Все о пенсиях в России

16:00Какие выплаты положены при выходе на пенсию

15:08Бессараб рассказала, как индексируют пенсию после ухода на заслуженный отдых

два дня назадВ Госдуме готовят законопроект о трудовых гарантиях для работников маркетплейсов

Петербургский цирк начали ломать. Через колено

Строптивый коллектив, не желающий вливаться в структуру Росгосцирка, лишили директора

05.12.2016 19:07

Автор: Александр Горелик

Петербургский цирк начали ломать. Через колено
Дрессированные медведи «Русская тройка» под рук. Ю.А. Александрова в программе «Посланник» режиссера-постановщика народного артиста РФ Аскольда Запашного

Министерство культуры показало, кто в цирке хозяин. Петербургский цирк остался без своего директора Михаила Смородкина – приказом министра Владимира Мединского с ним в одностороннем порядке разорвали трудовой контракт. То есть уволили.

Без восторга на лице

Это произошло в последний день состоявшегося в Петербурге 1–3 декабря Международного культурного форума. В его рамках должна была пройти коллегия Минкультуры, на которой собирались обсуждать присоединение Большого Санкт-Петербургского цирка к системе Росгосцирка. С этой идеей уже более полугода борются петербургские артисты: они боятся, что их учреждение, только недавно вышедшее на самоокупаемость и начавшее приносить доход, снова откатится назад и будет влачить жалкое существование, как и другие цирки, входящие в единую государственную систему. Свой выход в 1992 году из структуры Государственной цирковой компании и подчинённость напрямую Минкультуры они воспринимали как благо – как и в случае с Московским цирком Запашных на проспекте Вернадского. Четверть века это позволяло им сохранять высокий уровень представлений. Но теперь чиновники решили всё вернуть, как было. И начали они именно с цирка Чинизелли.

Питерские циркачи сопротивлялись интеллигентно: на митинги не выходили, забастовки не устраивали. Только писали письма, прося отменить ошибочное, по их мнению, решение.

Директор Михаил Смородкин, не будучи сторонником присоединения к Росгосцирку, тем не менее дисциплинированно выполнял все распоряжения Минкультуры, подписывал все необходимые бумаги и никогда публично не высказывался по поводу реорганизации Цирка на Фонтанке. Но видимо, теперь дисциплины мало: нужно ещё и восторженное выражение на лице, а его у директора не было. Вот его и уволили. А ведь всего месяц назад министр Владимир Мединский ставил себе в заслугу, что когда-то привёл в Петербургский цирк такого прекрасного менеджера, который, приняв учреждение с 17-миллионным долгом, вывел его на прибыль в 250 миллионов!

На коллегии Минкультуры, кстати, судьбу цирка Чинизелли обсуждать всё же не стали. Причиной тому стал депутат Госдумы Сергей Боярский. Он явился в зал по собственной инициативе и принёс с собой очередные документы, в том числе протокол собрания трудового коллектива Петербургского цирка с возражениями по поводу присоединения к Росгосцирку. Так что во избежание публичного конфликта этот вопрос срочно сняли с повестки дня.

– Я не враг министерства или лично Мединского, просто я пришёл подготовленным, – изумился последствиям своего демарша Сергей Боярский. – Но это вызвало раздражение. Причём я же это сделал не по просьбе Смородкина, меня попросил трудовой коллектив, профсоюз работников. Видимо, директора уволили за то, что у сотрудников цирка есть своё мнение.

– Из Минкультуры позвонили Смородкину, чтобы он помог осуществить вхождение в Росгосцирк, но он отказался, и его уволили, – высказал свою версию случившегося председатель профсоюза Цирка на Фонтанке Виктор Коняхин.

– Смородкину предложили несколько вариантов дальнейшего трудоустройства, – сообщил директор департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Минкультуры Андрей Малышев. – Один из вариантов – заместитель директора Росгосцирка и одновременно директор Петербургского филиала.

Весь вечер на арене

Тем же вечером, после представления, в Цирке на Фонтанке собрали коллектив – об этом попросили Министерство культуры и руководство Государственной цирковой компании. На зрительских местах расселись артисты, только что отработавшие программу, – остальных срочно вызвали из дома. К ним присоединились униформисты, билетёры, сотрудники администрации.

Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры.

Михаил Смородкин в полной тишине зачитал приказ о своём увольнении. Затем процитировал строки из недавнего Послания Президента Федеральному Собранию, которые показались экс-директору весьма уместными:

– Любая несправедливость и неправда воспринимаются очень остро. Это вообще особенность нашей культуры. Общество решительно отторгает спесь, хамство, высокомерие, эгоизм, от кого бы они ни исходили. И всё больше ценит такие качества, как ответственность, высокая культура, нравственность, забота об общественных интересах, готовность слышать других и уважать их мнение.

Сказав это, Смородкин покинул манеж под аплодисменты своих уже бывших подчинённых. На арене остались Андрей Малышев и директор Росгосцирка Дмитрий Иванов – там они и провели весь вечер.

Что должно волновать коллектив

– Ещё в 2015 году коллегия Минкультуры решила, что Петербургский цирк должен войти в состав Росгосцирка в качестве филиала, – принялся рассказывать сотрудникам цирка Малышев. – В огромной структуре Росгосцирка было много проблем, и тогда этот переход не был осуществлён. Но уже три месяца там новый руководитель. За это время он уже показал положительную динамику. Руководство компании прикладывает усилия для налаживания экономической ситуации, и Петербургский цирк, войдя основным филиалом, будет способствовать налаживанию огромного циркового механизма всей страны.

Малышев пообещал, что у питерского филиала будет «огромная автономия», сохранятся штаты и уровень зарплаты.

– У Министерства культуры нет желания разваливать Петербургский цирк, – заверил чиновник. – И в общем цирковом конвейере страны Петербург и дальше будет показывать положительные результаты.

– Не секрет, что за предыдущие два с половиной года Росгосцирк накопил огромные долги, более 600 миллионов рублей, – взял микрофон Дмитрий Иванов. – Но благодаря Минкультуры и депутатам Госдумы были внесены поправки в бюджет этого года на выплату всех долгов. В течение двух недель их погасят, счета разблокируют, и затем ответственность за состояние огромной корпорации ляжет только на меня.

Иванов принялся разворачивать перед циркачами полотно будущего успеха: конвейер программ и аттракционов восстановится, появятся новые площадки для их показа, качество номеров повысится.

– На секунду представьте, что не будет Росгосцирка! – предложил Иванов.

– И слава богу! – откликнулись питерские артисты.

- Я обращаюсь к вам, чтобы вы прониклись этой ситуацией, – отмахнулся директор Росгосцирка. – Я понимаю, что это сложно, что любые перемены всегда неприятны. Но я хочу, чтобы вы поверили, что мы пытаемся это сделать во благо государственной цирковой компании!

Ответом ему был дружный смех.

– Я обещаю, что здесь будут только лучшие программы, – не оставил попытки переубедить питерцев Иванов. – Будет некий индивидуальный подход к культурной столице и цирку Чинизелли! Объединение не значит, что все доходы будет забирать Росгосцирк!

Тут уже зал хохотал.

– Дух цирка Чинизелли сохранится! – пообещал Иванов.

– Примите к себе цирк Запашного – тогда поверим! – крикнули с места.

– Мы готовы ответить на любые ваши вопросы, – попробовал вернуть беседу в конструктивное русло Андрей Малышев.

И вопросы посыпались. Сотрудников прежде всего волновало, зачем присоединение к Росгосцирку нужно лично им и петербургскому цирку вообще, что от этого будет хорошего. Заботили их и технические вещи: какая форма собственности будет у их учреждения культуры и как будет происходить присоединение. Но ни Малышев, ни Иванов по этому поводу не смогли сказать ничего.

Мы и так самодостаточны, вы-то нам зачем?

– Нам не ответили ни на один заданный вопрос, – вздохнул Коняхин. – Отвечали либо о другом, либо общими словами.

Циркачи так и не узнали, почему Михаил Смородкин, выполнявший все распоряжения Минкультуры и подписавший все нужные бумаги, всё-таки был уволен.

– Учредитель вправе принимать такое решение, – только и сказал глава Росгосцирка.

– Так решил работодатель, – вторил ему Малышев.

– А давайте Минкультуры сделает Мариинский театр филиалом Большого! – посыпались выкрики с мест.

– Такой уникальный город – почему только филиал?

– Мы и так самодостаточны, вы-то нам зачем?

– Вам просто нужны деньги, которые мы приносим!

– Присоединение проводится с целью поддержки всей системы цирков по стране, – нашёлся Малышев.

– То есть мы будем работать и за себя, и «за того парня»? – не сдавался строптивый коллектив.

Наконец, Малышев не выдержал.

– Юридический статус и прочие вопросы вас не должны волновать, – попытался он поставить циркачей на место. – Вам гарантировано сохранение штатной численности и уровня зарплат. Вас должна волновать возможность работать по профилю, заниматься тем делом, которому вы учились.

Люди горько усмехнулись и потянулись к выходу из зала, надевая пальто и куртки.

– Давайте создадим рабочую группу! – предложил им вдогонку Малышев. – Вон сколько у вас активных людей, пусть они в неё войдут. Мы можем с ней встречаться в Петербурге или группа будет приезжать к нам в министерство.

Долой эмоции

Циркачи расходились с ощущением, что собрание кончилось ничем, и вообще они зря просидели до полуночи. Им было обидно, что на встречу, проведённую по инициативе Минкультуры, сотрудник этого ведомства пришёл не подготовленным и толком не ответил ни на один вопрос. А то, как поступили с их директором, они восприняли как свидетельство неправоты чиновников: переубедить Михаила Смородкина с помощью аргументов те не смогли, вот и применили административную силу.

– Мы будем продолжать обороняться, – пообещал Виктор Коняхин. – Будем выражать своё мнение всеми доступными способами.

Сейчас обязанности директора Цирка на Фонтанке исполняет замдиректора Росгосцирка Сергей Беляков. Пока он будет совмещать две должности.

– Это, безусловно, ослабляет позиции противников присоединения Цирка на Фонтанке к Росгосцирку, – полагает Сергей Боярский. – Естественно, Беляков будет соблюдать интересы организации, в которой он работает на постоянной основе.

- То, что Михаил Смородкин был уволен по эмоциональным причинам, мне кажется, очевидно, – продолжил депутат Госдумы. – Умение слышать аргументы других и менять свою позицию – это признак силы, а эмоции – вряд ли. Так что сейчас надо убирать эмоции из всей этой истории, чтобы не пострадало дело. Если есть механизм, который позволит петербургскому цирку сохранить набранный темп, прекрасные яркие программы, полный зал, то зрителю не важно, кому он принадлежит – Росгосцирку или напрямую Минкультуры.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 4748