«Автогражданка» будет возмещать ущерб ремонтом

Cистему ОСАГО ждёт обновление уже этой весной

11.01.2017 15:08

Автор: Константин Никитин

«Автогражданка» будет возмещать ущерб ремонтом
Аварийные автомобили на автостоянке у сервисного центра. Фото: Интерпресс

В трети регионов России деятельность страховых компаний по продаже полисов ОСАГО стала убыточной. Законопроект по спасению «автогражданки» был принят в первом чтении в декабре прошлого года, он предлагает заменить денежные выплаты ремонтом. Ко второму чтению в него могут быть внесены существенные поправки.

Ремонт приоритетнее денег?

С 1 марта 2017 года ремонт по ОСАГО может стать приоритетнее возмещения ущерба деньгами. Изначально новые правила должны были заработать с 1 января 2017 года, но из-за того, что Правительство поддержало законопроект с оговорками, дату пришлось переместить на более поздний срок. Поправки в закон об ОСАГО предусматривают, что приоритет оплаты ремонта над денежными выплатами будет действовать только для легковых автомобилей физических лиц, но при особых обстоятельствах сохранится возможность компенсации ущерба деньгами.

«По своей сути этот законопроект компромиссный, он предлагает единственный способ, с одной стороны, сохранить систему ОСАГО, с другой — избежать существенного повышения тарифов. Главная задача сейчас — принять закон, чтобы не наступил коллапс всей системы ОСАГО. Срок вступления закона в силу с 1 марта этого года мне кажется вполне достижимым», — рассказал «Парламентской газете» автор законопроекта, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Михаил Емельянов.

ЦБ принципиально за принятие данного законопроекта, но с существенными изменениями, связанными с защитой прав потребителей услуг на рынке ОСАГО.

Правительство подготовило целый ряд поправок и уточнений к документу ко второму чтению. Подробнее о них рассказал заместитель председателя Центробанка Владимир Чистюхин на «круглом столе» в Госдуме 10 января. «ЦБ принципиально за принятие данного законопроекта, но с существенными изменениями, связанными с защитой прав потребителей услуг на рынке ОСАГО», — подчеркнул он.

В первую очередь гражданин будет выбирать станцию техобслуживания из перечня, предоставленного страховщиком, с которыми компания заключила договор. Гарантия на ремонт составит полгода, а предельные сроки ремонта не должны превышать 30 календарных дней. Если сроки всё-таки будут нарушены, то страховщик будет обязан выплачивать 0,1 процента неустойки в день от полной стоимости ремонта.

Получить деньги вместо ремонта станет возможным в определённых ситуациях. Например, если в результате ДТП транспортное средство полностью разрушено. Или если стоимость ремонта превышает максимальный размер выплаты — 400 тысяч рублей. Или страховщик не может организовать ремонт на станции техобслуживания, которая была выбрана страхователем при заключении договора. Или если страховщик не может организовать ремонт на станции техобслуживания, которая бы соответствовала требованиям ЦБ.

Хорошая идея, с оговорками

В первую очередь убытки страховщиков связывают с деятельностью автоюристов, которые, умело применяя закон о защите прав потребителей, стали отсуживать денежные компенсации. Рынок ОСАГО в прошлом году оценивался в 17 миллиардов рублей. Однако, по словам президента Ассоциации защиты страхователей Николая Тюрникова, о каком-то сверхобогащении речи не идёт. «В действительности средняя зарплата автоюриста 30-50 тысяч рублей. Судебные решения, которые принимаются сегодня в 98 процентах случаев в пользу автовладельцев, свидетельствуют о том, что юрист защищает добросовестных страхователей. Очернять эту деятельность не стоит, потому что всё доказывается через суд», — сказал он. При этом юрист добавил, что замена денежных выплат на ремонт не отвечает защите прав страхователей в полной мере, поскольку у них фактически не остаётся выбора.

Сами страховщики смирились с идеей замены выплат ремонтом. По их подсчётам это обойдётся дешевле, чем повышенные денежные выплаты и дополнительные компенсации, которые взыскиваются через суд. «Если страховщик будет нести ответственность за качество ремонта и сроки его исполнения, то выбор станции техобслуживания должен быть только по его перечню. Он будет знать об их загруженности. Если гражданин захочет выбрать сервис сам, то с нас эта ответственность должна быть снята», — сказал президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Юргенс.

По мнению координатора движения «Общество Синих Ведёрок» Пётра Шкуматова, сама идея замены денежных выплат по ОСАГО ремонтом хороша, но есть некоторые моменты, которые необходимо учесть. «На кузовной ремонт и покраску авто гарантия должна составлять один год, потому что все недочёты обычно проявляются в межсезонье. Неустойка в 0,1 процента от общей стоимости ремонта ничтожно мала и позволит страховщикам относительно недорого затягивать сроки ремонта и автовладелец не сможет ничего с этим сделать», — отметил он.

Необходимо не учитывать износ деталей во время ремонта и предусмотреть все ситуации, когда всё же будет возможность получить денежную выплату.

Общественник подчеркнул, что у клиента должна остаться возможность забрать свой автомобиль из сервиса по истечении предельных сроков ремонта и получить денежную выплату. А неустойку следует увеличить до 1 процента в день. Также в законе необходимо чётко прописать, что запчасти должны быть новыми, иначе будут использоваться восстановленные, а это дискредитирует всю систему ОСАГО.

«Ко второму чтению важно принять закон, который не просто максимально защитит граждан, но даст им возможность выиграть от этого новшества. Должны быть сохранены гарантии производителя при ремонте, определены его максимальные сроки. На мой взгляд, необходимо не учитывать износ деталей во время ремонта и предусмотреть все ситуации, когда всё же будет возможность получить денежную выплату», — уверен председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.

Просмотров 2425