30 лет назад ракетный комплекс «Молодец» заступил на боевое дежурство
28 ноября 1989 года состоялось официальное принятие в эксплуатацию РВСН СССР — боевого железнодорожного ракетного комплекса «Молодец».
Комплекс представлял собой специально сконструированный железнодорожный состав, в вагонах которого размещаются стратегические ракеты (как правило межконтинентального класса), а также командные пункты, технологические и технические системы, средства охраны, личный состав, обеспечивающий эксплуатацию комплекса и системы его жизнеобеспечения.Для российской оборонной промышленности и ВПК этот проект был очень ответственным. Заступление на боевое дежурство БЖРК «Молодец» существенно укрепило обороноспособность страны, а также в очередной раз доказало научный и производственный потенциал России.
Новая система укрепляла мощный ядерный щит страны и делала для потенциального агрессора неизбежным массированный сокрушающий ответный удар. Размещение стратегических ракетных комплексов на железнодорожной базе открывало новые перспективы для российских РВСН. Комплекс обладал высокими характеристиками скрытности, а также позволял осуществлять переброску на расстояние около 1000 км в сутки, теряясь для средств разведки противника среди подвижного железнодорожного состава на железнодорожных транспортных магистралях страны.
Проект был уникальным практически во всём начиная с ракеты РТ-23УТТХ и заканчивая технологиями, использованными при строительстве подвижного состава для комплекса. Заступившие на боевое дежурство 12 БЖРК могли осуществить запуск межконтинентальных баллистических ракет с любой точки по маршруту своего следования, хотя вес состава вынуждал проводить укрепление железнодорожного полотна на таких маршрутах.
БЖРК несли боевое дежурство с 1987 по 1994 годы, после чего постепенно были выведены из эксплуатации и уничтожены, за исключением двух единиц, переданных в музеи. Один из таких комплексов можно увидеть в Музее железных дорог России в Санкт-Петербурге.
В соответствии с условиями Договора СНВ-II все ракеты РТ-23УТТХ должны были быть уничтожены до 2003 года. Для этого в Брянске на ремонтном заводе создали специальную линию. В 2005 году командующий РВСН доложил Президенту России, о том, что все БЖРК «Молодец» сняты с боевого дежурства и уничтожены вместе с поездами и пусковыми установками.