Все о пенсиях в России

вчераПорядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

вчераМинтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

два дня назадПенсионные баллы предложили разрешить направлять родителям

Откуда прилетел двуглавый орёл?

Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов рассказал об истоках герба России

11.04.2017 12:13

Автор: Александр Горелик

Откуда прилетел двуглавый орёл?
  © Владимир Афанасьев/ПГ

160 лет назад, 11 апреля 1857 года, император Александр II поставил свою подпись на 110 рисунках с изображениями гербов. Это был итог геральдической реформы, проводившейся в Российской империи под руководством барона Бернгарда Кёне

Картинка или описание?

Тогда в государственной символике произошло множество изменений. Например, появились Большой, Средний и Малый гербы, а также гербы членов императорской фа­милии.

- Это не означало, что у России появился новый герб, — объяснил го­сударственный герольдмейстер Рос­сии Георгий Вилинбахов. — Просто был утверждён новый дизайн. Ведь в геральдике эталоном является не изображение, а описание, а оно практически не изменилось.

Впрочем, небольшие обновления в рисунки с символами государства периодически вносятся — это обыч­ное дело во всех странах. Причиной могут стать какие-то изменения в устройстве государства или даже художественные веяния.

Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов. Фото: Интерпресс

- Это как в одежде, — привел пример Вилинбахов. — Мы с одного взгляда можем отличить мундиры одного и того же полка времен Алек­сандра I, Николая I или Александра II. Хотя описание этих мундиров не менялось. Скажем, Преображенский полк — зеленый мундир, красный во­ротник, золотое шитье на воротнике и обшлагах. И при этом в разные периоды они выглядели по-другому, был разный покрой.

Каждый художник, изображавший российский герб, привносил в не­го что-то свое — то крылья немного другой формы, то держава и скипетр иные. А бывали изменения, вызванные историческими событиями: расшире­ние России добавляло к император­скому титулу названия новых терри­торий, а на крыльях двуглавого орла появлялись новые титульные гербы. Последнее такое изменение произо­шло при Александре III, когда империя присоединила к себе Туркестан.

На равных с кесарем

Двуглавый орёл «прилетел» в Рос­сию в XV веке. Как это произошло, историки точно не знают. Версий не­сколько, но самая ходовая связана с женитьбой князя Ивана III на визан­тийской принцессе Софье Палеолог. Хотя трудно поверить, что в список приданого вдруг вошел бы родовой герб византийских императоров.

- У нас нет документов, в которых бы Иван III внятно объяснял, почему на его печати появился двуглавый орёл, — вздохнул Георгий Вилинба­хов. — Причем его изображение — на оборотной стороне, а не на лицевой. На лицевой изображен всадник, ездец, который был символом москов­ских князей. Возможно, здесь логика брачного герба, где на лицевой сто­роне изображен знак жениха, а на оборотной — невесты.

Честно говоря, ученые к версии появления двуглавого орла в России через женитьбу относятся скептиче­ски. Тем более что взять этот символ Иван III мог и сам, ему никто не ме­шал, и вступать в брак для этого со­вершенно не требовалось. К тому же и до его свадьбы соперник Москов­ского княжества Тверь чеканила на своих монетах двуглавого орла.

- Орёл мог попасть в поле зрения Ивана IIIне только из-за Софьи, — считает Вилинбахов. — У Руси были прочные связи с Балканами, где этот символ имел хождение у болгар, сер­бов. Орёл мог прийти из тюркского мира, где он тоже был довольно из­вестной эмблемой. А возможно, сы­грали роль контакты с Западной Ев­ропой, где двуглавый орёл использо­вался Священной Римской империей. Так что женитьба на Софье скорее была подспорьем.

В любом случае двуглавый орёл был в то время символом мощным, уважаемым. Почему бы русскому князю его не взять себе? Кто ему запретит? Тем более что это такой сильный ход в дипломатии, где очень важен статус: он должен быть как минимум не ниже, чем у партнеров. Из-за этого, кстати, русские князья категорически отказывались име­новаться королями: это подразуме­вало их вассальную зависимость от Священной Римской империи. То ли дело царями, ведь это слово происхо­дит от римского «кесарь». А кесарь — самостоятельный, независимый мо­нарх, равный римскому императору.

Прорисовка великокняжеской печати, датируемой 1497 годомИ двуглавый орёл ему в самый раз.

То, что в XV веке у Руси вдруг по­явился символ, похожий на чужие, никого не смутило ни у нас, ни за границей — дело обычное. Да и прак­тически неотличимых эмблем в то время в Европе было пруд пруди.

- Собственно, все эмблемы — «родственники», и все двуглавые ор­лы тоже имеют общий первоисточ­ник, — продолжил импровизирован­ную лекцию по геральдике Георгий Вилинбахов. — Мы это хорошо видим на примере крестовых флагов Дании и Швеции: в их основе лежит общая легенда о знаке, появившемся в бит­ве. А эта легенда восходит к другой, IV века, о кресте святого Констан­тина. В 312 году Константин уви­дел крест сначала во сне: ангел ему сказал, чтобы император нанес этот знак на свое оружие и тогда он одер­жит победу в битве. А уже во вре­мя боя Константин увидел этот же крест в небе. И вот от этой легенды происходят флаги Дании и Швеции, а вслед за ними вся скандинавская флажная группа.

Немецкий стандарт

- Всадник на груди орла изначаль­но не ассоциировался со святым Георгием, — заметил Георгий Вилинбахов. — Это было «воображение государя на коне», то есть его изо­бражение. Поэтому ему никогда не рисовали нимб. А святым Георгием он стал только при Петре I.

В середине XIX века при Алексан­дре II в России уже существовало «геральдическое художество»: были художники, которые создавали свои версии изображения гербов, — они точно соответствовали описанию, но отражали вкусы живописцев. И все это на фоне геральдической рефор­мы, проходившей в те годы.

- Барон Кёне, — рассказал Вилинбахов, — хотел навести порядок в русской геральдике, сделать ее по европей­скому образцу, в первую очередь как в Пруссии, ведь Кёне был немцем. По этой же причине появился черно-желто-белый флаг: в германских государ­ствах было принято, что­бы цвета флага повторяли цвета герба. А в России государственный флаг им не соответствовал — он был бело- сине-красным. Кёне все переделал: черная полоса — это черный орёл, жёлтая — золотое поле, белая — цвет всадника. Поэтому этот флаг и получил название флага гербовых цветов.

Кёне подробно расписал, в каких случаях используется Большой герб, в каких Средний или Малый, — до сих пор в России такой системы не было. Как не было и гербов членов императорской фамилии — императрицы, великих князей. Ведь со времен Петра I члены царской семьи пользовались только государствен­ным гербом.

- Это новшество было логичным: не всегда член императорской фами­лии представляет Российскую им­перию или всю семью, — разъяснил герольдмейстер. — Сейчас это можно сравнить с флагами и гербами субъ­ектов Федерации. Например, когда встречаются губернатор Петербурга и мэр Хельсинки, они представляют города, а не страны, поэтому на стол должны ставиться флаги городов. А если бы кто-то из них поставил го­сударственный флаг, то, во-первых, он бы заявил более высокий ранг, чем у его партнера, а во-вторых, ввел бы партнера в заблуждение.

В сегодняшней России нет импе­раторской семьи, а потому нет и гер­бов ее членов. Как нет и Большого, Среднего и Малого гербов.

- У нас просто герб, он один, — пояснил Вилинбахов. — Но это не возврат к тому, что было до Алек­сандра II. В геральдике все функцио­нально. Есть положение, где распи­сано, как использовать герб. И при его составлении ни разу не возникло надобности иметь систему из Боль­шого, Малого и Среднего гербов. Ес­ли вдруг такая надобность появит­ся, такие гербы составят, в этом нет никакой сложности, геральдическая техника позволяет это сделать до­вольно быстро.

Впрочем, это вряд ли понадобит­ся, ведь большинство стран мира прекрасно обходятся одним гербом. А несколькими государственными символами пользуются в основном королевства.

Золото на красном

Нынешний российский герб очень похож на дореволюционный. И все же он немного другой. Главное от­личие — цвета: это не черный орёл на золотом поле, а золотой на крас­ном.

- Когда герб разрабатывали, президенту Борису Ельцину пред­ставили оба варианта, и решили, что лучше так, — рассказал Георгий Вилинбахов. — Я абсолютно уверен, что это правильно с исторической точки зрения. Расцветка с золотым орлом на красном поле существо­вала намного дольше: черным орла изображали только в император­ский период, начиная с Петра I, а золотым он был еще в XVII веке. Да и после Петра прежняя рас­цветка использовалась — все трон­ные места оформлены именно так: на красной ткани вышит золотой орёл. Эти же цвета использовались в ордене Александра Невского. Ими украшались императорские покои. В общем, золотой орёл был всюду.

Он оставался официальной эмб­лемой России даже после событий 1917 года. Новый российский герб с советской символикой появился лишь в 1918 году, а до этого удосто­верения личности, знамена, деньги несли изображение все того же дву­главого орла, разве что без корон и титульных гербов на крыльях.

Вернулся в Россию он только после перестройки. В 1992 году его стали чеканить на монетах досто­инством 1 рубль и выше. Орёл изо­бражался так же, как после револю­ции — без корон и прочих царских регалий. И кстати оставался таким обделенным довольно долго. В 1993 году президент Ельцин утвердил нынешний российский герб, но на монетах орёл так и парил без ко­рон, державы и скипетра. Императорские регалии появились на руб­лях только в 2016 году.

И все же, несмотря на многочис­ленные изменения, основа главного российского символа осталась той же: двуглавый орёл, который «при­летел» то ли из Византии, то ли с Балкан, то ли из Западной Европы, а возможно, из всех этих мест сразу.

- Российскому гербу более пяти­сот лет — это солидный возраст, — заметил Георгий Вилинбахов. — До­статочный, чтобы считаться одним из старейших гербов в мире.


Как менялся герб

  • В 1561 году при Иване грозном орёл становится официальным гербом, а на его груди появляется ездец как изображение ныне царствующего государя. 
  • В 1605 году при Лжедмитрии I над орлом появилась третья корона. По окончании Смутного времени эти изменения были отменены.
  • В 1625 году царь Михаил Федорович вновь поставил над двуглавым орлом третью корону. 
  • В 1667 году царь Алексей Михайлович утверждает Большую государственную печать с изображением двуглавого орла. Золотых орлов устанавливают на башнях Кремля.
  • При Петре I двуглавый орёл сменил цвет с золотого на черный. Царские короны над орлом заменили на императорские.
  • В 1798 году император Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена. Изменился и российский герб: щит со всадником изображался наложенным на мальтийский крест, а над щитом появилась корона Великого магистра.
  • В 1801 году Александр I убрал мальтийский крест и корону, вернув гербу прежний вид.
  • При Николае I стали использоваться два типа орла. Первый — орёл с расправленными крыльями под одной короной. Второй - орёл с поднятыми крыльями и тремя коронами. на крыльях - титульные гербы.
  • В 1857 году Александр II утвердил новый герб, составленный по всем правилам западноевропейской геральдики. Использовались Большой, Средний и Малый гербы.
  • В 1882 году Александр III окончательно утвердил Большой герб. 
  • В 1917 году с герба убраны все атрибуты царской власти. 
  • В июле 1918 года утверждён новый герб РСФСР с советской символикой.
  • В июле 1923 года утверждён герб СССР.

Текст опубликован в журнале «Российская Федерация сегодня», № 4, 2017

Читайте нас в Одноклассниках
Просмотров 17212