256 лет назад на российских дорогах появились первые капитальные дорожные знаки

22 сентября 1764 года на российских дорогах были установлены каменные верстовые столбы. Дорожные знаки изготовили по единому образцу в виде обелисков из гранита или мрамора.

Первые деревянные верстовые столбы с обозначением расстояния до конечного пункта были установлены в середине XVII по распоряжению царя Алексея Михайловича вдоль дороги от Москвы до летней царской резиденции в Коломенском. Вскоре такие же деревянные верстовые столбы появились на дорогах от Петербурга до Царского Села и Петергофа. Дороги с деревянными указателями назывались столбовыми.

22 сентября 1764 года в царствование Екатерины II комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы принимает решение о благоустройстве главных въездов в столицу по Царскосельской и Петергофской дорогам, и решает заменить деревянные указательные столбы на каменные — из гранита или мрамора. Путевая верста равнялась 500 саженям — 1,0668 километра.

Первый такой столб появился в 1774 году на берегу Фонтанки около Триумфальных ворот. Первая дорога, на которой были установлены каменные верстовые столбы, разделяла путь от Москвы до Коломны. Поэтому верстовой столб в народе стали именовать Коломенской верстой. Затем появилась практика указывать расстояние до столицы от каждой почтовой станции. В том же году верстовые столбы появились вдоль Царскосельской дороги от границы Санкт-Петербурга (в XVIII веке граница города проходила по Фонтанке) до Царского Села.

Последний верстовой столб был установлен на границе Екатерининского парка вблизи Орловских ворот, построенных по проекту архитектора Ринальди, которого считают также и автором верстовых столбов.

Верстовые столбы изготавливались в строительных мастерских Исаакиевского собора Петербурга. На первом и последнем столбе были установлены солнечные часы. Уцелевшие верстовые столбы реставрированы в 1970-1990 годах.

Просмотров 968

22.09.2020 00:12