Общественные советы при министерствах перестанут быть декорацией

В постановление Правительства о деятельности общественных советов готовятся поправки для повышения их эффективности

Деятельность общественных советов при органах исполнительной власти регулируется постановлением Правительства №877 от 1 сентября 2012 года. За четыре года документ так и не заработал в полную силу, множество проектов проходило через фильтр совета, не задерживаясь и без должного обсуждения. Поправки, разработанные Минэкономразвития, должны вывести общественные советы на новый экспертный уровень.

Советы для вида

О важной роли общественных советов много раз говорил президент Владимир Путин. К сожалению, по действующему законодательству проявить свою сильную экспертную сторону они не могут. В Общественной палате давно работают над тем, чтобы общественные советы из декоративных органов, которые фактически были созданы для украшения деятельности министерств и ведомств, превратились в действующие экспертные площадки. «Нормативная основа этого процесса ещё формируется, и неудивительно, что постановление Правительства №877 от 2012 года требует правки и приведения в соответствие с реалиями», — сказала на общественной экспертизе поправок в это постановление председатель комиссии ОП по общественному контролю Лидия Михеева.

В течение последнего года Правительство и Общественная палата ведут работу по перезагрузке общественных советов. Проект поправок в постановление об их деятельности предлагает сделать рассмотрение социально значимых проектов обязательным на заседании общественных советов. По мнению министра Российской Федерации Михаила Абызова, повестка советов должна отражать приоритеты граждан в вопросах взаимоотношений с исполнительной властью. «Сейчас это постановление Правительства не определяет направление и задачи, которыми должен заниматься общественный совет. За четыре года это постановление так эффективно и не заработало, в практике никогда не возникло ситуации, что документ не мог пройти дальше из-за отсутствия отзыва совета», — сказал он.

За прошлый год Правительство приняло около 30 тысяч нормативных правовых актов, зарегистрированных в Минюсте. По половине вопросов отзывы вообще не предоставляются, что говорит об отсутствии общественного обсуждения. Действительно, такой поток актов невозможно качественно рассмотреть на советах, обсуждение обычно проходит для галочки в заочном режиме, без реальной дискуссии. «Такое положение вещей дискриминирует изначальную идею. Необходимо определить минимальный перечень необходимых вопросов, на которых стоит сконцентрироваться. Также необходимо дать свободу советам брать вопросы, которые не входят в перечень. Общественные советы должны стать таким органом, который может повысить качество рассматриваемого документа», — уверен Михаил Абызов.

С мнением совета должны считаться

Исполнительный директор Аналитического центра «Форум» Александр Брагин считает, что прописать в постановлении термин «общественно значимые вопросы» не получится, определение получится слишком нечётким и размытым, общественные советы должны будут сами этим заниматься в каждом конкретном случае. «По итогам года председатель совета должен представлять отчёт о том, какие вопросы были признаны общественно важными и какие были рассмотрены», — выразил мнение эксперт. Общественная палата могла бы готовить общий отчёт в Правительство по работе советов о том, какие вопросы они берут на рассмотрение, учитывается ли их мнение в дальнейшем, какие органы хорошо работают с советами, а какие игнорируют их решения.

По мнению члена Общественной палаты, одного из авторов федерального закона об основах общественного контроля Иосифа Дискина, важнейшей задачей на сегодня является легитимация существующей государственной общественной системы. «Общество должно верить в справедливость и эффективность действующей системы, и общественные советы тут являются важным звеном. Деятельность советов должна либо обеспечивать поддержку правительственных проектов, придавать им нравственный авторитет, либо стать барьером для решений», — подчеркнул он. В постановлении должен быть прописан минимум документов, которые совет рассматривать обязан. Общественный совет должен выступать судьёй для того, чтобы определять социальную значимость законопроектов. По тем документам, которые общественный совет рассматривает в качестве общественно значимых, должна быть проведена оценка регулирующего воздействия. Иосиф Дискин уверен, что в постановлении также следует прописать персональную ответственность секретаря общественного совета, который одновременно является статс- секретарём соответствующего министерства. «Он должен понимать, что если попытается что-то обойти, то рискует получить выговор председателя Правительства или предупреждение о неполном служебном соответствии», — сказал эксперт.


Просмотров 1865

17.08.2016

Популярно в соцсетях