Все о пенсиях в России

вчераМинфин объяснил, как приумножить пенсионные накопления

01.11.2024Парламентарии Ямала предлагают устранить правовые коллизии в вопросах пенсионного обеспечения северян

29.10.2024Инвестировать пенсию в НПФ можно будет на «Госуслугах»

Образованию не обойтись без молекулярной генетики

Российская академия образования приняла программу своего развития, чтобы педагогическая наука была современной и динамичной

21.10.2016 13:38

Автор: Олег Дзюба

Образованию не обойтись без молекулярной генетики
Людмила Вербицкая. Фото PhotoXPress

Программа была одобрена на заседании Попечительского совета РАО, состоявшемся в Администрации Президента. Решение о разработке планирования будущего всей нашей образовательной отрасли было принято в 2015 году на первом заседании совета.

За этот недолгий для разработки столь важного документа срок удалось создать и практически приступить к воплощению в действительность впечатляющего комплекса мер сочетания гуманитарного и естественно-научного направлений в исследованиях проблем образования и реального обогащения новейшими разработками практики работы школ и вузов.

Коррекционная педагогика наперекор природе

Президент РАО, профессор и бывший ректор СПбГУ Людмила Вербицкая рассказала о современной работе академии и ближайших перспективах. Фактически речь идёт о создании нового комплекса образовательных наук и о том, что образовательные науки окончательно расстаются со статусом неких директивных направлений педагогики, в которых главным было зазубривание тезисов на тему, что можно делать, а что нельзя.

На смену приходят исследования качественно нового уровня, широкое и углублённое взаимодействие некогда почти не соприкасавшихся научных дисциплин. Ну, кому в недавнем ещё прошлом могло в голову прийти, что академический «Кластер междисциплинарных исследований мирового уровня в сфере наук об образовании» будет включать вместе с другими секторами исследований лабораторию нейролингвистики и исследований русского языка, а также молекулярно-генетическую лабораторию. Подключение генетики к проблемам образования отнюдь не случайно, ибо речь идёт об индивидуальных различиях психологических характеристик детей, без учёта которых нужного уровня знаний не получить…

Науки, а среди них и педагогические, в недавние ещё десятилетия существовали под гнётом требований непременной и скорейшей практической отдачи. В образовании же ничего подобного «сабельным», так сказать, натиском не добиться. Но даже немногие конкретные примеры, озвученные на заседании совета, не могут не впечатлить. Показанный на заседании видеоролик, кратко повествующий о работе коллектива Института коррекционной педагогики, практически не нуждался в комментариях. Ребёнок, по жёстокой воле природы появившийся на свет совершенно глухим, свободно и правильно говорит. И таких детей, обретших благодаря институту новое будущее, многие тысячи.

Председатель Комитета Госдумы по образованию и науке Вячеслав Никонов обратил в своём выступлении внимание на важность участия специалистов РАО в процессе законотворчества.

Культура безопасности

Взаимодействие педагогической науки и практики важно и во многих других аспектах. Так, глава МЧС Владимир Пучков высказался за сотрудничество его министерства с РАО в области формирования культуры безопасности жизнедеятельности.

Участники обсуждения немало внимания уделили проблеме учебников, многие из которых не выдерживают критики. В этой связи особенно важна экспертная миссия РАО. Людмила Вербицкая отметила в этой связи: довольно долго господствовало мнение, что учебников должно быть больше, чем в прошлом, когда обходились одним. Всё это обернулось тем, что школьник, по семейным обстоятельствам переехавший, скажем, из Владивостока в Тверь, должен был учиться заново.

Не была обойдена вниманием и проблема обучения русскому языку за рубежом. Кроме необходимости разработки издания учебников для детей, по разным обстоятельствам вынужденных заниматься в школах, где преподавание идёт на государственном языке той или иной страны, возникла совершенно неожиданная тема: влияния самбо на продвижение нашей родной речи. Заместитель министра спорта РФ Наталья Паршикова отметила, что в мире сейчас действует почти 120 федераций самбо и есть надежды, что «самооборона без оружия» войдёт в программу Олимпиад. При этом вся литература по этому стопроцентно отечественному виду борьбы – только на русском языке. В этой связи возник вопрос о проведения языковых фестивалей и конкурсов для этой неожиданной, но влиятельной категории тянущихся к русской речи.

«Война и мир» – гениально, но рано!

После заседания Попечительского совета я обратился к Людмиле Алексеевне Вербицкой с просьбой прокомментировать растиражированные некоторыми средствами массовой информации якобы её слова о необходимости исключить «Войну и мир» Льва Толстого из школьной программы и заметить её Библией.

На что моя собеседница категорически заявила, что ничего подобного не говорила. Она считала и считает, что «Война и мир» – величайшее литературное произведение, но при всех достоинствах романа школьникам непонятна. Они могут лишь запомнить сюжетную канву, а смысл эпопеи остаётся непознанным. При этом, сказала она, у Толстого есть прекрасные книги, вполне доступные ученикам: «Севастопольские рассказы», «Смерть Ивана Ильича» и многие другие. При этом Людмила Вербицкая подчеркнула, что это её личное мнение, а не официальная точка зрения Российской академии образования.

Читайте нас в Дзен
Просмотров 1871