Все о пенсиях в России

01.05.2024Пенсионные баллы предлагают покупать и дарить

28.04.2024Порядок назначения пенсий изменится для некоторых россиян

28.04.2024Минтруд уточнил, какие документы нужны для назначения повышенной пенсии

Губернатор Ленобласти второй раз снял почти готовый документ с рассмотрения Заксобранием

24.01.2017 10:24

Автор: Александр Горелик

Социальный кодекс не получилось принять в первом чтении осенью прошлого года, не получится и этой зимой — губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко уже второй раз отозвал документ из Заксобрания. Причина — текст важнейшего акта, расписывающего все виды социальной помощи населению, не идеален.

«Умудрились не найти правильные формулировки и пытались их по ходу менять. Вторая причина — ошибки в таблицах, некоторое арифметическое несоответствие. Кодекс будет отправлен в Заксобрание, только когда мы чётко будем понимать каждую формулировку и каждую цифру. И будем за них отвечать, начиная от специалиста комитета социальной защиты и заканчивая губернатором. И если что-то в этой цепочке будет не так, цепочка будет изменена  персонально. Кодекс — это тот документ, который станет основой для бюджетного планирования на ближайшие десять лет», — пояснил Дрозденко.

Если с формулировками ясно ещё не всё, то принципы социальной помощи, по которым скоро начнёт жить регион, вполне понятны: пособия станут больше, но получать их станет меньшее число людей — только те, кто действительно нуждается.

«Мы хотим сделать Социальный кодекс прогрессивным, чтобы он стал ориентиром, маяком для других регионов, где все социальные выплаты были бы завязаны на критерий нуждаемости. Не платить всем по чуть-чуть, а платить больше, но тем, кому это больше всего нужно», — добавил губернатор.

Главный критерий нуждаемости, некий «уровень отсечки» пока взяли на уровне 28 505 рублей. Если на одного члена семьи приходится меньший доход, то социальные выплаты положены. Если достаток выше — семье придётся справляться самой. Кроме, разумеется, особых случаев — ряда особо сложных заболеваний, инвалидности и обязательных выплат, предусмотренных федеральным законодательством.

«На федеральном уровне методические рекомендации жёстче, чем у нас, — заметил председатель Комитета финансов Роман Марков. — Например, там предлагается исключать из социальных выплат тех, кто обладает второй квартирой или машиной. Мы пока это не предлагаем, мы считаем, что пока надо идти по более мягкому сценарию».

Зато выплаты станут больше. Ежемесячное пособие на рождение ребёнка вырастет на 50 процентов: с 20 до 30 тысяч рублей. Компенсацию платы за детский сад увеличат с 4 тысяч до 4670 рублей.

По ряду пособий отсечка будет меньше. Например, чтобы рассчитывать на ежегодную выплату на школьную форму, семья должна получать лишь 19 995 рублей на человека.

«Но при этом выплату мы увеличиваем с 2300 рублей до 6 тысяч, — сказал Александр Дрозденко. — По нашим данным, из этой категории помощи выпадут всего около двух тысяч человек. Но согласитесь, что для семьи из трёх человек доход в 60 тысяч рублей — невысокий, но всё же позволяющий купить школьную форму, потому что остальные льготы для них сохраняются».

Выплаты на лекарства увеличатся с 1,5 до 5 тысяч. В два раза вырастет госпомощь на школьное питание для детей из многодетных семей: с 7,2 до 14,5 тысячи.

Дрозденко привёл в пример Запад, где рецепты борьбы с бедностью давно разработаны и опробованы.

«Например, Швеция решала проблемы с бедностью не только за счёт государства, но и за счёт среднего класса, за счёт тех людей, которые могли сами себя содержать. И они через социальную систему, через налоги помогали тем гражданам, которые в этом больше всего нуждались».

Самые большие споры в Правительстве и депутатском корпусе развернулись вокруг «уровня отсечки» — от какого дохода считать, что семья может справиться со своими проблемами без помощи государства. Начинали обсуждение с девяти тысяч, потом всё поднимали и поднимали эту цифру.

«Мы делим выплаты не между бедными, а между бедными и среднеобеспеченными, — объяснил Дрозденко. — Потому что, когда спорили о величине отсечки в 11 или 14 тысяч, речь шла только о бедных. Но 28 505 рублей — это, согласитесь, уже уровень среднеобеспеченных людей».

«Должен быть принят и действовать отдельный закон о критерии нуждаемости, — уверен председатель комиссии Заксобрания по социальной политике Владимир Петров. — Потому что тенденция падения доходов в субъектах Федерации прослеживается, и в будущем, возможно, придётся пользоваться этим инструментом, не чтобы экономить бюджет, а чтобы более справедливым способом перераспределять средства. Чтобы они доставались именно тем людям, которым они в первую очередь необходимы».

«Но не все меры социальной поддержки будут зависеть от критерия нуждаемости, — сделал поправку Роман Марков. — И таких примеров несколько. Например, мы считаем, что все дети, независимо от достатка семьи, должны иметь право на полноценное горячее питание в школе — на это будет выделяться не 50, а 100 рублей в день».

Когда теперь Социальный кодекс внесут в Заксобрание — неизвестно. Дрозденко намерен добиться того, чтобы его текст стал идеальным. Кроме того, он собирается выставить документ на широчайшее общественное обсуждение, чтобы все, кому есть что сказать, — эксперты, общественные организации и обычные граждане сделали это. Причём письменно.

«Мы не торопимся вводить Социальный кодекс, не ставим задачу принять его завтра, — заявил глава региона. — Мы ставим задачу, чтобы этот кодекс получил максимальную оценку со стороны и экспертного сообщества, и жителей. Сегодня у нас действуют десятки социальных законов, и иногда люди просто путаются, в какой закон смотреть и что читать. А в едином Социальном кодексе можно будет найти ту строчку, которая относится к конкретной категории граждан, и прочитать условия предоставления социальной помощи».

Владимир Петров тут же приступил к обсуждению, предложив перечислить в кодексе не только региональные, но и федеральные меры социальной поддержки:

«Человек, открывая документ, должен увидеть все свои возможности по получению социальной помощи, независимо от того, федералы выплачивают эти средства или бюджет Ленинградской области».

Ну а до тех пор, пока кодекс будет переписываться, обсуждаться и приниматься Заксобранием, социальная помощь в Ленобласти останется прежней. Правда, все выплаты проиндексированы на 6 процентов.

«Мы — тот субъект, который не только выполняет социальные обязательства, но и индексирует их, — не скрывал гордости Александр Дрозденко. — Мы — единственный регион на Северо-Западе, который ввёл ещё четыре новых вида социальной поддержки. Это ежемесячные выплаты инвалидам детства по зрению I и II групп, ежегодное пособие на ребёнка, страдающего орфанными заболеваниями, ежемесячная компенсация на ребёнка-инвалида с особыми потребностями и ежемесячная компенсация части расходов на наём жилья для малоимущих семей, которые стоят на очереди, но не могут купить или получить в пользование жильё. Они вправе по согласованию со службами социальной защиты арендовать частный жилой фонд, и мы будем им компенсировать часть этих расходов. Не так уж много субъектов Федерации, где такие четыре вида помощи действуют, особенно последний. И на это у нас деньги в бюджете есть».

Читайте нас в Telegram
Просмотров 2083