вероника Флора

Ахмадов рассказал о нехватке педагогов и дефектологов для обучения детей с ОВЗ
Мохмад Ахмадов. © пресс-служба Совета Федерации

По данным Минпросвещения, потребность образовательных учреждений в квалифицированных кадрах, обучающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) , составляет около 16 тысяч человек. Об этом 17 ноября на круглом столе в Совете Федерации, посвященном подготовке, повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов, обучающих детей с инвалидностью и ОВЗ, сказал  заместитель председателя Комитета Совфеда по социальной политике Мохмад Ахмадов.

Сегодня в России по программам общего образования в рамках инклюзии обучаются более миллиона детей с ограниченными возможностями здоровья, отметил Ахмадов. Право выбора формы обучения предоставляется родителям, уточнил он. По словам сенатора, практика инклюзии сегодня вызывает много дискуссий в педагогических, научных и общественных кругах.

Развитие  инклюзивного подхода в современном образовании сталкивается прежде всего с проблемой  неподготовленности системы общего образования к внедрению инклюзии. В школах нет специальных условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, также есть много проблем с обеспечением школ необходимым оборудованием. Сегодня сохраняется высокая численность детей с ОВЗ, обучающихся на дому, подчеркнул спикер. В 2021-2022 годах по программам общего образования на дому обучались 100 тысяч 480 детей.

«Такая тенденция свидетельствует о том, что условия для получения образования детей с ОВЗ  в инклюзивных классах не отвечают их потребностям, — уверен сенатор. — В  общеобразовательных школах практически отсутствуют профильные дефектологи, не хватает психологов и социальных педагогов.  Из-за небольшого количества детей с ОВЗ в каждой отдельной школе администрация часто не принимает на работу нужных специалистов. А психологи системы общего образования не имеют необходимой компетентности для работы с такими детьми».

По данным Минпросвещения, в России потребность в квалифицированных кадрах, обучающих детей с ОВЗ, составляет около 16 тысяч. Это число намного превышает реальное количество таких специалистов в настоящее время. При этом тенденция роста кадрового дефицита  в ближайшие годы сохранится, считает Ахмадов. Особенно остро, по его словам, не хватает педагогов для работы с детьми с аутизмом и тяжелыми множественными  нарушениями развития. Помимо этого, практически отсутствуют коррекционные психологи.

Таким образом, сегодня сложилась ситуация, что дети с ОВЗ не могут удовлетворить закрепленное в Конституции право на полноценное образование в соответствии со своими  потребностями, констатировал политик. В результате растет группа социально незащищенных людей, что создает дополнительную экономическую нагрузку на государство.

Сенатор выразил надежду, что на круглом столе будут выработаны решения, которые «не на бумаге, а в реальности» помогут детям с ОВЗ.