На заправки хотят вернуть слабый алкоголь

Поддержит ли это отечественный бизнес или приведет к увеличению аварий, совершенных нетрезвыми водителями?

На заправки хотят вернуть слабый алкоголь Фото с сайта media.gazprom-neft.ru

Законопроект, предлагающий снять запрет с продажи на АЗС слабоалкогольных напитков, рассмотрели на  нулевом чтении в Общественной палате РФ. С 2011 года на заправках запрещено продавать спиртное. Однако статистика ДТП с тех пор не изменилась. По данным ГИБДД, в 2011 году водители в состоянии алкогольного опьянения стали виновниками 11 тысяч аварий, а в 2015 году количество таких происшествий увеличилось до 15 тысяч.

Аварий меньше не стало

Отрицательная динамика по ДТП и санкции, наложенные на российскую экономику, заставили законодателей изменить свое мнение относительно продажи алкоголя на заправках. Сенатор Орденов выступил с инициативой вернуть на АЗС напитки с содержанием этилового спирта не более 16,5 процентов. Его инициативу поддерживают в Минэкономразвития, Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП), а также Российском топливном союзе (РТС). Как утверждает президент РТС Евгений Аркуша, запрет на продажу алкоголя лоббировался торговыми сетями, которые опасались конкуренции с заправками.

По его мнению, продажа алкоголя не имеет ничего общего с алкоголизмом. Если водитель покупает спиртное на заправке, вовсе не обязательно, что он сразу начнет его выпивать.

К тому же, наказание за пьяную езду в России итак достаточно строгие — лишение водительских прав до 2 лет, а также штраф на сумму 30 000 рублей. При повторном нарушении водителю грозит не только штраф, но и лишение свободы  до двух лет либо исправительные работы. В отличие от многих стран, у нас водитель считается пьяным, если концентрация алкоголя в выдыхаемом им воздухе превышает 0,16 мг/л абсолютного этилового спирта. Это гораздо меньшая доза, чем та, которая содержится в стакане пива или бокале вина.

Сторонники законопроекта приводят и такие аргументы —  по данным «Объединения участников пиво-безалкогольного рынка», 60-70 процентов посетителей магазинов при заправках — вообще пассажиры. Их-то зачем лишать возможности приобрести спиртные напитки? Совсем экзотическая версия в пользу возврата алкоголя на заправки -  в сельской местности магазин при АЗС своего рода центр цивилизации, единственная точка, где местное население может купить качественный товар.

С одной стороны порок, с другой — статья дохода

Противники законопроекта напоминают, что нефтяные компании, которым принадлежат заправки,  даже после введения санкций — далеко не самые бедные в стране. В то время, как цена на нефть упала, на бензин — наоборот выросла. Вполне понятно желание компаний иметь дополнительную маржу в виде доходов от реализации спиртного, но безопасность участников дорожного движения важнее.

Примечательно, что инициативу сенатора Орденова не поддерживают его коллеги из Верхней и Нижней палаты парламента.

Я категорически против того, чтобы алкоголь продавали на АЗС.

«Потребление алкоголя на спецобъектах и кризис — это, как говорится, две большие разницы», — высказал свое мнение «Парламентской газете» первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике Сергей Калашников. Попытка вернуть спиртное на АЗС, по его мнению, не что иное, как — очередная абсурдная инициатива.

«Если в пылу ссоры человек решил убить соседа, от него нужно держать подальше огнестрельное оружие, — привел сравнение первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенев, — Мы должны ограждать людей от неких эмоциональных поступков и я считаю, что те водители, которые решили выпить, пусть находят спиртное в местах, где продавать его разрешено законом. Я бы не стал расширять спектр тех мест».        

«Алкоголю нет места на АЗС, — убежден член Общественной палаты РФ, Руководитель Федерального проекта «Трезвая Россия» Султан Хамзаев, — тем более, что алкогольный рынок показал свое полное пренебрежение к законам — многие торгуют контрафактной продукцией, не соблюдают временной режим». К тому же, напомнил Хамзаев, полный запрет на продажу спиртного вводился по поручению Президента, в рамках  мероприятий по деалкоголизации страны.

Впрочем далеко не все члены Общественной палаты так категоричны. «Одними запретами ничего не добьешься. К тому же прибыль от продажи спиртного позволяет содержать заправку в приличном состоянии, — рассуждает коллега Хамзаева Сергей Григорьев.

В Федерации Автовладельцев России (ФАР) решение снять запрет на продажу алкоголя на АЗС поддерживают, но законопроект, по мнению члена координационного совета ФАР Дмитрия Клевцова, нуждается в серьезной доработке. «В проекте есть пункт, согласно которому продавать спиртное на заправках, можно и после 23 часов, если там есть точка общепита, — обратил внимание участников круглого стола Дмитрий Клевцов. — Есть опасность, что в ночное время заправки превратятся в питейные заведения».

Сегодня большинство заправок в стране — сетевые. Только в столице  их порядка 600, а в Московской области — 1500. По данным агентства «Цифра», средний розничный оборот алкоголя в магазине при заправке может составлять более 30 тысяч рублей в день. Не такие большие деньги для крупной компании. Но, как говорится, ни одна копейка лишней не бывает. Тем более, что продажа алкоголя, в отличие от продажи топлива, характеризуется небольшими оборотами и высокой маржинальностью. Из-за чего нефтяные компании заинтересованы в принятии законопроекта.



Автор: Светлана Заверняева

Просмотров 733

18.03.2017

Популярно в соцсетях