Все о пенсиях в России

13:31Россиянам напомнили, как сохранить пенсию при переезде в другую страну

вчераРоссиянам рассказали об индексации страховых пенсий с учетом инфляции в 9,52%

два дня назадСенатор Епифанова рассказала, какую пенсию можно унаследовать

Откуда прилетел двуглавый орёл?

Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов рассказал об истоках герба России

11.04.2017 12:13

Автор: Александр Горелик

Откуда прилетел двуглавый орёл?
  © Владимир Афанасьев/ПГ

160 лет назад, 11 апреля 1857 года, император Александр II поставил свою подпись на 110 рисунках с изображениями гербов. Это был итог геральдической реформы, проводившейся в Российской империи под руководством барона Бернгарда Кёне

Картинка или описание?

Тогда в государственной символике произошло множество изменений. Например, появились Большой, Средний и Малый гербы, а также гербы членов императорской фа­милии.

- Это не означало, что у России появился новый герб, — объяснил го­сударственный герольдмейстер Рос­сии Георгий Вилинбахов. — Просто был утверждён новый дизайн. Ведь в геральдике эталоном является не изображение, а описание, а оно практически не изменилось.

Впрочем, небольшие обновления в рисунки с символами государства периодически вносятся — это обыч­ное дело во всех странах. Причиной могут стать какие-то изменения в устройстве государства или даже художественные веяния.

Государственный герольдмейстер России Георгий Вилинбахов. Фото: Интерпресс

- Это как в одежде, — привел пример Вилинбахов. — Мы с одного взгляда можем отличить мундиры одного и того же полка времен Алек­сандра I, Николая I или Александра II. Хотя описание этих мундиров не менялось. Скажем, Преображенский полк — зеленый мундир, красный во­ротник, золотое шитье на воротнике и обшлагах. И при этом в разные периоды они выглядели по-другому, был разный покрой.

Каждый художник, изображавший российский герб, привносил в не­го что-то свое — то крылья немного другой формы, то держава и скипетр иные. А бывали изменения, вызванные историческими событиями: расшире­ние России добавляло к император­скому титулу названия новых терри­торий, а на крыльях двуглавого орла появлялись новые титульные гербы. Последнее такое изменение произо­шло при Александре III, когда империя присоединила к себе Туркестан.

На равных с кесарем

Двуглавый орёл «прилетел» в Рос­сию в XV веке. Как это произошло, историки точно не знают. Версий не­сколько, но самая ходовая связана с женитьбой князя Ивана III на визан­тийской принцессе Софье Палеолог. Хотя трудно поверить, что в список приданого вдруг вошел бы родовой герб византийских императоров.

- У нас нет документов, в которых бы Иван III внятно объяснял, почему на его печати появился двуглавый орёл, — вздохнул Георгий Вилинба­хов. — Причем его изображение — на оборотной стороне, а не на лицевой. На лицевой изображен всадник, ездец, который был символом москов­ских князей. Возможно, здесь логика брачного герба, где на лицевой сто­роне изображен знак жениха, а на оборотной — невесты.

Честно говоря, ученые к версии появления двуглавого орла в России через женитьбу относятся скептиче­ски. Тем более что взять этот символ Иван III мог и сам, ему никто не ме­шал, и вступать в брак для этого со­вершенно не требовалось. К тому же и до его свадьбы соперник Москов­ского княжества Тверь чеканила на своих монетах двуглавого орла.

- Орёл мог попасть в поле зрения Ивана IIIне только из-за Софьи, — считает Вилинбахов. — У Руси были прочные связи с Балканами, где этот символ имел хождение у болгар, сер­бов. Орёл мог прийти из тюркского мира, где он тоже был довольно из­вестной эмблемой. А возможно, сы­грали роль контакты с Западной Ев­ропой, где двуглавый орёл использо­вался Священной Римской империей. Так что женитьба на Софье скорее была подспорьем.

В любом случае двуглавый орёл был в то время символом мощным, уважаемым. Почему бы русскому князю его не взять себе? Кто ему запретит? Тем более что это такой сильный ход в дипломатии, где очень важен статус: он должен быть как минимум не ниже, чем у партнеров. Из-за этого, кстати, русские князья категорически отказывались име­новаться королями: это подразуме­вало их вассальную зависимость от Священной Римской империи. То ли дело царями, ведь это слово происхо­дит от римского «кесарь». А кесарь — самостоятельный, независимый мо­нарх, равный римскому императору.

Прорисовка великокняжеской печати, датируемой 1497 годомИ двуглавый орёл ему в самый раз.

То, что в XV веке у Руси вдруг по­явился символ, похожий на чужие, никого не смутило ни у нас, ни за границей — дело обычное. Да и прак­тически неотличимых эмблем в то время в Европе было пруд пруди.

- Собственно, все эмблемы — «родственники», и все двуглавые ор­лы тоже имеют общий первоисточ­ник, — продолжил импровизирован­ную лекцию по геральдике Георгий Вилинбахов. — Мы это хорошо видим на примере крестовых флагов Дании и Швеции: в их основе лежит общая легенда о знаке, появившемся в бит­ве. А эта легенда восходит к другой, IV века, о кресте святого Констан­тина. В 312 году Константин уви­дел крест сначала во сне: ангел ему сказал, чтобы император нанес этот знак на свое оружие и тогда он одер­жит победу в битве. А уже во вре­мя боя Константин увидел этот же крест в небе. И вот от этой легенды происходят флаги Дании и Швеции, а вслед за ними вся скандинавская флажная группа.

Немецкий стандарт

- Всадник на груди орла изначаль­но не ассоциировался со святым Георгием, — заметил Георгий Вилинбахов. — Это было «воображение государя на коне», то есть его изо­бражение. Поэтому ему никогда не рисовали нимб. А святым Георгием он стал только при Петре I.

В середине XIX века при Алексан­дре II в России уже существовало «геральдическое художество»: были художники, которые создавали свои версии изображения гербов, — они точно соответствовали описанию, но отражали вкусы живописцев. И все это на фоне геральдической рефор­мы, проходившей в те годы.

- Барон Кёне, — рассказал Вилинбахов, — хотел навести порядок в русской геральдике, сделать ее по европей­скому образцу, в первую очередь как в Пруссии, ведь Кёне был немцем. По этой же причине появился черно-желто-белый флаг: в германских государ­ствах было принято, что­бы цвета флага повторяли цвета герба. А в России государственный флаг им не соответствовал — он был бело- сине-красным. Кёне все переделал: черная полоса — это черный орёл, жёлтая — золотое поле, белая — цвет всадника. Поэтому этот флаг и получил название флага гербовых цветов.

Кёне подробно расписал, в каких случаях используется Большой герб, в каких Средний или Малый, — до сих пор в России такой системы не было. Как не было и гербов членов императорской фамилии — императрицы, великих князей. Ведь со времен Петра I члены царской семьи пользовались только государствен­ным гербом.

- Это новшество было логичным: не всегда член императорской фами­лии представляет Российскую им­перию или всю семью, — разъяснил герольдмейстер. — Сейчас это можно сравнить с флагами и гербами субъ­ектов Федерации. Например, когда встречаются губернатор Петербурга и мэр Хельсинки, они представляют города, а не страны, поэтому на стол должны ставиться флаги городов. А если бы кто-то из них поставил го­сударственный флаг, то, во-первых, он бы заявил более высокий ранг, чем у его партнера, а во-вторых, ввел бы партнера в заблуждение.

В сегодняшней России нет импе­раторской семьи, а потому нет и гер­бов ее членов. Как нет и Большого, Среднего и Малого гербов.

- У нас просто герб, он один, — пояснил Вилинбахов. — Но это не возврат к тому, что было до Алек­сандра II. В геральдике все функцио­нально. Есть положение, где распи­сано, как использовать герб. И при его составлении ни разу не возникло надобности иметь систему из Боль­шого, Малого и Среднего гербов. Ес­ли вдруг такая надобность появит­ся, такие гербы составят, в этом нет никакой сложности, геральдическая техника позволяет это сделать до­вольно быстро.

Впрочем, это вряд ли понадобит­ся, ведь большинство стран мира прекрасно обходятся одним гербом. А несколькими государственными символами пользуются в основном королевства.

Золото на красном

Нынешний российский герб очень похож на дореволюционный. И все же он немного другой. Главное от­личие — цвета: это не черный орёл на золотом поле, а золотой на крас­ном.

- Когда герб разрабатывали, президенту Борису Ельцину пред­ставили оба варианта, и решили, что лучше так, — рассказал Георгий Вилинбахов. — Я абсолютно уверен, что это правильно с исторической точки зрения. Расцветка с золотым орлом на красном поле существо­вала намного дольше: черным орла изображали только в император­ский период, начиная с Петра I, а золотым он был еще в XVII веке. Да и после Петра прежняя рас­цветка использовалась — все трон­ные места оформлены именно так: на красной ткани вышит золотой орёл. Эти же цвета использовались в ордене Александра Невского. Ими украшались императорские покои. В общем, золотой орёл был всюду.

Он оставался официальной эмб­лемой России даже после событий 1917 года. Новый российский герб с советской символикой появился лишь в 1918 году, а до этого удосто­верения личности, знамена, деньги несли изображение все того же дву­главого орла, разве что без корон и титульных гербов на крыльях.

Вернулся в Россию он только после перестройки. В 1992 году его стали чеканить на монетах досто­инством 1 рубль и выше. Орёл изо­бражался так же, как после револю­ции — без корон и прочих царских регалий. И кстати оставался таким обделенным довольно долго. В 1993 году президент Ельцин утвердил нынешний российский герб, но на монетах орёл так и парил без ко­рон, державы и скипетра. Императорские регалии появились на руб­лях только в 2016 году.

И все же, несмотря на многочис­ленные изменения, основа главного российского символа осталась той же: двуглавый орёл, который «при­летел» то ли из Византии, то ли с Балкан, то ли из Западной Европы, а возможно, из всех этих мест сразу.

- Российскому гербу более пяти­сот лет — это солидный возраст, — заметил Георгий Вилинбахов. — До­статочный, чтобы считаться одним из старейших гербов в мире.


Как менялся герб

  • В 1561 году при Иване грозном орёл становится официальным гербом, а на его груди появляется ездец как изображение ныне царствующего государя. 
  • В 1605 году при Лжедмитрии I над орлом появилась третья корона. По окончании Смутного времени эти изменения были отменены.
  • В 1625 году царь Михаил Федорович вновь поставил над двуглавым орлом третью корону. 
  • В 1667 году царь Алексей Михайлович утверждает Большую государственную печать с изображением двуглавого орла. Золотых орлов устанавливают на башнях Кремля.
  • При Петре I двуглавый орёл сменил цвет с золотого на черный. Царские короны над орлом заменили на императорские.
  • В 1798 году император Павел I был избран Великим магистром Мальтийского ордена. Изменился и российский герб: щит со всадником изображался наложенным на мальтийский крест, а над щитом появилась корона Великого магистра.
  • В 1801 году Александр I убрал мальтийский крест и корону, вернув гербу прежний вид.
  • При Николае I стали использоваться два типа орла. Первый — орёл с расправленными крыльями под одной короной. Второй - орёл с поднятыми крыльями и тремя коронами. на крыльях - титульные гербы.
  • В 1857 году Александр II утвердил новый герб, составленный по всем правилам западноевропейской геральдики. Использовались Большой, Средний и Малый гербы.
  • В 1882 году Александр III окончательно утвердил Большой герб. 
  • В 1917 году с герба убраны все атрибуты царской власти. 
  • В июле 1918 года утверждён новый герб РСФСР с советской символикой.
  • В июле 1923 года утверждён герб СССР.

Текст опубликован в журнале «Российская Федерация сегодня», № 4, 2017

Читайте нас в Дзен
Просмотров 17911