Павел Крашенинников: Гражданский кодекс – не братская могила, его надо править осмысленно
В Госдуме хотят оградить документ от бессистемных изменений
Глава Комитета по государственному строительству и законодательству рассказал «Парламентской газете» в чём суть внесённого им на рассмотрение палаты проект закона, запрещающего править Гражданский кодекс по сторонним направлениям.
– Павел Владимирович, о том, что пора прекращать бесконечно править Гражданский кодекс, говорится давно. Однако законопроект был внесён в Думу только 28 октября. Не поздно?
– Всё вовремя – поверьте. Мы озаботились исключением фрагментарных поправок в Гражданский кодекс давно. Но это не быстрый процесс, нужно было подготовить соответствующий законопроект, получить одобрение Верховного суда и сделать все необходимые документы. Напомню, что несколько лет назад мы договорились, что не будем вносить бездумные поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. А то у нас, так сказать, все «борются с преступностью», а на поверку, смысла в большинстве поправок нет никаких. При этом наш комитет еженедельно разгребал десятки ненужных законопроектов.
То же самое было и с Административным кодексом, поэтому в Госдуму уже внесён законопроект, который запрещает его бессистемно править.
– Гражданский кодекс планируется исправлять отдельными законами?
– Именно так. Сейчас Кодекс состоит из 4 частей и содержит 1551 статью. Представляете, что будет, если каждую из них корректировать? Гражданский кодекс – не братская могила, его надо править осмысленно. Но об этом мало кто думал, и часто ко второму чтению тех или иных поправок в кодекс, появлялись их новые редакции, хотя еще в первом чтении этого не предполагалось.
– Ничего страшного с ними не произойдёт. Те изменения в Гражданский кодекс, которые уже оформлены в качестве законопроектов, получат своё одобрение или будут отклонены.
– Да. Более того, все эти вопросы мы обговорили с коллегами ещё на первом заседании в осенней сессии. В главном сошлись – поправки должны обязательно идти через наш конституционный комитет и рассматриваться системно.
– Да бросьте! Зачем?! Гражданский кодекс – главный после Конституции закон, и он должен иметь историю. Во Франции, например, Гражданский кодекс действует со времён Наполеона, в Германии – вступил в силу в 1900 году, а в Австрии – в 1812 году и действует вполне концептуально. То есть поправки в него долго обговариваются, обсуждаются и только потом уже вносятся. А не так, как у нас, – сумасшедшим образом, галопом. Надеюсь, что мой законопроект будет вскоре одобрен и будущие изменения в главный кодекс, определяющий отношения в обществе, станут осмысленными и тщательно подготовленными.