Учителя России мечтают об особом статусе их профессии в обществе

И ждут снижения бюрократической нагрузки

Учителя России мечтают об особом статусе их профессии в обществе

Фото: er.ru

Сенсация пятницы — назначение нового министра образования и науки — стала фоном для проведения первого дня Всероссийского августовского совещания педагогических работников. К экс-главе минобрнауки РФ Дмитрию Ливанову было много претензий со стороны представителей педагогического сообщества, полагавших, что чиновник не слышит или не хочет слышать их голоса.

От нового министра Ольги Васильевой ждут реального подтверждения слов о том, что приоритетным для неё является учитель, от которого зависит будущее страны, потому что сегодня дети, завтра — народ. Как будет реализован обнародованный приоритет, российским учителям ещё предстоит узнать, но то, что они действительно нуждаются в заботливом внимании федеральной власти — факт неоспоримый, и это в очередной раз прозвучало на августовском совещании педагогов.

Как «кошмарят» школу

Российским учителям было что обсудить в ходе работы дискуссионных площадок. Это и по прежнему волнующие их проблемы заработной платы, и вопросы измерения, определения и оценки квалификации педагогов, и проектирование школ нового типа, их оборудование современными средствами обучения, позволяющие реализовать федеральные образовательные стандарты и многое другое, вплоть даже до того, почему школьные автобусы являются необходимым условием обеспечения качественного образования.

Однако наиболее животрепещущей темой оказалось проблема бюрократической нагрузки на учителя, которая, как подметила доцент Московского городского педагогического Университета Надежда Фомина, заставляет его работать значительно более положенных 36 часов в неделю. И действительно, количество документов, которые вынужден оформлять учитель и проверок, которые ему приходится проходить превышают все допустимые нормы.

Как сообщил председатель комитета Государственной Думы по образованию Вячеслав Никонов, в нижней палате парламента проблемы образования считаются приоритетными, и потому при ее председателе Сергее Нарышкине создана специальная комиссия по этому вопросу. Одна из подкомиссий как раз и занималась темой проверок и отчетностью педагогов. Когда решили собрать представителей всех ведомств, имеющих на это право, то выяснилось, что мест для них в зале заседаний комитета просто не хватает, рассказал парламентарий: право на проверки общеобразовательных структур имеют 144 организации. И они этим правом активно пользуются, зачастую, дублируя друг друга. Не имея возможности «кошмарить» бизнес, они «кошмарят» школы и детские сады, подчеркнул Никонов.

По его мнению, противостоят такому прессингу можно и нужно, чему будет способствовать программа создания интернет сайтов каждого общеобразовательного учреждения, что, собственно, уже и происходит. На них располагается вся необходимая информация. А если этого будет мало, то вполне возможно внесение изменений в действующее законодательство, которые бы регулировали количество запросов и проверок до цивилизованного уровня, считает парламентарий, хотя, полагает он, хватило бы и постановления правительства РФ, проект которого уже направлен главе кабинета министров Дмитрию Медведеву. Вполне возможно, считает Вячеслав Никонов, следует не только ограничить количество проверок, но и сосредоточить их проведение в один временной отрезок — до начала учебного процесса.

Болезни роста

Но, увы, если бы дело можно было бы поправить только ограничением количества проверок. Как рассказала учитель русского языка и литературы из Ярославля Светлана Мамонова, педагоги буквально тонуть в бесконечном составлении рабочих программ, календарных и тематических планов, различных отчетов. На это уходит уйма времени и сил, а результат не всегда получается позитивный, причем, именно тогда, когда учителю приходится иметь дело с электронными носителями информации — журналом и дневником, как этого требует от него законодательство. По словам Мамоновой, был случай, когда из электронного журнала исчезли оценки за месяц по многим предметам, и педагоги ночами восстанавливали их. Хорошо еще, что они прозорливо не расставались с бумажными носителями, понимая, чем грозит потеря данных об успеваемости учеников.

Понятно, что все это проблемы роста. Рано или поздно удастся сократить количество проверок и отчетов, отладить работу электронных систем. Но проблема заключается в том, что сегодня именно по ним оценивается работа конкретного учителя, а это вряд ли правильно. Не должны бумаги или документы становится критерием оценки его деятельности. Эта мысль не раз звучала в ходе дискуссий в первый день работы Всероссийского августовского совещания педагогических работников. В субботу уже на пленарном заседании, возможно, в присутствии председателя правительства Дмитрия Медведева и, видимо, нового главы Минобрнауки Ольги Васильевой участники дискуссий подведут их итоги.


Просмотров 2659

20.08.2016

Популярно в соцсетях