Сергей Нарышкин: единственно верных учебников быть не может

На педсовете в Ленобласти спикер Госдумы призвал учить детей дискуссии и самостоятельному мышлению

Незадолго до 1 сентября, когда в России отмечают День знаний, по всей стране проходят большие педсоветы: учителя решают, куда двигаться системе образования. И хотя председатель Госдумы Сергей Нарышкин не педагог, он решил поучаствовать в педсовете Ленинградской области. Тем более что для школы он не посторонний человек: именно спикер нижней палаты парламента руководил созданием концепции преподавания истории, внедрённой два года назад. Он возглавлял и разработку аналогичной концепции для русского языка и литературы, а сейчас — обществознания.

Кружки на новом уровне

- Я постоянно интересуюсь результатами проделанной работы, — сказал педагогам Сергей Нарышкин. — Например, концепция преподавания истории широко обсуждалась и в научных кругах, и преподавательским сообществом, и родителями, потому что только опора на мнение граждан позволяет добиться наилучшего результата.

- А к 2020 году все школьные предметы будут охвачены этой работой, — предупредила учителей первый замминистра образования и науки Наталья Третьяк.

Между тем перед залом заседаний шумела выставка достижений педагогического труда — многие, кто имеет отношение к образованию в Ленобласти, показывали, на что способны. Разумеется, спикер Госдумы поинтересовался, что ждёт школьников и студентов его родного региона. Любопытного было много. Визитной карточкой Ленинградского госуниверситета имени Пушкина выступил декан истфака Вадим Левашко: вместе со своими студентами, облачёнными в боевые доспехи XII-XIV веков, он стоял в карауле. Тут были и кнехты Ливонского ордена, и русские дружинники, и новгородские ополченцы, ведь любимая тема ребят — Ледовое побоище. Сам Левашко красовался в кольчуге и плаще знатного ладожского купца. На поясе — меч и боевой нож.

- Без хвастовства скажу: мы — единственный реконструкторский клуб в стране, который существует в рамках университета, — гордо расправил плечи декан. — У нас 36 студентов в клубе, и это немало, мы — одно из самых больших объединений реконструкторов в России. Университет нас поддерживает, потому что дело это дорогое — работа над каждым костюмом длится не один год.

Студенты, чтобы в точности воссоздать одежду и оружие ушедших эпох, полностью погружаются в историю, работают в библиотеках, музеях. И в итоге становятся историками не только по профессии, но и по призванию. Тоже в общем-то преподавательская технология.

Серей Нарышкин посмотрел на битву роботов — два небольших дрона выталкивали друг друга за пределы круга, как борцы сумо. Рядом машинки-роботы ездили по извилистой дороге, сами определяя, куда надо двигаться. Неподалёку робот-уборщик пристраивал свои клешни к пустой банке из-под лимонада, чтобы отвезти её к мусорной корзине.

- В каком районе вы так с детьми работаете? — поинтересовался Нарышкин.

- В Бокситогорском, в Пикалёво. Ребята у нас начинают с занимательной робототехники, а потом переходят к более сложным вещам — дронам, решают проблемы движения.

В советское время для детей, увлекающихся техникой, тоже были кружки. Теперь — всё то же, но на другом техническом и организационном уровне. Аналогично и с ребятами, любящими что-то выращивать. Раньше это была герань на подоконнике, теперь — что угодно, потому что гидропонику и специальные теплицы можно устраивать прямо на столе. Есть где попробовать силы и будущим дизайнерам, архитекторам, медикам. А если ребёнок устанет, его можно посадить в релаксирующее кресло — одно из таких опробовал и Сергей Нарышкин. Почувствовав, как под ним вибрируют деревянные массажные пластины, спикер Госдумы расплылся в блаженной улыбке.

Писанину отставить!

- Я знаю, как сложно, когда в школу приходят новые поколения, привыкшие с малых лет к различным электронным устройствам, — сказал потом с трибуны Нарышкин, припомнив увиденные на выставке аппараты, которые нынче по зубам даже первоклашкам. — Но важно помнить, что доступность информации — это лишь иллюзия знания. Знания, если они глубокие, достаются непросто.

Так что, по мнению председателя Госдумы, роль учителя всё также важна: научить ребёнка учиться.

- Наша задача — сберечь опытный учительский корпус, носитель лучших педагогических традиций, — обозначил ближайшие цели парламента Нарышкин.

Он посетовал, что сейчас педагогам приходится много времени уделять всевозможной бюрократии — составлять планы, отчёты, а это не дело:

- Трудно требовать индивидуального подхода к ученику, когда у преподавателя нет даже личного, свободного времени.

Услышав это, педагоги устроили Нарышкину овацию,  так что спикеру пришлось ждать, когда утихнут аплодисменты.

- Надо разгрузить учителей от несвойственных им обязанностей — и результаты не заставят себя ждать, — закончил мысль Сергей Нарышкин.

Наталья Третьяк тут же отреагировала: по её словам, из восьми обязательных документов, которыми должны заниматься педагоги, остались только рабочая программа, электронный журнал и электронный дневник. Вот только бумажек у учителей стало не намного меньше: замминистра пояснила, что 80 процентов писанины приходится на документы, которые требуют сторонние организации.

- Нужно оградить школы хотя бы от запросов информации, имеющейся в открытых источниках! — призвала чиновница. — Чтобы проверяющие органы не засыпали школы запросами, вынуждая педагогов писать многочисленные отчёты!

Судя по очередной овации, для учителей эта тема больная. Даже когда Нарышкин призвал поднять преподавателям зарплаты до уровня, достойного их высокого призвания, зал хлопал не так громко.

- Наше образование должно быть конкурентоспособно в мире, — продолжал ставить задачи спикер Госдумы. — Необходимо поднять престиж интеллектуального труда — отсюда вырастает зрелое гражданское общество, а следовательно, крепнет страна, её правовая система.

А организация, которую возглавляет сам Нарышкин — российский парламент — от этого будет становиться сильнее и ответственнее.

- Так мы вырастим поколение, умеющее самостоятельно мыслить, обладающее истинным, а не показным патриотизмом, — заглянул в светлое завтра спикер. — Не должно быть единственно верных учебников по какому-либо предмету — нужно поощрять дискуссию и в учительской среде, и во всём обществе.


Просмотров 1447

23.08.2016

Популярно в соцсетях